Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 354
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №214

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Когда-то хуторяне жили на этом бугре. (2)Потом дома свезли, и задичал бугор. (3) На этом месте и поставил свой дом Игнат Николаевич. (4) Поначалу, когда пришёл землемер и отвёл рядом с его землёй участок новому хозяину, он был недоволен. (5) Но вскоре успокоился – работёнка от соседа подвернулась. (6)Надо было поставить ему сборный стандартный дом.

(7) И дом, и стол под липой, и две скамеечки – всё сделал Зимину. (8) Забором из штакетника обвёл участок, смастерил сарайчик для дров.(9) Какой разговор! (10) Даже застеснялся назначить цену за работу. (11)Спасибо, не обидел сосед. (12)Скворечни хотел поставить Зимин. (13) Пришлось лезть на дуб, а он неохватный, – сначала по лестнице, а уж потом с сука на сук, да чтоб повыше. (14)А возраст за пятьдесят. (15) Ничего, влез, поставил.

– (16) Сколько же вам? - спросил хозяин.

– (17) А это уж как сами решите. (18) На такую работу расценок нет, - ответил Игнат Николаевич.

(19) Зимин дал десятку. (20) Игнат Николаевич принял, поблагодарил, а про себя подумал: «Денег девать тебе, видно, некуда».

(21)В другой раз пришла Зимину блажь – липу свалить. (22)Тень от неё на розарий падает.

(23) Игнат Николаевич глянул вверх. (24) Хороша липа! (25) Как шатёр, раскинулась над землей. (26) Солнцу не пробиться сквозь её гущину. (27) В ливень встать под неё – не смокнешь. (28) Ствол чистый, без единого дуплёнышка, без трещины. (29) Всю пчелиную округу она обеспечить может. (30) А потом перевёл взгляд на розарий – пустяк, пяток всего кустиков. (31) И впервые какое-то раздражённое изумление охватило Игната Николаевича, и глухо, тяжело, совсем для себя незнакомо сказал:

– (32) Тридцать рублей будет стоить такая работа.

– (33)Ну что ж, я согласен.

(34) И Игнат Николаевич полез. (35) Взял остро наточенную ножовку, канат, чтобы захлестнуть вершину. (36) Добрался до намеченного места. (37) Глянул оттуда, и вся ширь земли предстала перед ним. (38) Увидел далекие болотинки с отсвечивающейся на солнце водой, пашни с зелеными хлебами, волной переливающиеся по ветру, тёмный лес, шагающий по холмам, дорогу, по которой, словно букашки, бежали машины. (39) После этого глянул вверх на вершину липы, которую ему надо свалить. (40) Густа она была со своей круглой листвой. (41) Сквозь неё еле пробивалось синее небо. (42) И в гущине её щебетали птахи. (43) Лёгкий ветер мягко касался ветвей, и все они жили, раскачивались в прозрачно-чистейшем воздухе. (44) И вдруг, будто током, ударило Игната Николаевича, когда он подумал о том, что вот сейчас ему предстоит порушить всю эту могучую красоту, и, словно подгоняемый ветром, стал быстро спускаться вниз, радуясь тому, что вовремя осенило его, что не поднял он руки на липу.

– (45) Что-нибудь забыли? - вежливо спросил Зимин.

– (46) Что мне забывать, - тяжело переводя дух, сказал Игнат Николаевич. – (47) А только недобро, Сергей Семенович, валить такую красоту. (48) Грех!

(49) И радовался, проходя мимо участка, видя, как шумит на ветру вековая липа, стоит нетронутая, непокалеченная, живая.

(По С. Воронину)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему Игнат Николаевич не стал пилить липу?»

1) Ему было уже за пятьдесят.

2) Он забыл инструмент.

3) Он не смог валить такую красоту.

4) Зимин заплатил за такую работу мало денег.



3Укажите, какое средство изобразительности используется (в предложении 49).

1) олицетворение

2) сравнение

3) эпитет

4) оксюморон



4Из предложений 5-12 выпишите слово, правописание приставки в котором в зависит от глухости – звонкости последующего согласного.



5 Из предложений 28-31 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ИН-, пишется одна буква Н».



6Замените разговорное слово «недобро» в предложении 47 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание ВЕЖЛИВО СПРОСИЛ (предложение 45), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 6.



9Среди предложений 45-49 с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.



10В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Игнат Николаевич принял, (1) поблагодарил, (2) а про себя подумал: «Денег девать тебе,(3) видно, (4) некуда».


11Укажите количество грамматических основ в предложении 38. Ответ запишите цифрой.



12В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания между его частями, связанными сочинительной связью.

Потом дома свезли, (1) и задичал бугор. На этом месте и поставил свой дом Игнат Николаевич. Поначалу,(2) когда пришел землемер и отвел рядом с его землей участок новому хозяину,(3) он был недоволен. Но вскоре успокоился – (4) работёнка от соседа подвернулась.


13Среди предложений 43-46 с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 2-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: