Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 16
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №43

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Подъём по дороге, ведущей к дому, был крутой. (2)Кирилл остановился, соскочил с седла и пошёл по тёплому асфальтовому тротуару, держа велосипед за руль. (3)Было безлюдно, цвели в придорожной канаве маленькие ромашки, и совсем по-летнему гудел в траве у деревянного забора шмель.

(4)До верха было ещё далеко, когда, раздвинув доски в заборе, навстречу Кириллу вышли Дыба и незнакомый парень.

(5)Они встали на дороге.

(6)Кирилл вспомнил слова из песни про пять минут на решение и пять секунд на бросок. (7)Сейчас пяти минут не было. (8)Пяти секунд — тоже.

(9)Была, пожалуй, секунда, чтобы рывком развернуть велосипед и прыгнуть в седло. (10)Но в эту секунду Кирилл успел понять и решить многое. (11)Он почувствовал, что, если теперь спасётся бегством, всегда потом придётся бегать и прятаться. (12)И получится, что они с Дыбой одинаковы: если сильный, то король, а если слабее — поджимай хвост.

(13)Кирилл шагнул вперёд.

(14)Дыба заухмылялся.

(15)— Поначалу все гордые... — сказал он.

(16)Его приятель растянул бледные губы. (17)Это, видимо, тоже была улыбка, но какая-то бесцветная. (18)Кирилл увидел тёмные щербатые зубы.

(19)Ещё он заметил, что у парня слезятся глаза, а лицо словно припорошено серой пылью. (20)«Насквозь, дурак, прокурен», — машинально подумал Кирилл.

(21)— Ну, ставь машину, поговорим, — небрежно предложил Дыба. — (22)Драпануть всё равно не успеешь.

(23)— Успел бы, если бы хотел! — сказал Кирилл и дёрнул руль, на который Дыба положил руку. (24)— Не цапай, я потом не отчищу.

(25)Он прислонил велосипед к забору.

(26)— Ну, чего надо?

(27)Они стояли в метре от него. (28)Дыбин приятель смотрел равнодушно, а Дыба всё ухмылялся. (29)Он хотел казаться обрадованным, но в ухмылке проскальзывало разочарование: пойманный Кирилл вёл себя не по правилам.

(30)Потом Дыба перестал улыбаться и спросил:

(31)— Тебя, цыплёночек, когда-нибудь били? (32)По-настоящему?

(33)— Это по-бандитски, значит? (34)Как вы Чирка? — прищурившись, произнёс Кирилл.

(35)Дыба снисходительно разъяснил:

(36)— Не, Чирка мы для воспитания. (37)Чтобы слушался. (38)А как по-настоящему, сейчас узнаешь.

(39)Кирилл быстро глянул по сторонам: нет ли прохожих? (40)Было пусто.

(41)Но Кирилл не убежал. (42)Он не хотел бежать — нельзя! (43)Ему хотелось отомстить. (44)За всё... (45)За Чирка, за свою боль, за всех, над кем они издевались! (46)Отомстить за всех, кого они ещё могут обидеть, избить!

(47)…Бой был неравный: двое против одного. (48)Неизвестно, чем бы это всё закончилось: у Кирилла уже почти не осталось сил, хотя сдаваться он не собирался. (49)Но вдруг сквозь гудящую боль во всём теле он услышал далёкий тонкий голос:

(50)— Кир, держись! (51)Кир, я сейчас!

(52)Это летел на велосипеде маленький Митька-Маус. (53)Он не тормозил на спуске. (54)Наоборот, он так вертел педали, что коленки его мелькали на солнце, будто зайчики на жёлтых лопастях ветряка. (55)Он вцепился в руль одной рукой, а в другой, как палицу, поднял кривой тяжёлый сук, схваченный где-то по дороге.

(56)Услышав крик, Дыба с приятелем скрылись. (57)Видимо, они решили, что за горластым пацанёнком идёт подмога: им и в голову не могло прийти, что такой маленький парнишка осмелится броситься на помощь в одиночку. (58)Они же не знали, что вчера Кирилл и Митька договорились всегда заступаться друг за друга. (59)А дружба не боится страха.

(По В. П. Крапивину)*

* Владислав Петрович Крапивин (род. в 1938 году) – советский и российский детский писатель, автор книг о детях и для детей. Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Кирилл при виде Дыбы и его приятеля не попытался убежать?»

1) (9) Была, пожалуй, секунда, чтобы рывком развернуть велосипед и прыгнуть в седло.

2) (22) Драпануть всё равно не успеешь.

3) (11) Он почувствовал, что, если теперь спасётся бегством, всегда потом придётся бегать и прятаться.

4) (58) Они же не знали, что вчера Кирилл и Митька договорились всегда заступаться друг за друга



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Он хотел казаться обрадованным, но в ухмылке проскальзывало разочарование: пойманный Кирилл вёл себя не по правилам.

2) Наоборот, он так вертел педали, что коленки его мелькали на солнце, будто зайчики на жёлтых лопастях ветряка.

3) И получится, что они с Дыбой одинаковы: если сильный, то король, а если слабее — поджимай хвост.

4) Его приятель растянул бледные губы. Это, видимо, тоже была улыбка, но какая-то бесцветная.



4Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением.



5Из предложений 10-15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что в форме 1-го лица единственного числа простого будущего времени исходный глагол оканчивается на –УЮ/-ЮЮ.



6Замените разговорное слово «драпануть» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание «деревянного забора» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 50.



9Среди предложений 1-8 найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

- Тебя, (1) цыплёночек, (2) когда-нибудь били? По-настоящему?
- Это по-бандитски, (3) значит? Как вы Чирка? - прищурившись, (4)произнёс Кирилл.
Дыба снисходительно разъяснил:
- Не, (5) Чирка мы для воспитания. Чтобы слушался. А как по-настоящему, (6) сейчас узнаешь.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 57. Ответ запишите цифрой.



12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

- Ну,(1) ставь машину,(2) поговорим,(3) - небрежно предложил Дыба. - Драпануть всё равно не успеешь.
- Успел бы,(4) если бы хотел! - сказал Кирилл и дёрнул руль,(5) на который Дыба положил руку. - Не цапай,(6) я потом не отчищу.


13Среди предложений 16-24 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 46-54 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: