Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ-2025 по русскому языку. Тренировочный вариант №7

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Пантера относится к роду крупных хищных животных из семейства кошачьих. Данный род представлен четырьмя ныне живущими всеми известными хищниками: тигром, леопардом, львом и ягуаром. Это дикое животное имеет мускулистое тело, которое в длину достигает 95 -180 см, хвост – 70-115 см. Масса пантеры обычно колеблется в пределах 40-55 кг, но некоторые особи могут достигать 100 кг. На хвост приходится до половины длины тела, иногда и больше, <...> такому помощнику животное отлично держит равновесие и комфортно себя чувствует даже на большой высоте. Пантера очень грациозна, но за внешней красотой и изяществом скрывается настоящий безжалостный хищник, способный легко напасть на человека.

Шерсть у этого животного жёсткая, она покрывает всё тело и чаще всего имеет чёрный окрас, но, если присмотреться, можно заметить пятна тёмных оттенков различного рода.

Пантера передвигается на четырёх мощных конечностях, с лёгкостью взбирается на деревья и хорошо прыгает. На концах её лап имеются острые когти, которые могут полностью прятаться, втягиваясь в пальцы. Высота животного в холке достигает 50-70 см.

Голова у хищника крупная и имеет несколько вытянутую форму. На самой макушке располагаются небольшие по размеру уши. Глаза среднего размера с круглыми зрачками. Челюсти у пантеры мощные с полной зубной системой. Клыки небольшие по сравнению с другими дикими кошками, но при этом достаточно мощные и имеют широкую основную часть. Основными объектами для охоты пантеры являются копытные животные: антилопа, олень, косуля, дикий кабан и в некоторых случаях крупные грызуны.

1Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста. Запишите это слово.

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) чего. ВЫСОТА. Высокий уровень развития, совершенствования и т.п. чего-л.; вершина. Овладеть высотами мастерства. Достичь высот подлинного искусства.

2) ЖЁСТКИЙ. Грубый на ощупь. Жёсткая щётка. Жёсткое полотенце. Жёсткие волосы.

3) ЗАМЕТИТЬ. Сказать; вставить в разговор замечание. Остроумно заметить что-л.

4) ОСТРЫЙ. Имеющий хорошо колющий конец или хорошо режущий край. Острые камни. Острые зубы.

5) (чего или какая). ЛАПА. Ветвь хвойного дерева. Густая лапа ели.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст характеризуется рядом черт и языковых особенностей, свойственных публицистическому стилю: преобладанием общеупотребительной лексики, отказом от узкоспециальной терминологии; ярко выраженной позицией автора.

2) Текст относится к научному стилю, поэтому отличается сдержанностью тона изложения, информативной насыщенностью. В тексте употреблены термины (семейство кошачьих, особь, конечности, копытные животные и др.), отсутствуют слова с эмоционально-оценочным компонентом.

3) Формы единственного числа имён существительных используются в тексте в значении множественного числа (пантера, тигр, ягуар, леопард, антилопа и др.)

4) Стандартизированность языка, которым написан текст, проявляется в широком использовании единиц особой лексической группы – канцеляризмов.

5) Жанр текста - рецензия.

4Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) нЕдуг

2) лгалА

3) диспАнсер

4) дозвонЯтся

5) налилА

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Всадник для порядка пустил ещё несколько стрел и, оставив после себя клубы пыли, скрылся за ЛЕСИСТЫМ холмом.

Направьте увлечение подростка в ПРАКТИЧНОЕ русло: предложите ему записаться на курсы или в кружок − эти знания наверняка пригодятся ему в будущем.

В тот день ко мне подошёл устроитель концерта, пожал руку и вручил БЛАГОДАРСТВЕННОЕ письмо от администрации.

ДЛИТЕЛЬНОЕ время (примерно 200 лет) историки и лингвисты полагали, будто единый центр расселения славян находился в среднем Приднепровье.

Главный герой повести Лескова - ИСКУСНЫЙ тульский мастер по прозвищу Левша.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

На этом острове две тысячи лет тому назад жил человек, очень несказанно мерзкий и имевший власть над миллионами людей.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по росту он более ВЫШЕ

около ПОЛУТОРА часов

нет ТУФЕЛЬ

много ПОЛОТЕНЕЦ

ИХ взгляды

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. неправильное употребление падежной формы имени существительного с предлогом
  5. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Предложения
  1. Люди, никогда не бывавшие в холодных странах, обычно преувеличивают «ужасы» полярной природы.
  2. Когда мы уже собирались вернуться в село, с нами случилось довольно неприятное происшествие.
  3. И тут, вопреки нашего желания, ветхое судно наклонилось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.
  4. И в наши дни чеховские пьесы во многом остаются загадкой для сцены, сбивавшие с толку современников, требовавшие реформы всей театральной системы.
  5. На протяжении всего своего развития русская классическая литература была трибуной, с которой передовые мыслители выступали перед народом.
  6. Вечерняя заря догорала, и в воздухе чувствуется дыхание сырости.
  7. О том, как сложилась научная судьба А.А. Потебни, вы можете узнать из книги В.Ю. Франчук «А.А. Потебня», вышедшей в серии «Людей науки».
  8. Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгения Онегина», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны.
  9. Входя в мир пушкинских идей и образов, многое может пригодиться нам в жизни.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) забл..ставший, изб..рательный, выт..раться

2) отр..слевой, соприк..снувшись, подск..чить

3) р..скошный, к..согор, пром..кательная (бумага)

4) ц..тата, ц..рковой, панц..рь

5) ш..рох, ж..лудь, разж..ванный

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) из..скать с..знова, пред..юльский

2) бе..крайний, бе..грамотный, ра..бежаться

3) пр..страстный, пр..градить, пр..цениться

4) от..всюду, под..греть, не..хватный

5) о..тенок, о..дать, о..бывать

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) разворач..вать, реч..вой

2) моч..ные (яблоки), вооруж..н

3) погор..вать, ландыш..вый

4) пощёч..на, рыж..ватый

5) подта..вший, наде..лся

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) вынес..шь, завис..вший

2) муч..мый, исчезн..шь

3) зала..вший, та..щий (снег)

4) хохоч..шь (до утра), очист..в

5) законч..нный, спряч..шься (в сарае)

13Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

Лампы ещё (НЕ)ЗАЖЖЕНЫ, поэтому гостиная выглядит таинственно.

