Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 1
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2016 год. Вариант №25

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)— Липов!

(2)Оглушённый, Борька приподнял крышку парты и полез за дневником. (3)Он знал, что спасения нет, что до конца урока ещё много времени и звонка не будет, но всё-таки продолжал копаться в портфеле. (4)Наконец встал и отвернулся к окну.

(5)Все бросились к учебникам. (6)Привычным движением учитель вывел в журнале двойку, затем вызвал другого ученика, и в классе разлилось тихое, умиротворённое гудение. (7)Кто рассматривал карты в учебнике, покачивал парту, а кто и просто отдыхал, довольный и благодарный.

(8)Учитель же как ни в чём не бывало прохаживался между рядами, разговаривал и даже улыбался. (9)Но это была уже не прежняя хорошая знакомая улыбка, теперь от неё веяло на Борьку холодом. (10)Да и сам учитель изменился, в нём появилось что-то недоброе, чужое. (11)И когда, обращаясь к классу, он сказал: «Устали?.. (12)Ну ничего, скоро отдохнете», — Борька почувствовал, что эти слова относятся ко всем, кроме него.

(13)Да и что хорошего в этом отдыхе? (14)Подумаешь, перемена… (15)Борька скорбно повёл глазами. (16)Чего радуются, сами не знают. (17)А Серёжка Комков сидит какой-то надутый, получив щелчок от Петьки Сапожникова. (18)Как будто худшего несчастья и быть не могло. (19)Ему бы радоваться, что только щелчок…

(20)Учитель объяснял, что Уральские горы — старые горы, что они очень разрушены, а Борьку нисколько бы не удивило, если бы Уральские горы совсем исчезли с лица земли.

(21)После урока все высыпали в коридор, и он снова вытащил дневник. (22)А вдруг учитель забыл поставить двойку? (23)Бывали же случаи. (24)Добравшись до последнего исписанного листка и чуть помедлив, Борька быстро перевернул его. (25)Она была жирная и высокая, в полторы клетки… (26)Борька долго и угрюмо смотрел на двойку, он был готов уничтожить её. (27)Двойка же, хищно изогнув шею, смотрела нагло и вызывающе, будто говорила: «А ну-ка, сунься!..»

(28)Прозвенел звонок, и опять потянулись уроки. (29)Третий, четвёртый, пятый… (30)Кого-то вызывали, кого-то ругали… (31)Наконец занятия кончились, и класс опустел.

(32)На улице всё удивительно изменилось. (33)За один день сугробы осели, подтаяли, деревья потемнели, а к обычному оживлению улиц примешивался какой-то новый, волнующий шум. (34)Уже выбегая из ворот школьного двора, Борька понял, что это ручьи. (35)Он расстегнул пальто и медленно пошёл по краю тротуара, обламывая нависающий над ручьем лёд. (36)Внизу, у поворота, на обмелевшем перекате ручья блеснул омытый водой булыжник. (37)Как будто мелькнуло лето.

(38)Улыбаясь, Борька подставлял лицо солнцу и глубоко вдыхал запах оттаивающей земли, деревьев. (39)Скоро, совсем скоро весенние каникулы, скоро с крыш начнут сбрасывать снег и на тротуарах покажется асфальт. (40)Скоро дома будут выставлять из окон рамы, а вместо валенок разрешат надеть ботинки. (41)И как будет непривычно легко ноге, затянутой тонким шнурком!

(42)Да хоть бы сегодня… (43)Разве нельзя надеть ботинки и фуражку? (44)Жара-то какая!

(45)Борька сорвал с головы шапку и замер… (46)Двойка, у него двойка. (47)Как он мог забыть?!

(48)И жизнь показалась ему бесконечно тусклой и горькой. (49)А то, что было до двойки, ещё вчера, ещё утром, то ушло далеко-далеко. (50)Теперь ему было ещё хуже, ещё тяжелей, чем в школе, потому что солнце светило не для него и ручьи текли тоже не для него.

(М. Тарловский*)

*Марк Наумович Тарловский (р. 1941) – российский детский писатель и переводчик, автор смешных и лиричных рассказов о школе.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2Укажите предложения, в которых содержится информация, необходимая для объяснения предложения 48: «И жизнь показалась ему бесконечно тусклой и горькой.»

1) предложения 8–9

2) предложения 13–16

3) предложения 43–45

4) предложения 25-27, 46–47



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Учитель же как ни в чем не бывало прохаживался между рядами, разговаривал и даже улыбался.

2) Улыбаясь, Борька подставлял лицо солнцу и глубоко вдыхал запах оттаивающей земли, деревьев.

3)Внизу, у поворота, на обмелевшем перекате ручья блеснул омытый водой булыжник.

4)И жизнь показалась ему бесконечно тусклой и горькой.



4Из предложений 32–35 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение конечного согласного.



5Из предложений 20–25 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».



6Замените разговорное слово «копаться» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание «школьного двора» из предложения 34, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 24.



9Среди предложений 2–8 найдите предложение с обособленными однородными нераспространёнными определениями.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном уточняющем обстоятельстве.

За один день сугробы осели,(1) подтаяли,(2) деревья потемнели, (3) а к обычному оживлению улиц примешивался какой-то новый, (4) волнующий шум. Уже выбегая из ворот школьного двора, (5) Борька понял, (6) что это ручьи. Он расстегнул пальто и медленно пошёл по краю тротуара, (7) обламывая нависающий над ручьём лед. Внизу, (8)у поворота, (9) на обмелевшем перекате ручья блеснул омытый водой булыжник.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 39. Ответ запишите цифрой.



12В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Теперь ему было ещё хуже,(1) ещё тяжелей, (2) чем в школе, (3) потому что солнце светило не для него и ручьи текли тоже не для него.


13Среди предложений 40–50 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 38–41 найдите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: