Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 36
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2017 год. Вариант №5

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)В детстве меня называли Мамин Хвостик. (2)Это обидное прозвище возникло неслучайно. (3)Я действительно мог ходить с мамой куда угодно, стоять в любой очереди, скучать в парикмахерской и химчистке, лишь бы быть рядом с ней.

(4)Очень мне нравилась моя мама.

(5)Нравилось главным образом то, что рядом с ней я переставал бояться. (6)Ничего мне было не страшно. (7)А вот как только мама куда-нибудь отходила — пробить чек в кассе, или в парикмахерское кресло, я начинал ужасно беспокоиться — вдруг она куда-нибудь пропадёт? (8)Но она не пропадала — возвращалась всегда вовремя.

(9) Это чудесное мамино свойство очень сильно меня поражало. (10)Иногда, если мы просто шли по улице, я забегал немножко вперёд и смотрел на маму издали: как она идёт. (11)Шла она тоже очень красиво, постукивая каблучками. (12)И несла легко самую тяжёлую сумку. (13)И всегда улыбалась мне издали.

(14)Если мама уставала и ложилась отдохнуть, я тоже забирался рядом с ней. (15)Но долго лежать просто так не мог. (16)Скоро начинал ворочаться, вздыхать. (17)И тогда мама спрашивала меня сонным голосом:

(18) — Ну, чего елозишь?

(19) А я отвечал:

(20) — Ничего. (21)Расскажи чего-нибудь.

(22) Мама вздыхала, думала.

(23) — Ну, что тебе рассказать? — говорила она. (24)— Жил-был волшебник… (25)Построил он однажды дворец. (26)И думает: кого бы в нём поселить?

(27)Я начинал ещё больше елозить, только от удовольствия.

(28) — Ну-ка, тихо! — говорила мама.

(29)— Ну вот, построил он дворец и думает: дай-ка я в нём поселю самого послушного мальчика, который кашу хорошо ест, маме помогает и долго играет один.

(30) …Постепенно становилось темно. (31)Мне очень хотелось, чтобы мама подольше не зажигала свет. (32)Так было лучше — лежать в темноте и слушать сказку.

(33)— Да, — говорила мама. (34)— Искал-искал он такого мальчика, но никак найти не мог. (35)И тогда…

(36)Мама задумывалась.

(37) Я тихонько подталкивал её в бок.

(38) — Чего толкаешься? — недовольно говорила она. (39)— Я сказку вспоминаю… (40)Знаешь что, давай я тебе лучше стихи почитаю.

(41) — Давай, — тихо соглашался я. (42)Мама редко рассказывала сказки до конца. (43)Обычно они у неё кончались в самом начале. (44)А я привык к этому и не обижался.

(45) Лучше всего у мамы получались песни. (46)Я слушал их затаив дыхание. (47)Она пела их спокойно, не то чтобы уж очень громко, но звучно.

(48)— Господи, ночь уже, а отца всё нет! — говорила мама, вставала и включала люстру.

(49)Далёкий мир исчезал. (50)Я зажмуривал глаза от яркого света. (51)Но и в близком мире мне жилось рядом с мамой совсем неплохо. (52) Я бежал следом за ней на кухню. (53) Тут было очень интересно. (54)Текла из крана шумная вода, мама резала капусту, крошила хлеб и размачивала его в воде, делала сразу котлеты и щи, крутила мясорубку и слушала радио.

(55)— Мам, а что вкуснее, щи или борщ? — спрашивал я.

(56)— Отстань, — говорила она.

(57) А я был счастлив. (58)Я мог вечно сидеть вот здесь, слушать последние известия, смотреть в окошко и глядеть, как мама работает.

(59)— Мама, а спой ещё, — просил я.

(60)Мне очень хотелось, чтобы далёкий и близкий мир как-нибудь совместился. (61)И мама не ругала меня, она опять начинала петь!

(По Минаеву Б.)

Минаев Борис – известный российский журналист и писатель.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему героя рассказа в детстве называли Мамин Хвостик?»

1) Я действительно мог ходить с мамой куда угодно, стоять в любой очереди, скучать в парикмахерской и химчистке, лишь бы быть рядом с ней.

2) А вот как только мама куда-нибудь отходила — пробить чек в кассе, или в парикмахерское кресло, я начинал ужасно беспокоиться — вдруг она куда-нибудь пропадёт?

3) Я бежал следом за ней на кухню.

4) Иногда, если мы просто шли по улице, я забегал немножко вперёд и смотрел на маму издали: как она идёт.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) В детстве меня называли Мамин Хвостик.

2) Я слушал их затаив дыхание.

3) Это чудесное мамино свойство очень сильно меня поражало.

4) Мне очень хотелось, чтобы далёкий и близкий мир как-нибудь совместился.



4Из предложений 29-34 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».



5Из предложения 9-12 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З».



6Замените разговорное слово «елозишь» из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание «мамино свойство» (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 51.



9Среди предложений 8-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

— Мам, (1) а что вкуснее, (2)щи или борщ? — спрашивал я.

— Отстань, (3) — говорила она.

А я был счастлив. Я мог вечно сидеть вот здесь, (4)слушать последние известия, (5) смотреть в окошко и глядеть, (6)как мама работает.

— Мама,(7) а спой ещё, (8) — просил я.



11Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.



12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Если мама уставала и ложилась отдохнуть, (1) я тоже забирался рядом с ней.

Ну вот, (2)построил он дворец и думает: дай-ка я в нём поселю самого послушного мальчика, (3) который кашу хорошо ест, (4) маме помогает и долго играет один.



13Среди предложений 29-35 найдите сложноподчинённое предложение с изъяснительным придаточным. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 49-54 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: