Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ-2025 по русскому языку. Тренировочный вариант №8

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок всё-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. <...> завязи были так малы и сами ёлочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

Тот, кто не растёт, умирает! — таков закон жизни. Этим ёлочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. 3десь можно было прорасти. Но нельзя выжить!

Я сел возле пенька и заметил, что одна из ёлочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов. Я запустил пальцы под влажную шапку мха, приподнял её и улыбнулся:«Вот оно в чём дело!» Эта ёлочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание.

Ёлочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберётся до земли. Ещё несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто, возможно, был её родителем и кто даже после смерти своей хранил и вскармливал дитя.

(По В. Астафьеву *)

1Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом абзаце текста. Запишите это слово.

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) МЯГКИЙ. Такой, который легко поддаётся, уступает при надавливании, прикосновении вызывает ощущение чего-л. приятного, нежного (противоп.: жёсткий) М. мох. Мягкая подушка. М. на ощупь. М. как пух.

2) ЖИЗНЬ. Время, период существования от рождения до смерти. Короткая, долгая ж. Ж. провести, дожить, доживать и т.п. В начале, в конце жизни. На склоне жизни (в конце). Такое бывает лишь раз в жизни.

3) ЛИПКИЙ. Назойливый, неустанно преследующий, не выпускающий кого-либо из поля зрения, внимания (о человеке, его взгляде и т.п.) Л. человек. Л. взгляд. Остроумно заметить что-л.

4) ВПИТЬСЯ. Воткнуться остриём, глубоко проникнуть; вонзиться. Булавка впилась в палец. Пуля впилась в плечо. Заноза впилась под ноготь.

5) ХРАНИТЬ. Держать, поместив куда-либо, в какие-л. условия, чтобы избежать порчи, ущерба и т.п. Хранить микстуру в тёмном и прохладном месте. Хранить овощи при температуре не выше четырёх градусов. Хранить деньги в сбербанке.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как задача автора - поделиться с читателями мыслью о том, как важно всматриваться в детали природы.

2) Основной функционально-смысловой тип речи текста - описание, так как в нём перечисляются признаки местности, где происходит действие.

3) Среди особенностей текста заметно выделяется употребление эмоционально-оценочных слов (ютились, пупырышки, стволик, вершинка, корешки).

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами языка, среди которых назывные предложения, вводные слова и конструкции.

5) Одним из способов выражения отношения автора к описываемому явлению является олицетворение (сторожили выводки опят; ютились хиленькие всходы ёлочек; ёлочка ловко устроилась на пеньке).

4Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) бОроду

2) (теория) вернА

3) врУчит

4) озлобИть

5) ненадОлго

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

СКРЫТЫЕ камеры устанавливают сейчас на подъездах многих домов.

Войска не смогли сломить СОПРОТИВЛЕНИЕ повстанцев.

Духота стала просто НЕТЕРПИМОЙ.

Лодка была до краев НАПОЛНЕНА водой, но держалась на плаву.

Стараясь УКЛОНИТЬСЯ от осколков, лётчик бросал машину то вверх, то вниз, то в стороны.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Проект реформы правильного правописания был представлен учёными Российской академии наук в 1912 году, но не был утверждён, хотя продолжал широко обсуждаться.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ДВУМЯСТАМИ бойцами

пить из БЛЮДЦЕВ

в ТРЁХСТАХ экземплярах

ПОЗДНЕЕ барокко

ТРИ подруги

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. ошибка в построении предложения с однородными членами
  2. ошибка в построении предложения с причастным оборотом
  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  4. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  5. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Предложения
  1. Высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка, а в умении найти точное средство для выражения своей мысли.
  2. Все, кто посещает бассейн, должны надевать специальную шапочку.
  3. Официально считается, что Сочи было основано 21 апреля 1838 года как форт Александрия.
  4. Увидев собаку, мне стало жаль её.
  5. В написанной известным литературоведом Н. Скатовым книге «Биографии А. С. Пушкина» содержатся многочисленные факты из жизни поэта.
  6. Работы иконописца Андрея Рублёва широко известны как в России, так и за рубежом.
  7. К подножию кургана вели две прорытые в толще снега траншеи.
  8. Катя размешивала деревянной ложкой заваренные отруби кипятком.
  9. Спустившись со скалы, ребята стали пробираться в глубь ельника.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) см..шать (краски), осл..плённый, растр..пать

2) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

3) ш..лестеть, ап..лляция, (интересный) сер..ал

4) перед..вать, исст..ри, предв..рительный

5) с..тевой (шнур), бл..стеть, словосоч..тание

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) н..грузить, поз..крывал, р..зослал

2) пр..ободрился, гостепр..имный, пр..ломление

3) об..ятия, в..едливый сторож, пан..европейский

4) ра..жать, не..дешний, не..давленный

5) транс..ранский, со..скатель, пред..дущий

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) заботл..вый, масл..це

2) француж..нка, ноздр..ватый

3) бо..вой, кресл..це

4) дословн.., тренаж..р

5) ткац..кий, киргиз..кий

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) обид..вший, продолж..шь

2) тащ..щий (в гору), (факты) противореч..т

3) (они) пол..т (грядки), волну..щийся

4) бре..шься, завис..мый

5) помн..щий (детали), просе..нный

13Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Ничего (НЕ)ЗАМЕЧАЯ, Лиля продолжала играть.

2) Митенька невольно при этом подобрал ноги под стул, так как вспомнил, что башмаки (НЕ)ЧИЩЕНЫ.

3) А Стёпка сказал, что Пинкертон живёт в их доме, и это (НЕ)КТО иной, как тётка Авдотья - квартирная хозяйка.

4) (НЕ)ЛОВКО повернувшись, я сорвался с карниза и заскользил по крутому склону.

5) Шесть месяцев прожили мы в землянках. Курбеев одним хлебом питался, я тоже (НЕ)ДОЕДАЛ.

14Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) ЧТО(БЫ) скоротать до темноты время, а (ЗА)ОДНО получше осмотреться, я пошёл вдоль села и вышел на пруд.

2) (ПО)СЕРЕДИНЕ огромным овалом разместился стол, внутри овала протянулся другой стол, (ПО)ВЫШЕ.

3) В косых лучах света ЧУТЬ(ЧУТЬ) дрожали озарённые листья, и тонкий, (С)ЛЕГКА дурманящий аромат доносился в распахнутое окно.

4) (И)ТАК, скажи нам, мальчик, (ОТ)КУДА ты получил этот компас?

5) Достигнув земной поверхности, лава растекалась (В)ВИДЕ потоков, ТАК(ЖЕ), как это имеет место сейчас в районах деятельности современных вулканов.

15Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На письме(1)ом столе отца Антон увидел книгу, посвящё(2)ую морю. На её обложке была нарисова(3)а бегущая по волнам шхуна - не испыта(4)ое ранее волнение охватило мальчика.

16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В комнаты падала тень от старых почерневших деревьев и потому в квартире всегда было сумрачно и холодно.

2) Встревоженный лебедь приподнялся над водой и замахал широкими серебряными крыльями.

3) Кочевая жизнь ничего не изменила ни во внешности ни в характере ни в речи Оськи.

4) Я маялся от ощущения не то подступающих неприятностей не то начинающейся болезни.

5) Зайцы-русаки ночами бегают по полям откапывают хлебную озимь оставляют на снегу путаные следы.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Выключив (1) слишком взволновавшую её (2) песню (3) всколыхнувшую тьму воспоминаний (4) Ксения отправилась на встречу с подругой (5) по пути всё же напевая эту навязчивую мелодию.

18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Таня (1) к удивлению Серёжи (2) ловко затормозила.
– Дедушка (3) как нам выйти из лесу? – закричала она.
Старичок медленно выпрямился и посмотрел на детей.
– Я бы вас провёл (4) милые (5) да (6) ведь (7) я на работе, с работы не уйдёшь.

19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда путешественники поняли (1) что они сбились с пути (2) перед их взором открылась панорама (3) бескрайнего пшеничного поля (4) край которого (5) уходил в необозримую даль (6) и смыкался с бездонным небом.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Анна Самойловна занималась тут же (1) и (2) если у неё не было урока (3) то она пускала ребят в класс (4) чтобы они порепетировали.

(По Н.С. Дашевской)

21Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Озеро Колыванское – одно из излюбленных мест отдыха жителей и гостей Алтая. (2)С юга к нему примыкает сложенная из серых и розовых гранитов гора Большуха, её вершины увенчаны двумя башнями-утёсами. (3)В Колыванском озере сохранился в большом количестве реликтовый водяной орех чилим – осколок флоры доледникового периода, ранее широко распространённый в водоёмах Алтая. (4)Сегодня чилим встречается ещё в Манжерокском озере, в некоторых небольших озёрах возле города Бийска. (5)Он, будучи богатым белком и крахмалом, ещё в прошлом веке употреблялся в пищу. (6)Похожие на рогатых чёртиков оболочки ореха – великолепные сувениры, их можно найти на берегах и плавающими по акватории озера. (7)Незрелый орех не пригоден ни для каких целей, рвать его категорически запрещено. (8)Чилим занесён в Красную книгу России и находится под угрозой полного исчезновения.

22Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Горы и моря пройду я для тебя,
    Радугу в степи зажгу я для тебя...

    (Р. Рождественский)

  2. Комната и сад уже потонули в темноте от туч.

    (И. Бунин)

  3. Вновь богатый зол и рад,
    Вновь унижен бедный.

    (А.Блок)

  4. Молюсь, и каюсь я,
    И плачу снова,
    И отрекаюсь я
    От дела злого...

    (А. Толстой)

  5. Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный...

    (Г. Державин)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
  1. эпифора
  2. многосоюзие
  3. синтаксический параллелизм
  4. бессоюзие
  5. парцелляция
  6. метафора
  7. антитеза
  8. олицетворение
  9. эпитет
А
Б
В
Г
Д
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.

(1)Второй час ожидания подходил к концу, когда Женя наконец вошла в кабинет отца, где Савелий Петрович, озабоченный и нахмуренный, читал какое-то заявление.

— (2)Что надо? — резко спросил он, не поднимая глаз.

(3)Женя, удивлённая его тоном, не сразу ответила.

— (4)Это я, папа! — с достоинством сказала Женя. — (5)Я должна поговорить с тобой. (6)Вчера, на празднике, ты говорил, что молодёжь не должна уезжать из совхоза, что мы главная сила, без которой трудно будет строить новое, развивать то, что уже сделано. (7)Я тоже, как и все наши ребята, решила остаться, а в вуз поступать можно и на заочный. (8)Вот пришла посоветоваться: если я останусь в совхозе, то как, по-твоему, за какую работу мне взяться? (9)Может, вместе с Руфой на утиную ферму?

(10)Савелий Петрович выпил воды.

— (11)Хорошо, поговорим спокойно. (12)Ты запомнила мою речь – и напрасно: я не для тебя произносил свою речь, не для тебя! (13)А для них, пойми ты это, ты же взрослая и должна понимать. (14)Мне – директору, хозяину – нужно, чтобы молодёжь осталась в совхозе, ведь это – сила нашего хозяйства, его молодая кровь, молодая мысль, это – его будущее. (15)Я обязан думать о будущем моего хозяйства, если даже меня самого здесь не будет.

— (16)Так почему же я…

— (17)Потому. (18)Садись и слушай. (19)И не вскакивай, когда с тобой разговаривают.

(20)Женя послушно села, не сводя с отца широко открытых, почти испуганных глаз.

— (21)Слушай, Женя, — мягко и задушевно сказал Савелий Петрович, и голос его стал бархатным, — поверь мне, я знаю, что такое труд в сельском хозяйстве, почём фунт лиха. (22)Я знаю, что такое холод, промокшие ноги, непогода – когда надо убирать хлеб, засуха – когда нужен дождь. (23)Знаю, что такое нехватка рабочей силы, когда на огороды наступают полчища сорняков или вредителей, когда хлеб и лён остаются неубранными в поле. (24)Сельское хозяйство подвержено всяким капризам и неожиданностям природы, стихиям, с которыми мы пока ещё не умеем справляться. (25)Вот засеял ты поле, выходил колос тяжёлый, чуть не до земли клонится… (26)Думаешь – урожай будь здоров! (27)И вдруг туча, град – и за десять минут всё, что взлелеял, пропало: одна изломанная, вбитая в грязь солома…

— (28)Так если все решили остаться…

— (29)По-до-жди! — Савелий Петрович хлопнул по столу рукой. — (30)Возьмём другие отрасли. (31)Ферма, утки, романтика! (32)На словах. (33)На бумаге. (34)А на деле – вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными руками, вечно в сапогах с налипшей глиной. (35)И так всю жизнь! (36)Вот и вся романтика! (37)Зачем тебе эти утки? (38)Ты поступишь в институт, получишь настоящее образование, будешь учительницей, а потом директором школы… (39)Подумай ещё!

(40)Женя сидела бледная, с неподвижным, словно застывшим, взглядом, а Савелий Петрович схватил портфель и стремительно вышел из кабинета. (41)Женя не успела шагнуть на крыльцо, как его машина фыркнула газом и рывком сорвалась с места.

(42)Женя вышла на улицу, ошеломлённая тем, что услышала. (43)Зелёный мир совхозной улицы, цветущих палисадников, мохнатой ромашки у кромки жёлтой от зачерствевшей глины дороги принял её в свою тишину. (44)Но Женя шла и не видела ничего: ни алых костров мальвы, ни цветущих лип над крышами, ни подёрнутых синевой дальних лесистых косогоров… (45)Чувство неслыханного разочарования оглушило её, как удар. (46)И это разговаривал с ней отец, которого она так безгранично уважала. (47)Он разговаривал с ней сейчас, как самый последний мещанин! (48)Пускай всё делают они: Руфа, Ваня, Юрка, Вера Грамова – все, кто угодно, но не она, потому что она директорская дочка Женя Каштанова!

(49)Женя не заметила, как взбежала на бугор, как спустилась к озеру. (50)И здесь, у тихой, стеклянно-голубой воды, легла в высокую траву. (51)За все её восемнадцать лет была ли когда-нибудь минута, чтобы она в чём-нибудь не поверила отцу?

(52)И здесь, у тихой воды, она вдруг поняла, что отец сказал ей правду, что он, как отец, действительно хочет для неё лучшей доли, чем совхозная жизнь утятницы! (53)Но он дал право выбора именно ей, не запретил, не настоял на своей воле, а сказал думать ещё! (54)И это осознание принесло ей облегчение, а решение остаться всё крепло в её сознании…

(По Л.Ф. Воронковой*)

* Любовь Фёдоровна Воронкова (1906-1976) - советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

23Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Женя, как директорская дочка, избегала грязной работы, которую выполняли её друзья Руфа, Ваня, Юра и Вера.

2) Отец восемнадцатилетней Жени хотел, чтобы она получила высшее образование и работала не на ферме.

3) Выступая перед молодыми людьми, директор совхоза призывал их поехать получать высшее образование, без которого невозможно строить будущее.

4) После выступления Савелия Петровича на празднике с речью молодёжь решила остаться в совхозе.

5) Женя безмерно уважала отца и верила ему, поэтому то, что она услышала от него в кабинете, вызвало у неё чувство разочарования.

24Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 14, 15 представлено рассуждение.

2) В предложениях 37-39 представлено повествование.

3) В предложениях 41, 42 представлено рассуждение.

4) В предложениях 43, 44 содержатся элементы описания.

5) В Предложение 45 называет причину того, о чём говорится в предложении 44.

25Из предложений 25-27 выпишите синонимы (синонимическую пару).

26Среди предложений 40−47 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Возможно ли преодолеть недопонимание, возникающее в отношениях родителей и детей?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.