Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 100
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №203

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Мы были детьми артистов, наши родители ездили на фронт с концертными бригадами, выступали в госпиталях. (2) И дом наш мог считаться счастливым домом, потому что отцы наши не погибли на фронте. (3) Только у Алёши не было отца. (4) Бомба попала в театр. (5) Алёшин отец, который дежурил в ту ночь в театре, погиб.

(6) Мы были на три-четыре года старше Алёши, но относились к нему, как к равному, и даже чуть-чуть завидовали ему. (7) А взрослые, проходя мимо, обязательно останавливались возле шестилетнего Алёши, гладили по голове и угощали конфетой. (8) Но сам Алёша больше всех тянулся к человеку, который никогда не угощал его конфетами и совсем не обращал на него внимания.

(9) Это был почтальон Яков Иванович, дядя Яша. (10) У него не было кисти правой руки, вместо нее — протез, обтянутый чёрной кожаной перчаткой. (11) На груди у дяди Яши блестела медаль «За оборону Севастополя». (12) Почтальон входил во двор и ставил на скамейку разбухшую кожаную сумку.

(13) И сейчас же мы все сбегались к нему. (14) Вначале он прогонял нас, потом привык и даже запомнил по именам. (15) Мы видели: он ещё не привык к своему протезу, ему трудно справляться с кипами газет, писем и журналов. (16) Мы старались помочь ему. (17) Дядя Яша сначала отдавал нам только почту для наших квартир, а потом стал доверять разносить почту по этажам.

(18) Что это была за радость! (19) Прижав новенькие, хрустящие газеты к груди, мы вбегали в подъезд и не запихивали газеты в почтовые ящики, а звонили у каждой двери. (20) На вопрос: «Кто там?» — мы гордо отвечали: «Почта!» (21) Дверь открывалась, и жильцы, улыбаясь, брали почту из наших рук. (22) И при этом каждый удивлялся, что вот как быстро мы растем! (23) Ещё недавно были «совсем вот такие», а теперь — какие молодцы! — помогаем взрослым.

(24) Каждый день мы с нетерпением ожидали появления дяди Яши. (25) И первым к нему бросался Алёша. (26) Хотя ему-то как раз дядя Яша почты не доверял.

— (27) Вот подожди, — говорил он, — в школу пойдёшь, читать научишься — первым моим помощником станешь. (28) Но Алёше так не терпелось поскорее начать разносить почту, что он научился читать и считать, не дожидаясь, пока его научат этому в школе. (29) И однажды он перечислил дяде Яше все номера квартир своего подъезда, назвал жильцов, которые в этих квартирах живут. (30) Потом прочитал названия газет, торчащих из сумки, и такими умоляющими глазами посмотрел на дядю Яшу, что тот не выдержал.

— (31) На! — сказал он. — (32) Отнеси вот эти газеты в тридцать четвертую и тридцать пятую квартиры.

(33) Алёша благоговейно принял из рук дяди Яши тоненькую пачку. (34) Глаза его сияли, а лицо было серьёзным и дышало ответственностью.

(А. В. Масс)

Анна Владимировна Масс - русская писательница, автор 17 книг для детей и взрослых

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алеша самостоятельно научился читать и писать?»

1) Но Алёше так не терпелось поскорее начать разносить почту, что он научился читать и считать, не дожидаясь, пока его научат этому в школе.

2) Дядя Яша сначала отдавал нам только почту для наших квартир, а потом стал доверять разносить почту по этажам.

3) Но сам Алёша больше всех тянулся к человеку, который никогда не угощал его конфетами и совсем не обращал на него внимания.

4) На груди у дяди Яши блестела медаль «За оборону Севастополя».



3Укажите предложение, в котором используется эпитет.

1) У него не было кисти правой руки, вместо неё — протез, обтянутый чёрной кожаной перчаткой.

2) Каждый день мы с нетерпением ожидали появления дяди Яши.

3) И однажды он перечислил дяде Яше все номера квартир своего подъезда, назвал жильцов, которые в этих квартирах живут.

4) И дом наш мог считаться счастливым домом, потому что отцы наши не погибли на фронте.



4Из предложений 16-19 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от лексического значения.



5Из предложений 8-11 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах -АН-(-ЯН-), -ИН- отымённых прилагательных пишется Н».



6Замените разговорное слово ЗАПИХИВАЛИ в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



7Замените словосочетание БЛАГОГОВЕЙНО ПРИНЯЛ (предложение 33), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 32.



9Среди предложений 14-21 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания при вставной конструкции.

Дверь открывалась,(1) и жильцы,(2) улыбаясь, (3) брали почту из наших рук. И при этом каждый удивлялся, (4) что вот как быстро мы растем! Ещё недавно были «совсем вот такие», (5) а теперь —(6) какие молодцы! — (7) помогаем взрослым.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.



12В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Мы были на три-четыре года старше Алёши,(1) но относились к нему, (2)как к равному, (3) и даже чуть-чуть завидовали ему. А взрослые,(4) проходя мимо,(5) обязательно останавливались возле шестилетнего Алёши,(6) гладили по голове и угощали конфетой. Но сам Алёша больше всех тянулся к человеку, (7) который никогда не угощал его конфетами и совсем не обращал на него внимания.


13Среди предложений 28-32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 9-14 сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: