Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ-2025 по русскому языку. Тренировочный вариант №3

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Обязанности пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам <...> краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

(Из Правил дорожного движения)

1Самостоятельно подберите сочинительный разделительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот союз.

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЛИЦО. Передняя часть головы человека. Черты лица. Румяное л.

2) КРАЙ. Предельная линия, предельная часть чего-нибудь. К. одежды. На краю обрыва.

3) СРЕДСТВО. Приём, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое с. Всеми средствами добиваться чего-нибудь.

4) СЛЕДОВАТЬ. Отправляться, ехать, двигаться (офиц.). Поезд следует до Москвы. Колонна демонстрантов следует через площадь.

5) ЭЛЕМЕНТ. Доля, некоторая часть в составе чего-нибудь, в чём-нибудь. Интернациональные элементы в русской терминологии.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В соответствии с требованиями функциональной разновидности языка в тексте отсутствует эмоционально окрашенная лексика.

2) Логичное и последовательное изложение материала достигается посредством частого использования сложноподчинённых предложений.

3) Текст содержит слова одной тематической группы (пешеход, тротуар, обочина, проезжая часть и др.), отвлечённые имена существительные (движение, видимости и др.).

4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизованностью речи.

5) Текст относится к научному стилю; цель текста – передача информации об обязанностях пешеходов.

4Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) бантЫ

2) знАчимый

3) взЯлась

4) вОвремя

5) дешевИзна

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

СЛОВАРНЫЙ запас детей питался лишь из речи небольшой кучки взрослых, остальной мир планеты был безгласен.

Хром и марганец являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.

Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависят духовная жизнь и здоровье человека.

Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В школах города уже работают штатные психологи, оказывающие неослабную помощь ученикам и их родителям.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРОМОКНЕШЬ под дождём

у ОБОИХ концов бревна

наиболее ГРОМКИЙ

уважаемые ДИРЕКТОРЫ заводов

нет ЯСЛЕЙ рядом

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  5. неправильное построение предложения с косвенной речью
Предложения
  1. Перед открытием турнира ведущий сказал, что «сначала я представлю членов жюри».
  2. Те, кто следит за новинками литературы, читал широко обсуждаемые произведения известной писательницы.
  3. В дальнейших исследованиях автор как опирался на данные толковых словарей, так и на материалы летописей.
  4. Благодаря уникальных экспозиций Палеонтологического музея посетители могут представить себе древних животных нашей планеты.
  5. Приближаясь к перекрёстку, включился красный сигнал светофора.
  6. Подобно многим другим произведениям В.И. Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.
  7. Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда придут в поле комбайны.
  8. Одним из самых известных в стране высших учебных заведений стал МГУ.
  9. Всадник погнал лошадь вдоль железной дороги вслед удаляющемуся поезду.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) зап..рать, зам..чательный, вет..ран

2) см..гчить, взгл..нуть, одр..хлевший

3) пол..жение, ш..рох, прик..сновение

4) мин..ральный, в..ртуоз, велос..пед

5) ч..стота (колебаний), ч..рующий, к..рдинальный

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) с..митировать, из..скать, дез..нфицировать

2) с..язвить, нав..ючитъ, нес..ёмные

3) пр..взойти, пр..старелый, пр..дания (старины)

4) бе..мятежный, чре..вычайно, бе..жалостный

5) по..кладка, на..строчный, пре..теча

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) присва..вать, юнош..ство

2) разбрызг..вающий, надоедл..вый

3) недоум..вать, разговорч..вый

4) изредк.., веснушч..тый

5) низ..кий, риж..кий

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (студенты) труд..тся, кол..щая (боль)

2) се..щий, забле..т (ягнята)

3) омыва..мый, беспоко..шься

4) подстрел..нный, раска..вшийся

5) пил..щие (дерево рабочие), разве..нный

13Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Близость Невы (НЕ)ОСВЕЖАЛА раскалённого воздуха.

2) Василия и его группу встретил пожилой (НЕ)БРИТЫЙ старшина-артиллерист.

3) Жёлуди созрели, но (НЕ)НАСТОЛЬКО, чтобы осыпаться самостоятельно.

4) По дороге проносятся машины, (НЕ)ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в Серебрянке.

5) Ударил (НЕ)ПОДАЛЁКУ снаряд, пришлось присесть.

14Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) У Даши был свой обычай. Без людей она чувствовала себя в лесу свободнее, (ПО)ЭТОМУ предпочитала охотиться (В)ОДИНОЧКУ.

2) У Вангура был отличный аппетит. Он БУД(ТО) знал, что ему нужно догнать других лосят, и он старался. Но в росте ВСЁ(РАВНО) отставал.

3) Голова казалась лёгкой, опустевшей, КАК(БЫ) чужой на плечах коробкой, и мысли эти приходили КАК(БУДТО) извне и в том порядке, как им самим было желательно.

4) ЕСЛИ(ЖЕ) (ПО)ПРИЧИНЕ болезни, старости или отсутствия корма медведь не накопит за осень достаточного количества жира, в нём не появится инстинкт, побуждающий зверя ложиться на зиму в берлогу.

5) А (ЧТО)БЫ она отдала (ЗА)ТО, чтоб прочитать строчки, густо зачёркнутые чернилами!

15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Увлечё(1)ый Пушкиным, Коровин написал этюды цветущего у развалин ханского дворца сада: золочё(2)ые вазы с цветами из воска в застеклё(3)ых нишах дворца, инкрустирова(4)ая слоновой костью и перламутром мебель.

16Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Только под стеной бригадного барака да у столбов жердевой изгороди торчат пучки пропылённой травы.

2) То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель то закрякает дикой уткою.

3) Осеннее солнце и ветер высушили на деревьях листья и окрасили их в жёлтые и коричневые цвета.

4) Целыми днями бродил я по лесу забирался в самые дебри и рассматривал следы на земле.

5) Ветер бесновался рябил холодные лужи гнул к земле стройные гибкие тополя.

17Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Навстречу (1) широко расставляя ноги (2) и (3) хватаясь за переборки (4) пробирался вахтенный матрос (5) будивший команду. (Л. Князев)

18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль главным делом своей жизни считал (1) исключительно (2) создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в 18 лет.

19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Слишком много искреннего убеждения было в её словах (1) так что (2) когда она со странной боязнью оглянулась на дверь (3) я невольно повторил это движение.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если (1) командир полка и его заместители старались ничем это не выказывать (2) то Маслов не скрывал (3) что (4) считает меня мальчишкой (5) и обращался со мной соответственно (6) хотя (7) я воевал с первых месяцев войны, имел ранения и награды.

21Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Касли – небольшой городок в Челябинской области, известный каслинским чугунным литьём. (2)Еду по дороге к Каслям, окрестности поражают красотой. (3)Прежде всего поражает необыкновенно резкий переход от широкой чернозёмной равнины к крутым лесистым горам. (4)Главная масса озёр идёт всё время с правой стороны от дороги, но, подъезжая к озеру Большие Касли, вы видите озеро и слева – это заросший осокой Кисегач. (5)Здесь настоящая уральская Швейцария – можно только удивляться: как на сравнительно небольшом пространстве собрана такая масса всяческой благодати? (6)На глазах у нас выплыло несколько утиных выводков, тут же по мокрому песку берегового прибоя хлопотливо бегали белые чайки. (7)К Каслям дорога идёт вёрст десять всё время по берегу озера. (8)Красиво белеют церкви, разные постройки. (9)Этот вид не теряет своего очарования вблизи, хотя такое иногда случается с красивыми ландшафтами. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

22Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Как весною мой север призывен!
    Как весною мой север далёк!

    (В. Набоков)

  2. Школьный дом одноэтажный
    Улыбается окном.

    (М. Исаковский)

  3. Благодарю за детские стихи.
    Не за вниманье вовсе, за терпенье.
    За осень. За ненастье. За грехи.
    За неземное это сожаленье.

    (Б. Рыжий)

  4. И скучно и грустно, и некому руку подать...

    (М. Лермонтов)

  5. Только в спальне горели свечи
    Равнодушно-жёлтым огнём.

