Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 8
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2016 год. Вариант №8

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Не дружит Витька со своей старшей сестрой Кирой. (2)Дружбы не получается. (3)Неужели у всех такие сестры?

(4)Витька пробовал иногда слушаться её, но дружба всё равно не наладилась.

(5)Сейчас Витька сидит на широкой, изрезанной ножом скамье, как раз против избы, и думает: «Кто виноват в этом?»

(6)Если Витька сделает что-нибудь хорошее, Кира хвалит его с оглядкой. (7)Но коль уж он провинился, громко, чтобы вся улица услышала, кричит:

—(8)Это мог сделать только ты!.. (9)Это нечеловечно!

(10)Витьке надоели поучения. (11)Он забирается до первых сумерек в Каменистик. (12)Это глубокий овраг с крутыми глинистыми боками. (13)По каменистому дну его течёт чистый ниточка-ручеек…

(14)Витька смело пробирается через живую стену зарослей ольхи и лозняка. (15)На дне оврага он садится на обросший мохом камень. (16)Из-под камня выскакивает ручеёк. (17)Витька задумчиво слушает задиристое его бормотание. (18)Оно переплетается с еле уловимым шелестом травы.

(19)Витька знает все места тут наперечёт. (20)Сколько гнёзд упрятали в зарослях птицы… (21)И какие они…

(22)Витька осторожно раздвигает отяжелевшие под росой ветви орешника. (23) Он ищет хитро скрытые там гнёзда.

(24)Сорвавшись однажды со стены Каменистика в кустарник, он расцарапал себе нос и разорвал штаны. (25) А когда пришёл домой, Кира снова закричала на всю улицу, что это нечеловечно и что она пожалуется наконец отцу.

(26)И она пожаловалась.

(27)Тот, попыхивая трубкой в подпалённые усы, пообещал Витьку выдрать, а хворостинку выломать из тополька на огороде.

(28)…Витька с жалостью глядит на тополёк, который растёт в конце огорода. (29) Он тоненький ещё и слабый. (30)Сломать его нельзя, скажут — нарочно всё это сделал.

(31)Тогда он отыскал под верандой старую ржавую лопату, выкопал тополёк и перенёс его в соседний огород. (32) Тополек принялся. (33)Даже листья не завяли. (34) Но Кира всё-таки заметила, что тополька нет. (35) И подняла шум…

(36)Вечер уже брался в полную силу.

(37)Витька крика не слышал: он был в Каменистике. (38)А когда выбрался оттуда, то ещё издали увидел суетящуюся возле свежевырытой ямы Киру. (39)Она размахивала длинными руками и что-то показывала отцу.

(40)Домой идти Витька не решался — выдерут. (41)Но в Каменистике всю ночь сидеть тоже страшно. (42)И Витька пошёл домой: будь что будет.

(43)Но, странное дело, отец почему-то не ругался. (44)Глаза у отца с хмуринкой, а лицо по-прежнему доброе. (45)И Витька понял, что порки не будет.

(46)Кира стояла возле ямы и ругала его:

(47)— Это мог сделать только ты… (48)Это нечеловечно…

(49)А Витьку захлёстывала обида: какая разница, где будет расти тополёк! (50)Важно, чтобы он остался живой.

(по Г. Я. Шманю)

*Геннадий Яковлевич Шмань (1931—1999) - тульский писатель.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Кира пожаловалась отцу на своего младшего брата Витьку?»

1) Витька изрезал ножом скамью напротив дома.

2) Витька сломал тополёк, который посадила Кира.

3) Витька упал в кустарник и разорвал свои штаны.

4) Витька разорял птичьи гнёзда.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Сейчас Витька сидит на широкой, изрезанной ножом скамье, как раз против избы, и думает: «Кто виноват в этом?»

2) Витька осторожно раздвигает отяжелевшие под росой ветви орешника.

3) Тогда он отыскал под верандой старую ржавую лопату, выкопал тополёк и перенёс его в соседний огород.

4) А Витьку захлёстывала обида: какая разница, где будет расти тополёк!



4Из предложений 22-24 выпишите слово, в котором правописание глухого согласного на конце приставки зависит от глухости следующего согласного.



5Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего времени чередуется с –У(Ю).



6Замените слово разговорное слово «ЗАДИРИСТОЕ» из предложения 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание «с жалостью глядит» (предложение 28), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 41.



9Среди предложений 19-25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но,(1) странное дело,(2) отец почему-то не ругался. Глаза у отца с хмуринкой, (3) а лицо по-прежнему доброе. И Витька понял, (4) что порки не будет.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой.



12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Тот,(1) попыхивая трубкой в подпалённые усы,(2) пообещал Витьку выдрать,(3) а хворостинку выломать из тополька на огороде. …Витька с жалостью глядит на тополёк,(4) который растёт в конце огорода.


13Среди предложений 24-27 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 40-49 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: