Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ-2025 по русскому языку. Тренировочный вариант №5

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на <...> территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

(Из Конституции Российской Федерации)

1Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПРЯМОЙ. Правдивый, откровенный, нелицемерный. П. человек. П. ответ.

2) АКТ. Законченная часть драматического произведения или театрального представления, действие. Комедия в трёх актах.

3) НОРМА. Узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь. Н. поведения. Нормы литературного языка.

4) СИСТЕМА. Техническое устройство, конструкция. Самолёт новой системы.

5) УСТАНОВИТЬ. Назначить, утвердить, ввести в действие. У. новое расписание. У. дни отдыха.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В соответствии с требованиями функциональной разновидности языка в тексте отсутствует эмоционально окрашенная лексика.

2) Логичное и последовательное изложение материала достигается посредством частого использования вводных конструкций, указывающих на связь мыслей.

3) Текст содержит слова одной тематической группы (договор, правовая система, органы государственной власти и др.), отвлечённые существительные (действие, органы самоуправления и др.).

4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизованностью речи.

5) Текст относится к научному стилю; цель текста – передача знаний об основах конституционного строя Российской Федерации.

4Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) нОгтя

2) кранЫ

3) прозорлИва

4) обнЯлась

5) кровоточАщий

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

От банкротства фирму может спасти ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ банком кредита.

Всё началось с БУДНИЧНОГО телефонного звонка.

У идеального правосудия три ключевых признака: законность, справедливость и ГУМАННОСТЬ.

Я весь был тогда ОБХВАЧЕН радостными ожиданиями.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ процесс – это совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Всем интернет-пользователям особое значение следует уделять вопросам, касающимся компьютерной безопасности.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БОГАТЕЙШИЙ край

потеряна пара САПОГ

о ПЯТИСТАХ цветах

не видно СЕЛЕНЬЕВ

тихо СМЕЯСЬ

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  2. ошибка в построении сложного предложения
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  5. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Предложения
  1. В романе «Капитанской дочке» многие эпизоды Пугачёвского бунта отражены исторически достоверно.
  2. Согласно условиям договора расходы на коммунальные платежи уже включены в арендную плату.
  3. Только пчелы жужжали да стрекочут кузнечики.
  4. Девочка не только рассказала о жизни и творчестве поэта, но и прочитала наизусть одно из его стихотворений.
  5. Залп тяжёлых орудий, донёсшихся с моря, разорвал тишину.
  6. Отец забыл про газеты, что которые каждый день читал с большим пристрастием.
  7. Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил, что заболел.
  8. Узнав о новой книге, мы захотели её приобрести.
  9. Все, кто изучал процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) эл..мент, губ..рнатор, вин..грет

2) к..рьерист, альм..нах, г..ризонтальный

3) интелл..ктуальный, вет..ран, сем..нар

4) те..тральный, парад..ксальный, тор..пливый

5) д..летант, инст..тут, кард..нальный

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) з..рисовка, не..тправленное, от..рвать

2) и..балованный, в..рыхлить, мирово..зрение

3) пр..остановить, пр..вкусный, Пр..морье

4) вз..скать, раз..грать, без..скусный

5) суб..ект, в..ездной, зав..южило

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) опрометч..вость, обескров..ть (врага)

2) вежл..вый, магни..вый

3) сердц..вина, дымч..тый

4) воодуш..вить, вышаг..вать

5) (свернуть) влев.., бесед..вать

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сия..шь, закле..вший

2) потян..шься, воспева..мый

3) онеме..шь, ожида..мый

4) выстро..шь, сброш..нный

5) беспоко..щаяся, (кулинары) замес..т (тесто)

13Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) На самом же деле была обычная артиллерийская перестрелка, (НЕ)СЛИШКОМ даже сильная.

2) Солнце, ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

3) Своё нынешнее настроение он называл (НЕ)ПЛОХИМ, а лирическим.

4) Розовато-сизая дымка уплывает, (НЕ)ХОТЯ отрываясь от согревающейся земли.

5) Когда Костя впервые появился на нашей улице, ребята встретили его (НЕ)ДРУЖЕЛЮБНО.

14Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

2) Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

3) В комнатах (ПОЛУ)ТЕМНО, окна (НА)ГЛУХО завешены.

4) На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

5) Гуров не спал (В)ТЕЧЕНИЕ целой ночи и ЗА(ТЕМ) весь день провёл с головной болью.

15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Утомлё(1)ый путешестве(2)ик сосредоточе(3)о осматривал окрестности, отряхивая пыль с рва(4)ых башмаков.

16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) У Андреича никогда не было семьи и весь богатый запас своей доброты он отдавал домашним животным.

2) И лес и степи полны ожиданий великого начала полны скрытых жизненных сил.

3) По лицу командира прошла не то улыбка не то усмешка.

4) Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне.

5) Изредка срывался ветер и тогда листья летели шумным дождем щекотали лицо.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.

18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В прошлом многим был (1) конечно (2) хорошо известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.

19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Артамонова вдруг обняла скука (1) как будто (2) пред ним широко открыли дверь в комнату (3) где всё знакомо (4) и так надоело (5) что комната кажется пустой.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Аккемское озеро в Алтайских горах — настоящий памятник природы с уникальной историей. (2)В период оледенения мощный древний ледник при отступлении прорыл котловину, заполнив её водой. (3)Поэтому озеро имеет вытянутую форму: в длину — более одной тысячи трёхсот пятидесяти метров, а в ширину — всего шестьсот десять метров. (4)Его глубина — восемь метров. (5)Проходили эпохи, менялись геологические эры и климат, а с ними и живая природа, но в районе Аккемского озера время будто вернулось назад. (6)Здесь до сих пор можно наблюдать деятельность ледников. (7)Ледник на северном склоне горы Белуха ежегодно отступает, меняя всё на своём пути. (8)Он крошит скалы, бороздит горные породы, оставляя за собой россыпь чудесных озёр. (9)Аккемское озеро — один из самых удивительных памятников алтайской природы: на дне водоёма сохранился ледниковый ил, который придаёт воде молочный оттенок.

22Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Сад перед домом горел и дымился, весь залитый пожаром зари и потопом дождя.

    (И. Тургенев)

  2. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо.

    (И. Тургенев)

  3. На заре ты её не буди,
    На заре она сладко так спит...

    (А. Фет)

  4. Но её я любил,
    Как сорок тысяч братьев
    Любить не могут!

    (М. Цветаева)

  5. Кого ж любить? Кому же верить?
    Кто не изменит нам один?

    (А.Пушкин)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
  1. риторическое обращение
  2. антитеза
  3. метонимия
  4. анафора
  5. эпитет
  6. гипербола
  7. риторический вопрос
  8. эпифора
  9. метафора
А
Б
В
Г
Д
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.

(1)Взрослые взяли меня с собой в гости. (2)В доме, куда они направлялись, были дети, которые встретили меня хорошо и тотчас же любезно показали мне свои игрушки и книги. (3)Меня сразу же привлекла книга, непохожая на знакомые мне до сих пор ни величиной, ни картинками. (4)Едва открыв её и прочитав первые строки (то были стихи), я так и не могла оторваться и, усевшись на диван, принялась за чтение. (5)Мне предлагали поиграть во что-нибудь, меня звали пить чай – я не отзывалась. (6)Я читала и оторвалась от чтения, лишь дочитав до конца большую книгу, которая называлась «Крокодил».

(7)За долгие годы, миновавшие с того вечера, когда я впервые прочла «Крокодила», он стал так широко известен, что нет нужды о нём распространяться. (8)Мне было не более шести лет, я не понимала толком, что значит автор, но имя автора «Крокодила» я запомнила. (9)Его звали Корней Чуковский.

(10)По пути домой меня сдержанно пожурили. (11)Хозяев – взрослых и детей – я поразила до глубины души: пришла в гости и уселась за книжку. (12)Но упрёки матери доносились откуда-то со стороны, а во мне звучали стихи Корнея Чуковского. (13)Я запомнила «Крокодила» наизусть, почти целиком, и стала охотно рассказывать его другим детям, а то, что дословно не запомнила, рассказывала своими словами, может быть, даже своими стихами, – подобная вольность казалась мне тогда вполне допустимой.

(14)Вслед за «Крокодилом» мне открылось множество книг, сочинённых Корнеем Чуковским: «Мойдодыр», «Бармалей», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Чудо-дерево».

(15)Я накидывалась на них жадно, запоминала их с ходу и стала их горячим пропагандистом.

(16)Со стихами Чуковского связано для меня первое в жизни соприкосновение со славой. (17)Начав ходить в школу, я частенько опаздывала на первый урок. (18)И вот однажды где-то в середине первого урока я приплетаюсь в школу, прошу разрешения войти в класс, понимаю, что выражение лица учительницы не сулит мне ничего доброго, шлёпаюсь на первую попавшуюся парту и тут только замечаю, что в классе очень уж много народу, чуть не вдвое больше обычного. (19)Оказалось, заболела другая учительница, и нас соединили на первые часы, устроив нечто вроде литературного утра. (20)Все желающие могут выступить с чтением любимых произведений. (21)Недолго раздумывая, я поднимаю руку и, получив слово, обрушиваю на два класса «Мойдодыра» Чуковского, целиком, наизусть, с подлинным чувством и волнением. (22)Боже, какой это был успех! (23)Никогда в жизни я больше не знала такого. (24)Он был усилен ещё и тем, что душа моя была готова совсем к другому: к упрёкам, к выговорам, и вдруг вместо них рукоплескания, восторг, признание. (25)Я ходила теперь по школьным коридорам, сопровождаемая восхищёнными взглядами и шепотками: «Вон она, та девчонка, которая…» (26)Старшеклассники пригласили меня выступить у них на вечере. (27)Меня стали называть «Мойдодыр». (28)Тут, может быть, следовало обижаться, но прозвище произносилось с таким восторгом, что я, помнится, даже гордилась им. (29)Стоит ли осуждать восьмилетнего ребёнка за подобную суетность?

(30)Этот праздник, пожалуй, не прошёл для меня бесследно, не остался только милым воспоминанием. (31)Он научил и кое-чему серьёзному, приоткрыв великое счастье волновать людей силой своей мысли, своей выдумки, всем, что именуется дорогим словом «талант». (32)Талант, по-моему, ещё одно светило, озаряющее нашу жизнь. (33)Чем больше таких светил, тем жизнь ярче и праздничнее. (34)На небе моего детства вспыхнул талант Корнея Чуковского.

(По М.И. Алигер*)

* Маргарита Иосифовна Алигер (1915–1992) – русская советская поэтесса, переводчик, журналист, военный корреспондент.

23Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчица, будучи в гостях, оторвалась от чтения, только дочитав до конца «Мойдодыра».

2) Героиня рассказа, оказавшись в гостях, не заинтересовалась игрушками и сразу погрузилась в чтение книги К.И. Чуковского.

3) Из-за болезни учительницы два класса соединили на третьем уроке и устроили литературное утро.

4) Рассказчица считала допустимым пересказывать стихи поэта своими словами.

5) История с чтением произведения К.И. Чуковского осталась в памяти рассказчицы только милым воспоминанием.

24Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–6 представлено описание.

2) В предложении 6 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 5.

3) В предложении 9 содержится вывод из того, о чём говорится в предложениях 6–8.

4) Предложение 29 противопоставлено по содержанию предложению 28.

5) В предложениях 30–34 представлено рассуждение.

25Из предложений 10–13 выпишите один фразеологизм.

26Среди предложений 30–34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какова роль литературы в жизни человека?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.