    (А. Ахматова)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
  1. эпифора
  2. многосоюзие
  3. синтаксический параллелизм
  4. бессоюзие
  5. парцелляция
  6. градация
  7. антитеза
  8. олицетворение
  9. эпитет
А
Б
В
Г
Д
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.

(1)Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, это уникальное явление, единственное в своём роде. (2)На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе: любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни… (3)Всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано; найдены причины, ответы и советы и запечатлены на страницах художественной литературы. (4)Дело за малым: бери и читай! (5)И всё найдёшь в книге. (6)Неслучайно Ф.М. Достоевский призывал: «Читайте! (7)А остальное сделает жизнь».

(8)Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо: удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. (9)В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. (10)Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. (11)Это час взросления: мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит. (12)Л.Н. Толстой судил о достоинствах книги по тому, «сколько раз её можно перечитывать».

(13)Есть громкие книги, знаменитые, прославленные, внесённые в почётный список русской литературы. (14)Их читать интересно, но, когда прочтёшь, перечитывать не всегда хочется. (15)А есть тихие книги. (16)В них всё спокойно, неторопливо и, кажется, ничего особенного не происходит. (17)Но в них чувствуешь себя так уютно, как в хорошем, добром, гостеприимном доме, из которого не хочется уходить, в котором хочется остаться жить навсегда. (18)Все герои становятся для тебя живыми, родными. (19)И когда закрываешь последнюю страницу, тут же опять открываешь первую, чтобы не расставаться с ними. (20)Такие книги хочется иметь дома, при себе, всегда, каждый день, чтобы в минуту отчаяния, растерянности, грусти открыть их на любой странице и вновь почувствовать себя уютно, спокойно, уверенно.

(21)Все русские писатели были заядлыми книголюбами, имели прекрасные библиотеки и не расставались с книгами всю жизнь. (22)Если взять в руки том под названием «Мысли и изречения», то едва ли не самым объёмным будет раздел о книгах и чтении. (23)И это неудивительно: с тех пор как появилась книга, ей посвящены самые вдохновенные слова тех, чьи высказывания стоит запомнить: «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать», – учил Д. Дидро; «Книга – это духовное завещание одного поколения другому», – такую оценку книге дал А.И. Герцен; «Книги – это переплетённые мысли», – считал А.С. Макаренко.

(24)Во все времена высоко ценили книгу, но, увы, не в наше. (25)Книг всё больше, а читающих всё меньше. (26)Книгу превратили в предмет интерьера. (27)Она стала мерилом престижности и даже интеллигентности семьи. (28)И стоят книги под замками в шкафах, точно замурованные узники. (29)Сколько умных мыслей, пережитых чувств пылятся на полках общественных и личных библиотек ни разу не открытыми, не прочитанными, не востребованными, не дошедшими до своего адресата!

(30)Вот мы взяли в руки книгу. (31)Что происходит в нашей душе? (32)Ведь с каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. (33)Через литературу человек становится Человеком. (34)Неслучайно книгу называют учителем и учебником жизни.

(По Л.Г. Гинзбург и Е.Б. Кононовой*)

* Лилия Геннадьевна Гинзбург, Евгения Борисовна Кононова – современные учёные-филологи, авторы книг по литературоведению.

23Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Книги дают ответы на все вопросы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, все важные проблемы отражены в мировой литературе.

2) Час взросления наступает у человека тогда, когда он открывает книгу для того, чтобы лучше разобраться в себе, когда он ищет в книге мудрого собеседника.

3) Громкие, известные книги читать интересно; тихие книги навевают грусть и скуку, приводят в отчаяние.

4) Многие русские писатели, имея прекрасные библиотеки, превратили книгу в предмет интерьера.

5) В наши дни количество книг увеличивается, а число читающих сокращается.

24Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1, 2 содержится рассуждение.

2) Предложение 11 объясняет, раскрывает содержание предложения 10.

3) В предложениях 15-17 представлено повествование.

4) В предложениях 22, 23 представлено описание.

5) В предложениях 30-34 представлено повествование.

25Из предложений 13–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).

26Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи определительного и указательного местоимений, формы слова и контекстных синонимов. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какое влияние книга оказывает на человека?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.