Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ОГЭ-2025 по русскому языку. Тренировочный вариант №4

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание.

1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны́ привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь – небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально изменилось лицо страны, когда все факторы, определяющие пейзаж, исчезли или изменили свой вид.

2Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) народ создаёт (предложение 1)

2) которые были расставлены (предложение 2)

3) ландшафт (и) пейзаж привносили (предложение 3)

4) небольшие деревеньки (предложение 4)

5) радикально изменилось лицо (предложение 5)

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит сравнительный оборот.

2) Первая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным определением.

3) Предложение 3 осложнено однородными членами.

4) Предложение 4 простое.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

4Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
  2. Обращение выделяется запятыми.
  3. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Берёзовый лесок закончился, и перед путниками возникла речка, прячущаяся в камышовых зарослях.
  2. Когда стало совсем жарко и толчея в порту замерла, друзья выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна была гавань.
  3. В это время Иван Езерский, мой сосед, вошёл в свой тесный кабинет.
  4. В.И. Даля мы знаем как известного собирателя пословиц, как знатока русского языка.
  5. И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.
А
Б
В

5Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять кавычки.

Болдинская усадьба, расположенная недалеко от (1) Нижнего Новгорода (2), привлекает к себе большое количество поклонников творчества А.С. Пушкина. Несмотря на то что поэт побывал в родовом поместье всего лишь три раза, село вдохновило его на написание более 50 произведений, среди которых (3) Медный всадник (4), главы (5) Евгения Онегина (6). Недаром исследователи творчества Александра Сергеевича говорили о днях, которые поэт провёл здесь осенью 1830 года: (7) Это чудо болдинской осени (8).

6Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БРАКОВАННЫЙ (товар) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.

2) ПРИБЕЖАТЬ – написание приставки определяется её значением – приближение.

3) ПРЕДЛАГАЮТ – безударная гласная в корне слова непроверяемая.

4) ДОЧЬ – буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного.

5) НА ЦЫПОЧКАХ – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).

7Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

В бурю море становил..(1)сь злым, ч..(2)рным. Волны неслись к берегу и выбрасывали на песок водор..(3)сли. Больше недели свирепств..(4)вал ветер, но постепенно затих, море успокоилось. Оно сверкало на солнце, похожее на огромное зерк..(5)ло. Было приятно заг..(6)рать на берегу, изредк..(7) ощущая лёгкое прик..(8)сновение ветерка, вслушиваясь в ш..(9)рохи трав.

8Раскройте скобки и запишите слово «басни» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мой брат знает наизусть много (басни) И.А. Крылова.

9Замените словосочетание «бессонная ночь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

(1)Алька училась в нашем классе и ни с кем из класса не дружила. (2)Она была совсем некрасивая: маленькая, тощая, волосы висят, как бело-рыжие прямые нитки, закрывают уши, лоб, глаза. (3)Иногда Алька уберёт чёлку, но ненадолго: нагнёт голову – волосы опять висят, и через них виднее всего веснушки – много, и все яркие, рыжие. (4)Губы у Альки почти всегда сжаты, а носик небольшой, красный, и Алька почти всегда им шмыгает, потому что одежда у неё старовата, как почти у всех в классе. (5)Из той одежды, что была до войны, выросла, а новую шить не из чего. (6)Другие ребята донашивают вещи старших сестёр и братьев, бабушки перешивают что-то своё. (7)А у Альки ни сестёр, ни братьев, ни дедушки, ни бабушки.

(8)Папа у неё – на фронте, мать – день и ночь на шинном заводе. (9)Сколько продукции надо выпустить, а мужики – на войне! (10)Алька тоже хотела идти работать, но мать уговорила учиться, сказала: – Долю твою отработаю, не беспокойся.

(11)Мне нравилось смотреть на Альку. (12)Наверное, потому что сразу видно: она никогда не врала. (13)Просто что думала, то и делала сразу. (14)Даже глупости.

(15)Ещё у нас в классе была Эля Гладких, очень красивая, как фарфоровая кукла. (16)У неё были косы длинные, ровные, блестящие. (17)Мама ей сама их расчёсывала, заплетала, очень следила за Элей.

(18)На фронт, конечно, нас не взяли бы. (19)Но мы и сами понимали, что делать нам на войне пока нечего. (20)Помогать фронту надо было. (21)Но как? (22)Учиться! (23)Так говорили все: и радио, и родственники, и учителя. (24)Мы и учились, кто как мог. (25)В общем, неплохо.

