Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 163
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2016 год. Вариант №26

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Домой Борька пришёл спокойный, но, когда увидел, что отец улыбается, тревога ужалила его. (2)«Не знает, — подумал он, — ничего ещё не знает».

(3)Он снял пальто, шапку, отнёс портфель.

(4)— Ты почему разделся? — спросил отец. (5)— Шёл бы на улицу, погулял.

(6)— Не хочется, — ответил Борька.

(7)Переодевшись, он молча опустился на стул и погрузился в тягостное ожидание.

(8)Но отец с матерью вели обычные разговоры, вид у них был самый добродушный, и от этого Борьке было совсем плохо. (9)Он внимательно всматривался в лица родителей; они выглядели очень добрыми и весёлыми, и папино лицо и мамино. (10)Папа с довольным выражением барабанил пальцами по столу, мама что-то доказывала, но была тоже очень довольна.

(11)Борька ловил их улыбки, взгляды, и ему не верилось, что вот, может быть, очень скоро они станут сердитыми, будут долго и громко ругать его. (12)А папа забарабанит по столу не пальцами, а кулаком. (13)Словом, всё пойдёт вверх дном, всё переменится.

(14)Неужели это неизбежно?.. (15)Ему казалось, что, если он прямо сейчас, сию секунду, подойдет к ним, обнимет их, поцелует, а потом скажет про двойку, ничего такого не произойдёт, не может произойти.

(16)Они не смогут сделать этого.

(17)«Не знают, — думал он. (18)— Ничего ещё не знают». (19)И сидел тихо, стараясь не скрипеть стулом.

(20)— Ты почему такой грустный? — неожиданно ласково спросил отец.

(21)И в груди у Борьки что-то приятно защемило.

(22)— Я не грустный, — сказал он и сделал ещё более грустное лицо.

(23)Но отец заговорил уже о другом.

(24)— Ну, что там у вас в школе?

(25)«Началось», — мелькнуло у Борьки.

(26)— Боря, — с надеждой спросила мама, — ты по арифметике тройку исправил?

(27)— И как это ты тройку умудрился схватить? — укоризненно продолжал отец. (28)— Так ведь и до двойки докатиться можно.

(29)Борька неопределённо качнулся, словно разделяя опасения отца.

(30)— А дневник заполнил?

(31)Медленно, но верно отец шёл к цели.

(32)—Конечно, заполнил… (33)А знаешь, мы завтра на экскурсию идём. (34)Сразу после уроков. (35)Кончатся уроки — и на завод…

(36)— А то ты часто не заполняешь, — добавил отец.

(37)— Мы сначала не хотели на завод, а потом наоборот. (38)Ты бывал на заводе?

(39)— Бывал… (40)Значит, не вызывали тебя?

(41)— А я ни разу не был, — ответил Борька.

(42)— Тебя вызывали? (43)Отвечай!

(44)Борька опустил голову.

(45)— Почему ты молчишь? — забеспокоилась мама.

(46)Борька достал дневник и поднёс его отцу. (47)Вот оно, наступило… (48)Сейчас отец увидит двойку, сейчас он скажет: «Это ещё что такое?.. Докатился!» (49)И начнётся…

(50)Отец захлопнул дневник и в упор посмотрел на Борьку.

(51)— Это ещё что такое?! — воскликнул он, и мама вышла из комнаты. (52)— Это ещё что такое? — сказал он тише. (53)И уничтожающе усмехнувшись, добавил: — Докатился!

(54)Потом решительно поднялся со стула и исчез в коридоре. (55)Вернувшись с лыжами, он протащил их через всю комнату и с грохотом швырнул за шкаф. (56)Затем отыскал книжку «Таинственный остров» и унёс её в другую комнату: прятать.

(57)Отец прятал и приговаривал:

(58)— До чего докатился, а?.. (59)До чего докатился! (60)Нет, дорогой мой, хватит… (61) Двоечник!..

(62)Борька стоял, боясь пошелохнуться. (63)Когда отец наконец замолк и в доме стало тихо, он подождал ещё немного, подсел к столу, достал купленные ещё вчера цветные карандаши и начал их затачивать.

(64)Он затачивал карандаши, и каждое движение доставляло ему блаженство.

(65)«Знают, — думал он, — уже знают».

(66)И всё было радостно: и синеватое лезвие бритвы, и то, как она легко снимает стружку, и сами разноцветные стружки.

(67)Построгав немного, он снова прислушался, потом встал и, на цыпочках подкравшись к дверям соседней комнаты, осторожно прижался к щёлке.

(68)Отец сидел и что-то читал. (69)Дочитав страницу, он откинулся на спинку стула и улыбнулся. (70)И Борька тоже заулыбался.

(71)Жизнь начиналась заново…

(по М. Тарловскому*)

*Марк Наумович Тарловский (р. 1941) – российский детский писатель и переводчик, автор смешных и лиричных рассказов о школе.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2Прочитайте предложение 7: «Переодевшись, он молча опустился на стул и погрузился в тягостное ожидание». Чего боится Борька?

1) Борька боится, что его могут не отпустить в зоопарк.

2) Борька боится, что родители его будут ругать за порванное пальто.

3) Борька боится, что его не отпустят на экскурсию с классом на завод.

4) Борька боится, что родители его будут ругать за двойку в дневнике.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Домой Борька пришёл спокойный, но, когда увидел, что отец улыбается, ТРЕВОГА УЖАЛИЛА его.

2) Переодевшись, он молча опустился на стул и погрузился в ТЯГОСТНОЕ ОЖИДАНИЕ.

3) Он затачивал карандаши, и каждое движение ДОСТАВЛЯО ему БЛАЖЕНСТВО.

4) ЖИЗНЬ НАЧИНАЛАСЬ заново…



4Из предложений 62–63 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение конечного согласного.



5Из предложений 27–29 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого это наречие образовано».



6Замените разговорное слово «умудрился» в предложении 27 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание «папино лицо» из предложения 9, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 40.



9Среди предложений 54–63 найдите предложения с обособленными обстоятельствами.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Борька ловил их улыбки, (1) взгляды, (2) и ему не верилось, (3) что вот, (4) может быть, (5) очень скоро они станут сердитыми, (6) будут долго и громко ругать его. А папа забарабанит по столу не пальцами, (7) а кулаком. Словом, (8) всё пойдёт вверх дном, (9) всё переменится.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 67. Ответ запишите цифрой.



12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Построгав немного, (1) он снова прислушался, (2) потом встал и, (3) на цыпочках подкравшись к дверям соседней комнаты, (4) осторожно прижался к щёлке. И всё было радостно: и синеватое лезвие бритвы, (5) и то, (6) как она легко снимает стружку, (7) и сами разноцветные стружки. Он затачивал карандаши, (8) и каждое движение доставляло ему блаженство.


13Среди предложений 58–64 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 1–8 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: