Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 115
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2017 год. Вариант №3

Автор: Балашова Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Летучая рыба, столь чудесно попавшаяся к двум смертельно голодным, затерянным в океане людям, – общеизвестная обитательница жарких широт Атлантического океана. (2)Спинка и бока у нее были голубовато-стального цвета, брюшко – оливкового, отливающего серебристо-белым, а крупные плавники-крылья – пыльно-серого оттенка. (3)Пойманная рыба была сравнительно крупным экземпляром – длиной в фут и почти в фунт весом.

(4)Что и говорить, двум таким изголодавшимся людям её хватило, что называется, на один зуб. (5)Но все-таки немножко она их подкрепила.

(6)Надо ли даже упоминать о том, что съели они её сырой. (7)Конечно, при других обстоятельствах они сочли бы это тяжёлым испытанием, но сейчас им даже в голову не пришло разбирать, сырая она или варёная. (8)Она им показалась настоящим деликатесом, и они только пожалели, что им досталось так мало.

(9)Но вот пришла новая беда. (10)Теперь, когда они слегка заморили червячка, жажда, которая и без того изрядно их мучила, ещё усилилась. (11)Может быть, виновата в том была рыба с ее солоноватыми соками, но только не прошло и нескольких минут после того, как они её съели, а жажда стала уже нестерпимой.

(12)Переносить сильную жажду всегда и везде очень тяжело. (13)Но нигде она не бывает так мучительна, как в море. (14)Самый вид обилия воды, которую нельзя пить, потому что ею так же невозможно утолить жажду, как и сухим песком в пустыне, непосредственная близость этой водной стихии скорее распаляют жажду, чем облегчают её. (15)Стоит только взять в рот немножко этой горьковато-солёной влаги, как слюнные железы моментально пересыхают и всю внутренность начинает жечь с удвоенной силой.

(16)Бен Брас хорошо знал это и раз или два, когда юнга, зачерпнув ладонью немного морской воды, подносил её к губам, чтобы выпить, матрос уговаривал его не делать этого, потому что это только усилит мучения. (17)Обнаружив у себя в кармане свинцовую пулю, Брас дал её мальчику, посоветовав взять в рот и сосать. (18)Это, учил его Бен, усилит выделение слюны, и рот не будет так пересыхать. (19)Конечно, это жажды не утолило, но стало как будто легче терпеть.

(20)Сам Бен приложил топор лезвием к губам и, то прижимая язык к железу, то покусывая его, пытался добиться такого же результата.

(21)Но всё это служило только жалкими средствами уменьшить страшную жажду, которая вытеснила у них все мысли, все чувства – и весёлые и грустные.

(22)Из этого настроения его внезапно вывело одно обстоятельство, на которое юнга, хотя и заметивший его, не обратил никакого внимания. (23)Неведомо откуда вдруг взявшаяся туча закрыла солнце – только и всего.

(24)«Что это его так удивило?» – подумал Вильям, увидев, как поразило его товарища это незначительное явление. (25)Действительно, Бен Брас, заметив тучу, вскочил и жадно уставился на небо. (26)Лицо его преобразилось. (27)Глаза, в которых только что читалось одно мрачное отчаяние, заблестели надеждой. (28)Поистине, туча, омрачившая лик солнца, произвела, казалось, прямо противоположное действие на лицо матроса.

(по книге М. Рида «Затерянные в океане»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Бен Брас дал юнге свинцовую пулю и посоветовал сосать её во рту?»

1) Бен считал, что это развлечёт мальчика.

2) Бен считал, что юнга будет молчать и не будет просить еды.

3) Бен считал, что это усилит выделение слюны и рот не будет так пересыхать.

4) Бен считал, что так юнга быстрее уснёт.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Летучая рыба, столь чудесно попавшаяся к двум смертельно голодным, затерянным в океане людям, – общеизвестная обитательница жарких широт Атлантического океана.

2) Теперь, когда они слегка заморили червячка, жажда, которая и без того изрядно их мучила, ещё усилилась.

3) Переносить сильную жажду всегда и везде очень тяжело.

4) Сам Бен приложил топор лезвием к губам и, то прижимая язык к железу, то покусывая его, пытался добиться такого же результата.



4Из предложения 14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется тем, что после неё следует глухой согласный?



5Из предложений 3-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии пишется НН».



6Замените книжное слово «изрядно» из предложения 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание «свинцовая пуля» (предложение 17), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 12.



9Среди предложений 25-28 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятые при вводном слове.

Надо ли даже упоминать о том, (1) что съели они её сырой. Конечно,(2) при других обстоятельствах они сочли бы это тяжёлым испытанием, (3)но сейчас им даже в голову не пришло разбирать, сырая она или вареная.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.



12В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Может быть,(1) виновата в том была рыба с её солоноватыми соками,(2) но только не прошло и нескольких минут после того, (3) как они её съели, (4) а жажда стала уже нестерпимой.


13Среди предложений 12-15 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 9-11 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: