Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 258
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2020 год. Вариант №2

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Слово «аудит» для России не новое. (2)Оно появилось ещё в XVIII веке. (3)Первые аудиторы занимались делами, связанными с имущественными спорами в армии. (4)Однако серьёзного развития в России аудиторское дело не получило, хотя в разные годы предпринимались попытки создания системы образования аудиторов и сдачи ими специальных экзаменов. (5)Сегодня в России существует уже много аудиторских фирм и создаётся система независимого аудиторского контроля, а также решаются вопросы подготовки квалифицированных специалистов-аудиторов и лицензирования их деятельности. (6)Кроме того, принят закон, который регламентирует обязанности, права и ответственность аудиторов.

2Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) первые аудиторы занимались (предложение 3)

2) попытки предпринимались (предложение 4)

3) существует (и) создаётся система (предложение 5)

4) существует много (предложение 5)

5) который регламентирует (предложение 6)



3Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Изучая книги (1) собранные музеем в Михайловском (2) начинаешь яснее понимать (3) как рождался (4) гениальный замысел «Бориса Годунова»: всё это навеяли древние холмы (5) и стены Пскова (6) величавый ансамбль Святогорского монастыря (7) и (8) подарившие поэту живое ощущение эпохи (9) михайловские рощи.


4Синтаксический анализ. Замените словосочетание «лесной житель», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



5Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПОМОЧЬ – на конце имён существительных 3-го склонения после шипящих пишется буква Ь.

2) ИСКОСА (посмотреть)– на конце наречия пишется суффикс –А, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ИС- и суффикса –А.

3) ЛИШЁННЫЙ – в полном страдательном причастии, образованном от бесприставочного глагола совершенного вида, пишется НН.

4) ЗАГОРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от наличия суффикса -А-.

5) РАСКАЯЛИСЬ – – в глаголе прошедшего времени перед суффиксом –Л- пишется тот же суффикс, что и перед –ТЬ в начальной форме.



Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрёпанная борода деда.

(2)Через минуту Карл Петрович уже сердился.

(3)- Я не ветеринар, - сказал он и захлопнул крышку рояля. (4)- Я всю жизнь лечил детей, а не зайцев.

(5)- Что ребенок, что заяц - всё одно, - упрямо пробормотал дед. - (6)Полечи, яви милость! (7)Ветеринару нашему такие дела неподсудны. (8)Он у нас коновал. (9)Этот заяц, можно сказать, спаситель мой: я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты говоришь - бросить!

(10)Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. (11)Через два дня об этом уже знал весь маленький город, а на третий день к Карлу Петровичу пришёл длинный юноша в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты и попросил дать беседу о зайце.

(12)Зайца вылечили. (13)Ваня завернул его в ватное тряпьё и понёс домой. (13)Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. (14)Но дед не сдавался. (16)Под его диктовку Ваня написал профессору письмо: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле. (17)При сем остаюсь Ларион Малявин.»

(18)...Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (19)Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (20)Шумел сухой тростник. (21)Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

(22)Деду не спалось. (23)Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. (24)Потом поставил самовар - от него окна в избе сразу запотели и звезды из огненных точек превратились в мутные шары. (25)Заяц спал в сенях и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(26)Мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне наконец историю о зайце.

(27)В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (28)Леса стояли сухие, как порох. (29)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (30)Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. (31)Заяц удрал.

(32)Дед пошёл дальше. (33)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (34)Поднялся ветер. (35)Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. (36)Стало трудно дышать.

(37)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (38)Ветер перешёл в ураган. (39)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(40)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(41)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (42)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (43)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(44)Дед обрадовался зайцу, будто родному. (45)Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (46)Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

(47)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

(48)Заяц вывел деда из огня. (49)Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед - оба упали от усталости. (50)Дед подобрал зайца и понёс домой. (51)У зайца были опалены задние ноги и живот. (52)Потом дед его вылечил и оставил у себя.

(53)- Да, - сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, - да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.

(54)- Чем же ты провинился?

(55)- А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. (56)Бери фонарь!

(57)Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы.(58)Заяц спал. (59)Я нагнулся над ним с фонарём и заметил, что левое ухо у зайца рваное. (60)Тогда я понял всё.

(По К.Г Паустовскому)*

*Паустовский Константин Георгиевич — русский советский писатель, публицист. Создал много очерков, рассказов, повестей о природе, о внутреннем мире человека. Написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко» и др.

6 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Дед и его внук приняли зайца в свою семью, так как нашли его в лесу совсем маленьким и беспомощным.

2) Зайца вылечил ветеринар.

3) Ларион Малявин помог зайцу выбраться из объятого пожаром леса.

4) На охоте дед выстрелил в зайчонка с рваным ухом, но промахнулся.

5) Во время лесного пожара Ларион Малявин не погиб благодаря зайцу.



7Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде.

2) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью.

3) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.

4) Ларион обрадовался зайцу, будто родному.

5) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»



8 Лексический анализ. Найдите в тексте антоним к слову СПАСАЮТСЯ (предложение 45). Напишите этот антоним.



Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г.Г. Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Г. Граник.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента данного текста (предложение 9): «- Да, - сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, - да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


9.3 Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое благодарность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.