Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ОГЭ-2025 по русскому языку. Тренировочный вариант 228

Автор: Ситникова Любовь Николаевна

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание.

1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1) Хорошо, когда у человека есть любимая работа, когда он стремится овладеть ею, постичь её в совершенстве. (2) Каждый человек по-своему переживает золотые минуты, когда он учится нужному и интересному делу. (3) Сначала чувствуешь себя беспомощным, потому что голова знает, как работать, а руки пока не слушаются. (4) Но вот наконец наступает чудесный день, о котором ты так долго мечтаешь,  — и ты становишься мастером. (5) Много незабываемых радостей может быть у человека, но с радостью творчества не сравнится ни одно чувство.

2Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) хорошо (предложение 1)

2) каждый переживает (предложение 2)

3) работать (предложение 3)

4) ты становишься (предложение 4)

5) не сравнится чувство (предложение 5)

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое, осложнено вводным словом и однородными сказуемыми.

2) Предложение 2 осложнено однородными дополнениями.

3) Предложение 4 имеет три грамматические основы.

4) Предложение 4 сочинительной и подчинительной связью между частями.

5)  Первая часть предложения 5 односоставное безличное предложение.

4Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Распространённое приложение обособляется, если относится к личному местоимению.
  2. Распространённое обращение отделяется от других членов предложения запятой.
  3. Однородные члены предложения, соединённые только интонаций без использования союза, разделяются запятой.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Приветствую тебя я ныне, о юность дерзкая моя!
  2. На опушке заметил он просторный, крепко рубленный из толстых брёвен сарай.
  3. Мастер своего дела, он умеет так поставить слово в ряду других, чтобы оно играло всеми своими красками, чтобы звучало и неожиданно, и веско, и ново.
  4. О славной той поре, о дерзкой юности, я вспоминаю часто: старость на дворе.
  5. Лето закончилось, небесное светило всё реже баловало нас теплом, деревья грустно роняли листья.
А
Б
В

5Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Мариинский театр (1) один из ведущих музыкальных театров России и мира (2) который ведёт свою историю с 1783 года (3) когда по указу Екатерины II была учреждена труппа (4) для представления драматических и оперных спектаклей (5) в только что открытом на Театральной площади Большом Каменном театре. А сегодня он располагается в здании (6) построенном архитектором Альберто Кавосом (7) в 1859 году на противоположной стороне Театральной площади.

6Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) СКРЫВАТЬСЯ (от погони) – на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.

2) (говорить) ПО-ФРАНЦУЗСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

3) РАЗБИРАТЬСЯ (в шкафу) – снаписание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.

4) ЛОЖКА – написание парной согласной в корне слова проверяется формой слова «ложек».

5) НЕ ЗАМЕТИВШИЙ (ошибку) – деепричастие с частицей НЕ пишется раздельно.

7Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Однажды я нечаянн(1).. забрёл в какую-то незн(2)..комую усадьбу. Два ряда тесн(3).. п(4)..саженных елей ст(5)..яли впл(6)..тную к д(7)..рожке, обр(8)..зуя мрачную аллею.

8Раскройте скобки и запишите слово «полтораста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Крепость находится в (полтораста) километрах от города.

9Замените словосочетание «детские игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.

– (4)Тут, – признался дед.

– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.

(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

– (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед.

– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:

– (12)Так зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?

– (13)Так просто, – буркнул мальчик.

– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:

– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет...

(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.

– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.

(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.

– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук.

– (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...»

(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятенной душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

– (39)Это тебе... эти ледянистые...

(40)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

(По В. И. Одноралову)*

* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) – оренбургский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.

10Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Андрейка пришёл к дому Алки вместе со своим дедом.

2)  Алка отказалась брать цветы.

3)  Дед и внук были очень похожи.

4)  Дед хотел наказать внука за плохое поведение в школе.

5)  Дед заставил внука извиниться перед девочкой, потому что хотел, чтобы внук стал благородным и смелым человеком.

11 Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.

1)  - А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, - сказал мальчик.

2)  Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.

3)  Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.

4)  Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

5)  Но дед кратко сказал: «Не трусь!»  — и поставил его рядом с собой.

12 В предложениях 34–39 найдите разговорный синоним к слову сказал. Выпишите это слово.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играет сказуемое?».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. анный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах»
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.3Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из прочитанноготекста или из Вашего жизненного опыта. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.