Сейчас Наташа с (НЕ)ТЕРПЕНИЕМ ожидала отплытия теплохода.

Ни одно из полученных писем М. Горький (НЕ)ОСТАВЛЯЛ без ответа.

Вместо исчезнувшего слова язык (НЕ)ПРЕМЕННО создаёт новое.

Даже (НЕ)ВЕРИЛОСЬ, что этот маленький человек обладает такой большой силой.

14Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

В (ПОЛУ)ЗАБЫТЬИ я (НА)КОНЕЦ увидел серый рассвет и мокрую траву кругом.

Евгений (НИ)РАЗУ себя не спросил, (ПО)ЧЕМУ он до сих пор здесь.

Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.

Войдя в квартиру, Ольга (С)НАЧАЛА сняла плащ, а (ЗА)ТЕМ распахнула дверь в кабинет профессора.

(ПО)НАЧАЛУ я заметил, что чаще всего парочками, тройками или (ПО)ОДИНОЧКЕ грибы попадаются неподалёку от берёз.

15Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

После яркого утре(1)его света в этой прокопчё(2)ой и задымлё(3)ой без еди(4)ого окна хибаре ничего нельзя было разглядеть, и хотя все вещи были расставле(5)ы вдоль стен, я споткнулся о громоздкий кова(6)ый сундук.

16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я вырывал в сене глубокую нору залезал в неё и всю ночь спал в стогу.

2) А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.

3) В один из последних вечеров в Коктебеле видел я и старую женщину с сухими цветами и её новых друзей.

4) Поезд с трудом прорывался через сырые потоки и безнадёжно опаздывал.

5) Переправляемся на пароме через Оку и за широкой полосой приокских лугов нас встречают Мещёрские леса.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Участник попросил не называть его фамилии (1) испугавшись возможных ассоциаций с группой (2) зарекомендовавшей себя не с лучшей стороны (3) и оставившей о себе недобрую память.

18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

О, Муза (1) плача (2) прекраснейшая из муз!
О ты (3) шальное (4) исчадие (5) ночи белой!
Ты чёрную насылаешь (6) метель (7) на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы (8) шарахаемся и глухое: ох!
Стотысячное - тебе присягает: Анна
Ахматова! Это имя — огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.

(М. Цветаева)

19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Изучению звёзд (1) посвятили свою жизнь многие астрономы (2) благодаря (3) которым (4) мы сегодня знаем (5) что среди звёзд есть гиганты и карлики.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

К вечеру пошёл дождь (1) снег почти растаял (2) и (3) хотя дорога стала ещё грязнее (4) но всё же лошадям стало легче.

21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Московское Бульварное кольцо — прекрасное место для прогулок. (2)Живописные бульвары: Гоголевский, Никитский и Тверской — плавно перетекают друг в друга. (3)Совершите прогулку по Никитскому бульвару — много узнаете о жизни Н.В. Гоголя. (4)На Никитском бульваре — в доме № 7 — находится музей писателя. (5)Гостиная воссоздана по воспоминаниям современников Гоголя: мебель красного дерева обита штофом, придиванный стол, колокольчик для вызова слуги, подсвечник, бумаги, стопка книг. (6)На стенах — несколько акварелей и гравюр. (7)Во дворе усадьбы стоит памятник Гоголю. (8)Скульптором является Н.А. Андреев, архитектором — Ф. Шехтель.

22Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Все начинается с любви,
    С любви!
    Я это точно знаю.

    (Р. Рождественский)

  2. Любовь таилась в глубине, она ждала—
    И вот проснулась и глаза свои открыла!

    (Р. Рождественский)

  3. Браздами, саблями звуча...
    Бросая груду тел на груду,
    Шары чугунные повсюду...

    (А. Пушкин)

  4. Ты богат, я очень беден;
    Ты прозаик, я поэт.

    (А. Пушкин)

  5. Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари?

    (К. Паустовский)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
  1. риторический вопрос
  2. антитеза
  3. анафора
  4. аллитерация
  5. литота
  6. гипербола
  7. лексический повтор
  8. бессоюзие
  9. олицетворение
А
Б
В
Г
Д
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.

(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа.(7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб.

(11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят...

(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы – лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться.

(53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

(По А.И. Куприну*)

*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.

23Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Иван Семенюта при встречах с матерью пытается делать вид, что его дела идут хорошо.

2) Семенюта посещает мать только четыре раза в год.

3) Иван при встречах обещает матери в самое ближайшее время отыскать новую работу.

4) Мать понимает, что её сын говорит неправду, но молчит и делает вид, что верит ему.

5) Пока Семенюта не уволился с работы, его очень ценили там и уважали.

24Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 4 содержится описание.

2) Предложение 6 поясняет содержание предложения 5.

3) В предложениях 10–11 представлено повествование.

4) Предложения 30–32 содержат повествование.

5) В предложениях 40–42 представлено рассуждение.

25Из предложений 10–20 выпишите один фразеологизм.

26Среди предложений 47−53 найдите такое, которое связано с предыдущими с помощью союза, личного местоимения и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Можно ли оправдать ложь?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.