(26)Мальчишки бегали помогать при разгрузке на вокзал, на склады. (27)Моральная сторона здесь иногда поддерживалась материальной. (28)Мальчишки и нам приносили заработанное, правда, нечасто. (29)Говорили, что мальчишки были более голодными, чем мы, потому что больше двигались. (30)И всё-таки был случай, когда они угостили нас солёными огурцами. (31)А однажды насы́пали в карманы пшеничное зерно. (32)Дома нам из него сварили кашу.

(33)Девочки из класса пошли в госпиталь. (34)Робея, подталкивая друг друга, задержались перед решёткой с узорным литьём. (35)Эля прошла первой, так получилось.

(36)Из дверей госпиталя навстречу нам вышла группа медсестёр. (37)Путаясь и сбиваясь, мы рассказали, зачем пришли. (38)Сёстры перестали смеяться и разговаривать, посмотрели на одну – самую упитанную и румяную. (39)Потом оказалось, что это старшая медсестра.

– (40)Это хорошо, – сказала она, подумав. – (41)У нас много лежачих тяжёлых раненых, будете кормить их, помогать санитаркам. (42)Кому почитаете, кому письмо напи́шете – всё раненым польза… (43)А этой замарашке сначала вымыться надо, – кивнула она на Альку. – (44)Вон бери пример с подруги! – (45)И она показала на Элю.

(46)Алька повернулась, решительно высморкалась и пошла прочь к калитке. (47)Я хотела догнать, но все уже входили в двери госпиталя.

(48)Через несколько дней Эля перестала ходить к раненым.

– (49)У меня болит голова. (50)Мама сказала, это оттого, что в палатах душно.

(51)Действительно, в палатах было душно.

(52)Я уговаривала раненых, что лежали возле окна, укрыть их как следует. (53)И как приходила, сразу открывала окно. (54)Они скоро привыкли.

– (55)Ну, сестрёнки пришли! (56)Сейчас будут воздушные процедуры!

(57)Альке (она, конечно, пришла на другой день) дали самый драный, застиранный халат, весь в лохмотьях. (58)И каково же было наше удивление, когда на следующее утро Алька, румяная, причёсанная, даже веснушки у неё сияли как новенькие, вошла в палату в аккуратном, отглаженном, даже нарядном белом халате. (59)Они с мамой всю ночь приводили его в порядок, штопали, гладили, перешивали Альке по росту.

– (60)А мы-то собирались его списать, – сказала старшая медсестра.

– (61)Ну и дурочка, что себе не оставила, – сказала Эля, узнав об этом случае. – (62)Сшила бы из него платье. (63)Смотри, туфли у тебя дырявые, прямо на босых ногах. (64)Да и платье – я давно хотела сказать – тебе в нём не стыдно? (65)Ходить в лохмотьях – уважать не будут.

– (66)Хоть уважают, хоть не уважают, – ответила Алька, – нам плевать. (67)Тебя-то уважать не за что. (68)Ясно?

(По Т.И. Александровой*)

*

Татьяна Иванова Александрова (1929–1983) ‒ советская детская писательница, художница, автор сказок о домовёнке Кузе.

10 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Алька была честной девочкой, и это качество нравилось рассказчице.

2) Алька жила в обеспеченной семье, и мама её не работала.

3) Во время Великой Отечественной войны дети вносили посильный вклад в общее дело победы: старались хорошо учиться, помогали разгружать вагоны, ухаживали за ранеными.

4) В госпитале медсёстры поставили Альку в пример Эле.

5) За ночь Алька с мамой из старого и рваного халата сделали аккуратный, даже нарядный.

11 Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1) Она была совсем некрасивая: маленькая, тощая, волосы висят, как бело-рыжие прямые нитки, закрывают уши, лоб, глаза.

2) Папа у неё – на фронте, мать – день и ночь на шинном заводе.

3) Ещё у нас в классе была Эля Гладких, очень красивая, как фарфоровая кукла.

4) А однажды насы́пали в карманы пшеничное зерно. Дома нам из него сварили кашу.

5) Алька училась в нашем классе и ни с кем из класса не дружила.

12В предложениях 11‒17 найдите антоним к слову «тусклый». Запишите этот антоним.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль эпитеты играют в создании образов героев?».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 20 текста:
«Помогать фронту надо было».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.3Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как можно завоевать уважение?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.