Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 23
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ГИА по русскому языку. 2012 год. Авторский вариант №8

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B9.

(1) Бим долго бежал. (2) И наконец, еле переводя дух, пал между рельсами, вытянув все четыре лапы, задыхаясь и тихонько скуля. (3) Надежды не оставалось никакой. (4) Не хотелось никуда идти, да он и не смог бы, ничего не хотелось, даже жить не хотелось.

(5) Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно — тихо, без ропота, в страданиях, неизвестных миру. (6) Не дело Бима и не в его способностях понять, что если бы не было надежды совсем, ни одной капли на земле, то все люди тоже умерли бы от отчаяния. (7) Для Бима всё было проще: очень больно внутри, а друга нет, и все тут.

(8) Нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. (9) Собаки умирают молча. (10) Ах, если бы Биму сейчас несколько глотков воды! (11) А так, наверно, он не встал бы никогда, если бы...

(12) Подошла женщина. (13) Сильная, большая женщина. (14) Видимо, она сперва подумала, что Бим уже мёртв, — наклонилась над ним, став на колени, и прислушалась: Бим ещЁ дышал. (15) Он настолько ослабел со времени прощания с другом, что ему, конечно, нельзя было устраивать такой прогон, какой он совершил за поездом, — это безрассудно. (16) Но разве имеет значение в таких случаях разум, даже у человека!

(17) Женщина взяла в ладони голову Бима и приподняла:

— (18) Что с тобой, собачка? (19) Ты что, Чёрное ухо? (20) За кем же ты так бежал, горемыка?

(21) У этой грубоватой на вид женщины был тёплый и спокойный голос. (22) Она спустилась под откос, принесла в брезентовой рукавице воды, снова приподняла голову Бима и поднесла рукавицу, смочив ему нос. (23) Бим лизнул воду. (24) Потом, в бессилии закачав головой, вытянул шею, лизнул ещё раз. (25) И стал лакать. (26) енщина гладила его по спине. (27) Она поняла всё: кто-то любимый уехал навсегда, а это страшно, тяжко до жути — провожать навсегда, это всё равно что хоронить живого.

(28) Она каялась Биму:

— (29) Я вот — тоже... (30) И отца, и мужа провожала на войну... (31) Видишь, Чёрное ухо, старая стала... а всё не забуду... (32) Я тоже бежала за поездом... и тоже упала... и просила себе смерти... (33) Пей, мой хороший, пей, горемыка...

(34) Бим выпил из рукавицы почти всю воду. (35) Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. (36) И лизал, лизал её грубые, в трещинах, руки, слизывая капельки, падающие из глаз. (37) Так второй раз в жизни Бим узнал вкус слёз человека: первый раз — горошинки хозяина, теперь вот — эти, прозрачные, блестящие на солнышке, густо просоленные неизбывным горем.

(38) Женщина взяла его на руки и снесла с полотна дороги под откос:

— (39) Лежи, Черное ухо. (40) Лежи. (41) Я приду, — и пошла туда, где несколько женщин копались на путях.

(42) Бим смотрел ей вслед мутными глазами. (43) Но потом с огромным усилием приподнялся и, шатаясь, медленно побрёл за нею. (44) Та оглянулась, подождала его. (45) Он приплёлся и лёг перед нею.

— (46) Хозяин бросил? — спросила она. — (47) Уехал?

(48) Бим вздохнул. (49) И она поняла.

(По Г. Троепольскому)

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что поняла женщина, глядя на Бима?»






A2Укажите, в каком значении употребляется слово «дух» (предложение 2).






A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.






A4Укажите ошибочное суждение.






A5Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.






A6Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»:






A7В каком слове количество букв Н определяется правилом правописания суффиксов причастий?






Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1Замените разговорное слово «сперва» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



B2Замените словосочетание «в брезентовой рукавице» (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



B3Выпишите грамматическую основу предложения 21.



B4Среди предложений 33-36 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.



B5В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые при обращении.

— Лежи,(1) Черное ухо. 40)Лежи. Я приду,(2) — и пошла туда,(3) где несколько женщин копались на путях. Бим смотрел ей вслед мутными глазами. Но потом с огромным усилием приподнялся и, (4) шатаясь,(5) медленно побрел за нею. Та оглянулась, (6) подождала его.


B6Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.



B7В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Видимо,(1) она сперва подумала, (2)что Бим уже мёртв(3), — наклонилась над ним, (4)став на колени, (5) и прислушалась: Бим ещё дышал.


B8Среди предложений 7-10 найдите предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



B9Среди предложений 21-27 найдите сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: