Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 8
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2017 год. Вариант №2

Автор: Балашова Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)На пути из Африки в Южную Америку глубокой ночью, когда судно плыло в открытом океане, на невольничьем судне «Пандора» внезапно вспыхнул пожар. (2)Потушить его не удалось. (3)В поднявшейся спешке и панике стали спускать на воду гребные суда. (4)На «Пандоре» их было три. (5)Но катер оказался непригодным, а баркас от свалившейся на него сверху бочки получил пробоину и затонул. (6)В исправности оставалась одна гичка, и, воспользовавшись темнотой, капитан вместе со своим помощником и четырьмя матросами тайком сели в неё и сбежали.

(7) Остальные матросы – их было около тридцати человек – успели соорудить большой плот. (8) Не прошло и нескольких секунд после того, как они отвалили от горящего судна, а пламя уже добралось до бочки с порохом и страшный взрыв потряс корабль, довершив катастрофу.

(9)Несчастные невольники до последней минуты оставались запертыми за решётками люков, наглухо прибитых к палубе брусьями. (10)Они бы там и погибли, задохнувшись в дыму или сгорев заживо среди пылающих досок, если бы среди покидавших корабль не нашлась одна милосердная душа. (11) Это был юноша, почти подросток. (12) Орудуя топором, он сбил один за другим запоры этой плавучей тюрьмы и помог страдальцам-неграм выбраться наружу.

(13) Увы! (14) Им суждено было спастись от пламени только для того, чтобы погибнуть в чёрной пучине океана.

(15) Минут через десять после взрыва от всех пятисот негров, насильственно увезённых из родных мест, на поверхности океана не осталось ни одного! (16) Не умевшие плавать сразу пошли ко дну, а умевших пожрали акулы: океан вокруг так и кишел ими.

(17) После этого трагического события прошло несколько дней. (18)Теперь нетрудно догадаться, что это были за люди, о которых говорилось ранее. (19)Волей случая они оказались на одной параллели и плывут сейчас одни за другими, разделённые лишь несколькими десятками миль.

(20)Небольшая лодка, плывшая на запад, – это та самая гичка, которую захватили свирепый капитан «Пандоры» и его не менее свирепый помощник. (21)С ними – плотник и три матроса, которым они разрешили, предательски бросив остальных, бежать вместе с собой. (22)Темнота помогла им в этом. (23)Однако как ни быстро они гребли, до них ещё успели донестись те бешеные проклятия и угрозы, которые посылали им вслед обманутые спутники. (24)Последние и плывут сейчас на большом плоту. (25)Ещё двое, самый отважный матрос Бен Брас и юнга Вильям, отважились довериться третьему, утлому судну, такому жалкому, что, кажется, поднимись только ветер покрепче, и он разнесёт его вдребезги, а пассажиров отправит ко дну. (26)Но, к счастью, почти все время после гибели судна на океане царил полный штиль.

(по книге М. Рида «Затерянные в океане»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем юноша сбивал запоры с решёток люков?»

1) Он хотел выбраться на свободу.

2) Он хотел выпустить запертых рабов и дать им хотя бы шанс на спасение.

3) Он выполнял приказ капитана невольничьего судна.

4) Ему приказал Бен Брас.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) На пути из Африки в Южную Америку глубокой ночью, когда судно плыло в открытом океане, на невольничьем судне «Пандора» внезапно вспыхнул пожар.

2) Темнота помогла им в этом.

3) Не умевшие плавать сразу пошли ко дну, а умевших пожрали акулы: океан вокруг так и кишел ими.

4) Волей случая они оказались на одной параллели и плывут сейчас одни за другими, разделённые лишь несколькими десятками миль.



4Из предложения 18-19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется звонкостью последующего согласного звука.



5Из предложений 15-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН».



6Замените разговорное слово «пожрали» из предложения 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание «в пучине океана» (предложение 14), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 3.



9Среди предложений 7-9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



10В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Ещё двое,(1) самый отважный матрос Бен Брас и юнга Вильям,(2) отважились довериться третьему, (3)утлому судну, (4)такому жалкому, (5) что, (6) кажется, (7) поднимись только ветер покрепче, (8) и он разнесет его вдребезги, (9) а пассажиров отправит ко дну.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.



12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Не умевшие плавать сразу пошли ко дну, (1) а умевших пожрали акулы: океан вокруг так и кишел ими. Теперь нетрудно догадаться, (2) что это были за люди,(3) о которых говорилось ранее.


13Среди предложений 16-19 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 6-9 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: