Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 362
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ГИА по русскому языку. 2012 год. Авторский вариант №12

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B9.

(1) Вскоре во двор вышел Костик. (2) Он длиннее меня на целых полголовы, хотя учится со мной в одном классе.

(3) Костик имеет такую привычку: если увидит ребят, которые во что-нибудь играют или о чём-нибудь договариваются, обязательно подкрадётся и крикнет: «А-а, попались, попались! (4) Всё видел, всё видел! (5) Всё слышал, всё слышал!» (6) И отойдёт. (7) Хотя никто его не просил смотреть и слушать не приглашали.

(8) Мне давно хотелось надавать Костику по физиономии. (9) Ударить три раза и тихо сказать: «Это за папу! (10) Это за маму! (11) Это за тебя самого!» - как говорят маленьким, которые плохо едят.

(12) Костик давно уж напрашивался на это. (13) Я его предупреждал: «Не напрашивайся! (14) Не напрашивайся!..» (15) А он продолжал.

(16) Но напрашивался он всегда как-то не до конца. (17) Не было ещё настоящего повода надавать ему и тихо сказать: «За папу! (18)За маму!..» (19) А без повода бить как-то неинтересно.

(20)Костик вышел во двор - и сразу ко мне:

-(21) А-а, попались! (22) Всё слышал, всё слышал: как стукнул вам папа, так сразу радио выключили. (23) Испугались! (24) Больше орать не будете. (25) Что у вас там, какая-нибудь глухая тетеря?

-(26) Как ты сказал? - спросил я Костика.

(27) И, испугавшись, что он повторит свои слова громче, что все их услышат, быстро смазал его по скуле. (28) Мне пришлось подняться на цыпочки, потому что Костик выше меня на целых полголовы. (29) Он тут же удрал обратно в подъезд...

(30) Я, наверно, очень разволновался и всё сделал не так, как хотел: ударил его не три раза, а только один. (31) И не стал приговаривать: «За папу! (32) За маму!» (33) Очень разволновался! (34) Поэтому все забыл. (35) Не ожидал, что он скажет эти слова...

(36) «Не бить же его сначала?» - подумал я. (37) И не стал догонять.

(38) Минут через десять Людмила высунулась в окно:

- (39) Лёня, иди домой!

(40) Я пошёл... (41) Уже с первого этажа я услышал, как на третьем шумит папа Костика:

- (42) Он избил его! (43) Он избил его!.. (44) Хулиган! (45) Призовите его к порядку. (46) Или я сам... (47) Недаром его зовут... (48) Недаром ему дали это прозвище! (49)- И он выкрикнул моё прозвище. – (50) Заслужил!

(51)Я не стал подниматься, пока не услышал, что папа Костика хлопнул дверью.

(52)Тогда я поднялся.

(53)Дома все были взбудоражены. (54) Мама поглядывала на отца. (55) Я знал этот взгляд, он как бы просил отца: «Помни, что мы его долго ждали! (56)Не кричи на него! (57)Разберись...» (58) Отец же поглядывал на маму и словно просил о том же. (59)Они всегда обмениваются такими взглядами, когда я в чём-нибудь виноват, будто сдерживают друг друга.

- (60)За что ты его избил? - спросила Людмила.

- (61)Так... (62)Ни за что. (63)Я давно хотел.

- (64)Ты хотел?! - Людмила нервно чертила что-то на огромном листе. (65)У неё такая привычка: когда идет неприятный разговор, не прекращать работу, водить карандашом или рейсфедером по бумаге.

(66) Я молчал.

- (67) За что ж ты его избил? (68) Ведь была же, наверно, причина? (69) Скажи нам. (70) Прямота многое искупает!

- (71) Нет... (72) Просто так. (73) Он очень противный.

- (74) Мало ли противных людей на свете! (75) Ты всех будешь бить?

(76) Я пожал плечами:

- (77) Не знаю.

- (78) Если была бы причина, я, возможно, могла бы понять...

(79) Любит она рассуждать: «Если бы было, тогда бы...»

- (80) Не было. (81) Нет!

- (82) Жестокость вообще отвратительна, - не прекращая чертить, сказала Людмила. – (83) А беспричинная жестокость безнравственней вдвое. (84) Нет, в тысячу раз.

(85) Подсчитала!

(По А. Алексину)

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик считал Костика противным?»


A2Укажите, в каком значении употреблено слово СМАЗАТЬ (предложение 27).


A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.


A4Укажите ошибочное суждение.


A5Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.


A6Укажите слово, в котором правописание приставки не подчиняется правилу: ««В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С».


A7Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени чередуется с –У(Ю)/-Ю(Ю).


Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1Замените разговорное слово ОРАТЬ в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



B2Замените словосочетание БЕСПРИЧИННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ (предложение 83), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



B3Выпишите грамматическую основу предложения 8.



B4Среди предложений 78-84 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



B5В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые при вводном слове.

Мне пришлось подняться на цыпочки, (1) потому что Костик выше меня на целых полголовы Я, (2) наверно, (3) очень разволновался и всё сделал не так, (4) как хотел: ударил его не три раза,(5) а только один.


B6Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.



B7В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

И, (1) испугавшись,(2) что он повторит свои слова громче, (3) что все их услышат, (4) быстро смазал его по скуле.


B8Среди предложений 41-53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



B9Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: