Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 160
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2016 год. Вариант №16

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)— Пойдёт отвечать...

(2)Затаив дыхание Лёнька Волосков впивается в учебник. (3)От волнения он видит всего два слова: «Так как...»

(4)Карандаш учителя медленно скользит по журналу. (5)Ученики с фамилиями на «А» и «Б» распрямляют спины. (6)Карандаш ползёт по «В»...

(7)«Быстрее»,— торопит Волосков. (8)Карандаш застревает.

(9)«Так как,— повторяет Волосков,— так как...»

(10)— Пойдёт...

(11)«Только не меня... (12)Если не вызовут, буду учить каждый день...»

(13)Карандаш дёргается, как грузовик в канаве, и тихо, почти незаметно сползает книзу...

(14)— Корякин! (15)Вздох облегчения.

(16)— Я не выучил,— уныло сообщает Корякин. (17)«Болван! — стонет Волосков.— (18)Никогда не учит! (19)Хоть бы раз!..»

(20)— Почему? — хмурится учитель.

(21)— Голова весь день болела...

(22)«Голова у него болела! — с ненавистью фыркает Волосков. (23)— Весь день в футбол гонял... (24)Голова! (25)Треснуть бы по этой голове».

(26)— Может, всё-таки помнишь что-нибудь? (27)Материал нетрудный. (28)Ведь это уже твоя вторая двойка по физике.

(29)— Иди,— шепчет Волосков. (30)— Материал ерундовый, рассказывать нечего!

(31)— И класс тебе поможет,— продолжает учитель.

(32)— Конечно, поможем! — восклицает Ленька. (33)— Всё время будем помогать!

(34)— Нет,— говорит Корякин голосом человека, которому уже ничто не поможет. (35)— Не могу...

(36)— Иди,— угрожающе шипит Волосков. (37)— Ведь это уже твоя вторая двойка...

(38)— Ну, садись.— (39)Учитель склоняется над журналом. (40)— Вопрос тот же...

(41)«Честное слово, буду учить,— бормочет Ленька. (42)— Десять часов в день, если не вызовут! (43)На улицу вообще ходить перестану! (44)Зарядку буду делать».

(45)— Грачёв!

(46)Грачёв идёт к доске.

(47)— Вопрос легкий! — бросает на всякий случай Волосков и нагибается к впереди сидящим: (48)— Можете не повторять... (49) Сейчас меня вызовут...

(50)Ответ Грачёва тем временем близится к концу.

(51)«Скорей бы домой! — вздыхает Ленька. (52)— Завтра воскресенье... (53)Убрать всё нужно... помыть... и к соседям... кому что трудно...

(54)Кому у нас трудно-то?.. (55)Все, как назло, молодые, здоровые... (56)Через квартал старушка какая-то... (57)Схожу! (58)И — за уроки... (59)С двух до шести — физика...»

(60)— Отвечать пойдёт...

(61)«Физику кончу — и к старушке...»

(62)— Пойдёт...

(63)Волосков устремляет на учителя пристальный немигающий взгляд. (64)«Мочалкин! (65)Мочалкин!» — бормочет он.

(66)Но в позе учителя мало что меняется. (67)Волосков прищуривается и выпячивает подбородок.

(68)«Мочалкин, Мочалкин... или Пашков»,— добавляет он, предоставляя учителю некоторую самостоятельность.

(69)«Волосков хорошо знает материал... (70)Его можно и потом спросить, Волосков учит... (71)Мочалкина давно не вызывали...»

(72)Наступает решающий момент... (73)Ленька напрягает даже ноги: «Пойдёт отвечать Мочалкин! (74)Послушаем Мочалкина!.. (75)А как себя чувствует Мочалкин?!»

(76)— Волосков!

(77)В устах учителя фамилия звучит, как выстрел в спину.

(78)«Хотя нет... Посиди пока...» — делает Волосков последний отчаянный пас. (79)Но учитель молча смотрит на него.

(80)...Получив двойку, Волосков тяжело откидывается на спинку парты и несколько секунд сидит, тупо уставившись в пространство. (81)Потом он медленно переводит взгляд на учителя, лицо его выражает крайнее недоумение:

(82) «Десять часов в день... (83)Старушка... (84)И до чего человек дойти может!»

(М. Тарловский*)

*Марк Наумович Тарловский (р. 1941) – российский детский писатель и переводчик, автор смешных и лиричных рассказов о школе.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Волосков хотел, чтобы учитель спросил по физике других учеников?»

1) Волосков был отличником.

2) Волосков проверял свои способности гипнотизировать людей.

3) Волосков не выучил домашнее задание по физике.

4) Грачёва, Корякина и Мочалкина давно не спрашивали по физике, у них не было оценок.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Затаив дыхание Лёнька Волосков впивается в учебник.

2) Карандаш дёргается, как грузовик в канаве, и тихо, почти незаметно сползает книзу...

3) — Нет,— говорит Корякин голосом человека, которому уже ничто не поможет.

4) Волосков прищуривается и выпячивает подбородок.



4Из предложений 4-8 выпишите слово, правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного.



5Из предложений 63-67 выпишите слово, в котором правописание гласной в суффиксе зависит от спряжения исходного глагола.



6Замените разговорное слово «треснуть» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание КАРАНДАШ УЧИТЕЛЯ (предложение 4), построенное на основе УПРАВЛЕНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 49.



9Среди предложений 77-81 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Карандаш дёргается, (1) как грузовик в канаве, (2) и тихо, (3) почти незаметно сползает книзу... Может, (4) всё-таки помнишь что-нибудь?


11Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.



12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями, связанными подчинительной связью.

Материал ерундовый, (1) рассказывать нечего! «Честное слово, (2) буду учить, (3) — бормочет Ленька. — Десять часов в день, (4) если не вызовут! В устах учителя фамилия звучит, (5) как выстрел в спину.


13Среди предложений 9-13 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 80-84 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: