Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ОГЭ-2024 по русскому языку. Тренировочный вариант №7

Автор: Ситникова Любовь Николаевна

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание.

1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

Иногда в стае серых ворон вдруг объявится необычная птица – с белым оперением. (2) Белая ворона привлекает внимание, удивляет не только людей, но и своих собратьев. (3) И для хищников она, как мишень, уязвима со всех сторон. (4) Выражение «белая ворона» вошло в разговорную речь более двух тысяч лет тому назад. (5) С лёгкой руки поэта-сатирика Ювенала с такой птицей стали сравнивать человека необыкновенного, исключительного, из ряда вон выходящего, который выделялся среди других людей своей особой судьбой, делами и увлечениями, внешним видом, поведением, нравом, одеянием или чем иным.

2Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) птица объявится (предложение 1)

2) белая ворона привлекает (предложение 2)

3) она уязвима (предложение 3)

4) вошло в разговорную речь (предложение 4)

5) человека стали сравнивать (предложение 5)

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Сказуемое в предложении 1 составное именное.

2) Предложение 2 простое, осложнено однородными сказуемыми и однородными дополнениями.

3) Предложение 3 осложнено обособленным приложением.

4) Предложение 4 простое, двусоставное, распространённое.

5) Предложение 5 сложное, бессоюзное.

4Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Приложение, относящееся к имени собственному и стоящее после определяемого слова, обособляется.
  3. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в предыдущем предложении.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Над собой она видела клубы серо-ватных облаков, нагромождённых друг на друга, похожих на заснеженные Кавказские горы.
  2. Белка прыгнула на соседнюю сосну и, свесив голову, стала разглядывать папу и Натку.
  3. Но самым интересным человеком в их семье была тётя Маша, жена учителя.
  4. Лежать в засаде - казнь египетская: шевельнуться нельзя, кашлянуть нельзя, даже облепляющих лицо комаров отогнать нельзя.
  5. Была в сундуке всякая рухлядь: гнилые голенища от сапог, драный шёлковый абажур, мятый самовар без крана.
А
Б
В

5Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Маленькие деревеньки (1) мимо (2) которых лежал наш путь (3) когда мы возвращались (4) уже на станцию (5) состояли из полуразрушенных (6) серых (7) домиков с кое-где выбитыми стёклами (8) и сараюшек (9) заваливающихся на бок.

6Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИБРЕЖНЫЙ – приставка ПРИ- придаёт слову значение пространственной близости.

2) НЕ ВЫУЧЕННОЕ (вчера правило) — частица НЕ с причастием совершенного вида пишется раздельно.

3) ЗАРНИЦА – написание безударной гласной в корне проверяется ударением.

4) В ТЕЧЕНИЕ года – в окончании формы винительного падежа имени существительного 2-го склонения пишется буква Е.

5) СТАРИННАЯ (картина) – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н с помощью суффикса -Н-, пишется НН.

7Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Жереб..(1)нок, ст..(2)явший около сер..(3)й л..(4)шадки, с..(5)рвался с места и поск..(6)кал к медвежатам. Он ск..(7)кал, играя, задрав курчавый хвост, враст..(8)пырку ставя неуклюжие длиннные ноги с толстыми к..(9)ленками.

8Раскройте скобки и запишите слово «блюдце» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Бабушка сегодня достала шесть (блюдце), которые очень берегла.

9Замените словосочетание «бетонная дорога», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

(1)Прошло много лет после того, как я уехал из деревни своего детства. (2)Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности. (3)Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

(4)И вот случилось так, что судьба забросила меня в страну моего детства. (5)Здесь ничего не изменилось. (6)Я обошёл знакомые мне места, с радостью узнавая их. (7)Вдруг остановился: навстречу мне шёл Шарик – мой Шарик! (8)Я давно забыл о нём, а он вот ковыляет по-стариковски мне навстречу и всё ещё не видит меня. (9)Я вспомнил, как мы делили с ним наши горькие дни, ведь он был единственным моим другом, как он провожал меня до бетонной дороги, не подозревая, что я уезжаю навсегда. (10)Он стал совсем седым и старым.

– (11)Шарик! – окликнул я его дрогнувшим голосом.

(12)Он вздрогнул, испуганно остановился, но тут же отвернулся и свернул с тропы.

– (13)Шарик!

(14)Но он даже не оглянулся. (15)Я видел, что он узнал меня, но не хотел узнавать человека, которого считал лучшим другом, который предал его, бросив на произвол судьбы. (16)Эта встреча была неприятна ему…

(17)Мне было стыдно. (18)Весь следующий день я думал о Шарике, пытался убедить себя, что не очень виноват в случившемся: куда я мог его тогда взять, ведь я сам не знал, куда мне приткнуться. (19)Но он ведь был твоим лучшим другом! (20)И разве есть ему дело до таких тонкостей?!

(21)А потом я встретил одноклассника. (22)Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…

(23)Я ходил по деревне в надежде встретить Шарика, но он, завидев меня, из последних своих старческих сил убегал от меня. (24)Но потом заскулил, лёг и закрыл глаза.

– (25)Шарик! – я припал лицом к его холодной морде. – (26)Ну, прости меня, прости! – я гладил его седую, всю в репьях голову.

(27)…На следующий день я уезжал. (28)За остановкой я увидел Шарика: он тайком пришёл проститься. (29)Я бросился рядом с ним на землю и вдруг неожиданно для себя заплакал. (30)Шарик стал лизать мои руки, щёки, в нём неожиданно появилось что-то из давних лет – из детства.

– (31)Ну ладно, старина, прощай. (32)Прости меня за всё, если сможешь.

(33)Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть золы, но он пересилил себя, понимающе вильнул поникшим хвостом, словно хотел улыбнуться, но улыбки не получилось.

(34)Автобус тронулся. (35)Старый и седой, Шарик сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в землю...

– (36)Стой! (37)Тормози!

(38)Водитель, недовольный, остановил автобус, и я, видя только счастливые глаза Шарика и уже не поникший хвост, выскочил на пыльную просёлочную дорогу. (39)Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом...

(По М. А. Чванову*)

*Михаил Андреевич Чванов (род. в 1944 г.) – русский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С. Т. Аксакова.

10Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

1) Герой-рассказчик провёл детство в деревне.

2) Шарик стал седым и старым и не узнавал своего бывшего друга.

3) Шарик бежал за автобусом, в котором уезжал его лучший друг.

4) Шарика взял домой одноклассник после отъезда рассказчика.

5) Рассказчику было стыдно, что он много лет назад не взял Шарика с собой.

11Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности.

2) Старый и седой, Шарик сидел в клубах дорожной пыли и угрюмо смотрел в землю...

3) Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…

4) Глаза его сразу потускнели, словно в них бросили горсть золы.

5) Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

12В предложениях 11-16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Николая Максимовича Шанского:«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: Выскочил, чтобы уже больше никогда не расставаться с самым преданным в моей жизни другом…».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.3Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно считать настоящим другом?». Дайте определение слову ДРУЖБА и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.