Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ-2025 по русскому языку. Тренировочный вариант №2

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Здесь, в самом центре каменного хаоса, рождается река Казыр, отсюда она начинает свой стремительный бег к Енисею. Жизнь этой реке дают лёд и солнце, и казырская вода унаследовала от них заоблачный холод и вечную энергию. Силён Казыр, не везде перебродишь его, не везде переплывёшь – упругая струя подхватит смельчака, разобьёт на рыжих ослизлых валунах…

Но главное препятствие на Казыре – пороги. В одном месте вся река собирается в узком гранитном горле, в другом – прорывается по длинному коридору, в третьем – прыгает по ступенчатым лбам. Есть порог, который тянется на семь километров, и в солнечный день стоит над каждым его сливом цветистая радуга…

Долго беснуется Казыр, пока не расступятся горы и плавные увалы не смирят <...> буйный норов.

Вдоль Казыра – непролазная тайга. На взгорках – лохматые кедровники, ложбины забиты кронами елей, к сырым низинным местам собираются пахучие пихты, чтобы в полую воду вволю пошлёпать по мутной волне широкими лапами. В таком лесу тихо и сумрачно. До земли свисает с веток седой мох, гниют внизу остатки поживших своё лесных великанов. Встречаются по берегам Казыра чёрные гари, на добрую сотню километров протянулся гибник – лес, съеденный вредителями: сибирским шелкопрядом и монашенкой. Древесные скелеты подтачиваются червями и падают от ветра. Ни зверь не живёт на этом лесном кладбище, ни птица. Только вечный труженик дятел долбит и долбит сухие стволы.

(По В.А. Чивилихину)

1Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите это местоимение.

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ХАОС. Беспорядочное нагромождение, скопление чего-нибудь. Х. льдов.

2) ПОРОГ. Поперечный брусок, закрывающий проём между дверью и полом. Высокий, низкий п. Споткнуться о п.

3) УВАЛ. Узкая и удлинённая возвышенность с пологими склонами и плоской вершиной. Песчаные увалы. По склонам увала рос орешник.

4) ПОЛЫЙ. Разлившийся после ледохода (весеннего вскрытия льда). Полая вода сбывает.

5) ДРЕВЕСНЫЙ. Получаемый из древесины. Д. уголь. Древесные материалы.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов, сложные предложения разных видов, неполные предложения.

2) Автор наряду с общеупотребительными словами использует диалектизм (гибник) и просторечное слово (норов), чтобы показать колорит Сибири.

3) Эпитеты («казырская вода», «сибирским шелкопрядом», «длинному коридору») помогают автору показать красоту реки.

4) В тексте использована научная терминология (широкими лапами, лесных великанов), так как автор описывает географические особенности Сибири. .

5) Цель автора – передать читателю восхищение силой и мощью сибирской природы, пробудив его воображение.

4Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) аэропОрты

2) брАла

3) зАгнутый

4) донЕльзя

5) нАчав

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

С утра малыша ОДЕЛИ в тёплую куртку и шапку.

Однажды в кофейне до его слуха случайно долетел ОБРЫВОК разговора.

Деревья за хвостом птицы были сильно поломаны, короткие круглые лапы вдавились в БОЛОТНУЮ почву.

Гастроли краевого ДРАМАТИЧЕСКОГО театра прошли с огромным успехом.

Прежде чем приступить к постройке судна, следует рассмотреть ТЕХНИЧЕСКУЮ документацию.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Наверху был магазин, где продавались памятные сувениры, отличное информационное бюро и туалетные комнаты.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

полки для КУХОНЬ

гораздо ЛУЧШЕ

пара САПОГОВ

МОЯ мозоль

ИХ дети

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  2. ошибка в построении предложения с причастным оборотом
  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  4. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  5. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предложения
  1. Уставшие за день геологи еще засветло легли спать между скалой и костром.
  2. Содержание включённых задач в экзаменационную работу не выходит за рамки школьной программы.
  3. МГУ отпраздновал свой юбилей.
  4. По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчёт о проведённой работе.
  5. Читая книги Достоевского, привлекают философские искания писателя.
  6. Вопреки предсказанию синоптиков началась метель.
  7. Все, кто читал роман Булгакова «Мастер и Маргарита», был потрясён этой книгой.
  8. Не дойдя до берега метров пять, шлюпка врезалась в песчаное дно.
  9. Секрет художественной выразительности картины И. Левитана «Золотой осени» заключается в богатстве цветовой палитры.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) об..тать (в пустыне), напом..нание, в..шнёвый

2) разм..хнуться, сл..жить, укл..ниться

3) раск..лённый, упр..стить, р..скошный

4) г..ристый, апл..дировать, ут..лщённый

5) соед..ниться, раст..рание, ц..нковый

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..клонить (ветку), пр..ступить (к работе), пр..емница

2) пост..мпериализм, спорт..гра, меж..рригационный

3) бе..форменный, ..дача, бе..возвратно

4) з..пирать, р..згрузить, пр..бабка

5) под..езд, раз..яснил, из..являть

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) прицел..вающийся, понаде..вшись

2) человеч..ство, черешн..вый

3) рассыпч..тый, издавн..

4) институт..кий, молодец..кий

5) ослаб..вающий, одиноч..ство

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (жеребята) брод..т, беспоко..щийся

2) пересмотр..нный, раскле..вший

3) (снежинки) та..т, стел..щаяся (береза)

4) слыш..мый, отуч..шься

5) (друзья) выруч..т, грохоч..щие (волны)

13Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (НЕ)ОЖИДАННО что-то зашуршало в кустах.

2) Погода действительно была (НЕ)ТАКАЯ тёплая, как вчера.

3) Он решил, (НЕ)ОТКЛАДЫВАЯ, обследовать подземелье.

4) Караван (НЕ)СПЕША двигался вдоль склона.

5) Тёмная, (НЕ)ЯСНАЯ тень виднелась у опушки леса.

14Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (В)ВОЛЮ отдохнувшие собаки легко понесли установку, ТАК(ЧТО) Анисимов едва поспевал за ними на своих ещё не обкатанных лыжах.

2) Через (ПОЛ)ЧАСА (В)ПЕРЕДИ посветлело, расселина расширилась и вдруг оборвалась.

3) (В)ТЕЧЕНИЕ (ПОЛУ)ЧАСА «Меркурий» маневрировал, уклоняясь от губительного огня мощной вражеской артиллерии.

4) Матросы завязывали вещевые мешки, подгоняли их лямки так, ЧТО(БЫ) мешок плотно лежал на спине и в ТО(ЖЕ) время не стеснял движений, ещё раз проверяли оружие.

5) Плот был засыпан (С)ВЕРХУ толстым слоем листьев и опавших метёлок камыша, (ОТ)ЧЕГО по цвету почти ничем не отличался от мутной болотной жижи, расстилающейся вокруг.

15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Теплоход замер у подножия каменистого острова с полуразруше(1)ым монастырём по другую сторону, стари(2)ыми церковками и часовенками по опушкам и в чаще, мостиками через ручьи и овраги, с туристскими тропами и звери(3)ыми тропками, замер на грани двух прохлад – резкой озёрной и мягкой лесной, – со всей своей начинкой: хорошими и плохими людьми, жадными до впечатлений экскурсантами, растрога(4)ыми любителями природы, уставшими от города труже(5)иками, дисциплинирова(6)ой командой.

16Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) С пугающей торопливостью туман покидал болото и его белые клочья были похожи на взмывающих в небо лебедей.

2) В тёмных и влажных еловых лесах с большим количеством черники грибов мало.

3) Возок то подпрыгивал то опускался куда-то в глубину то покачивался.

4) Не только у славян но и у всех древних народов дуб почитался священным деревом.

5) Где-то за домами раздались выстрелы и потонули в синем куполе неба.

17Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою - такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пусть (1) она услышит, пусть (2) она поплачет.
Ей (3) чужая юность (4) ничего не значит.
Ну а если (5) значит – проживёт не мучась.
Где ты (6) моя (7)радость? Где ты (8) моя (9) участь?
(С. Есенин)

19Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) то с кустов посыплется роса.

20Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Густой туман окутывал город (1) и (2) хотя (3) было не более трёх часов пополудни (4) Невский проспект пытались осветить радужные пузыри фонарей, похожих на гигантские одуванчики.

21Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Урочище Аккурум на Алтае и его каменные грибы - одно из удивительных природных мест России. (2)Каменные грибы - это необычные скальные формы, которые были созданы природой в результате долгого процесса выветривания. (3)Они расположены в долине реки Карасук — одного из притоков могучего Чулышмана. (4)Причудливые каменные грибы, живописно возвышающиеся над склонами долины, состоят из неоднородных по составу горных пород. (5)К сожалению, время берёт своё, и необычные природные образования продолжают разрушаться. (6)Некоторые из «шляпок» обвалились во время сильного землетрясения, произошедшего в Алтайских горах в 2003 году.

22Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Надо мною свод воздушный,
    Словно синее стекло...

    (А. Ахматова)

  2. В огромном городе моём ночь.
    Из дома сонного иду — прочь.

    (М. Цветаева)

  3. Мелькают мимо будки, бабы,
    Мальчишки, лавки, фонари,
    Дворцы, сады, монастыри...

    (А. Пушкин)

  4. Клянусь я первым днём творенья,
    Клянусь его последним днём.

    (М. Лермонтов)

  5. Сурово метелица выла
    И ветром кидала в окно…

    (Н. Некрасов)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
  1. риторическое обращение
  2. градация
  3. анафора
  4. ассонанс
  5. литота
  6. гипербола
  7. сравнение
  8. бессоюзие
  9. олицетворение
А
Б
В
Г
Д
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.

(1)Солдаты лежали за деревьями, в кустах, в высокой траве и слушали, напряжённо всматривались в ясный утренний воздух, лишь местами темневший от дыма и земной пыли.

(2)О, как хороша была в эти минуты земля! (3)Как благостны казались людям её тяжёлые складки, жёлтые пригорки, овражки, поросшие репейником и пыльными лопухами, лесные ямы. (4)Какой чудесный запах шёл от земли: лиственной прели, сухой пыли и влажной лесной сырости, запах мирного праха и грибов, сухих ягод и многократно превшего и вновь высыхавшего хвороста. (5)Ветер приносил с поля тёплый и печальный запах вянущих цветов и сохнущих трав; в полутьме леса, внезапно пронзаемой солнечным светом, вдруг пыльной радугой вспыхивала увлажнённая росой паутина, словно веяло своим дыханием чудо спокойствия и мира.

(6)Вот лежит, уткнувшись лицом в землю, Родимцев. (7)Спит он, что ли? (8)Нет, его глаза внимательно смотрят в землю, на стоящий подле куст шиповника. (9)Он шумно дышит, втягивает в себя запах земли. (10)Он смотрит с интересом, жадно и почтительно на дела, происходящие вокруг него: муравьи колонной идут неясным для человеческого глаза трактом, волокут сухие травинки, палочки. (11)«Может быть, у них тоже война, – думает Родимцев, – вот и ползут колонны мобилизованных на строительство рвов и укреплений. (12)Или это хозяин ставит себе новый дом, и тянутся плотники, штукатуры на работу…»

(13)Огромен мир, который видят его глаза, чует ухо, втягивают с воздухом ноздри. (14)Аршин земли на опушке леса, куст шиповника. (15)Как велик этот аршин земли! (16)Как богат этот отцветший куст! (17)По сухой земле молнией прошла трещина, муравьи проходят по мосту, в строгом порядке один за другим, а по ту сторону трещины терпеливо выжидают встречные. (18)Божья коровка, толстая, в красном сарафане, мечется, ищет перехода. (19)Ох ты! (20)Полевая мышь блеснула глазом, привстала на задние лапки и прошуршала среди травы, словно и не было её здесь. (21)Подул ветер, и трава гнётся, пригибается, каждая по-своему: одна покорно, быстро ложится к земле, другая упрямо, сердито дрожит, топорщится своим бедным тощим колосом – воробьиным житом. (22)А на кусте шевелятся ягоды шиповника – жёлтые, красноватые, закалённые солнцем, словно глина огнём. (23)Давно уже, видно, брошенная хозяином паутина мотается на ветру, в ней запутались сухие листья, кусочки коры, в одном месте она обвисает под тяжестью свалившегося в неё жёлудя. (24)Она похожа на невод, выброшенный на берег после гибели рыбака.

(25)Игнатьев задумчиво говорит товарищу:
– Слышал я, как-то два лейтенанта-зенитчика между собой говорили.
(26)Вот, говорят, война идёт, а кругом сады, птицы поют, им вроде и дела нет до наших дел. (27)Вот я всё думаю: это неправильно, не увидели лейтенанты сути. (28)Война эта всей жизни коснулась. (29)Ты возьми лошадей – чего только не терпят! (30)Или, помню, стояли мы в Рогачёве: там все собаки по тревоге в погреба лезли, суку одну я приметил – собачат в щель прятала, а как налёт кончится – обратно гулять выводила. (31)Ну, а птица – гуси, куры, индюшки, – разве они от немца не терпят? (32)И тут, кругом, в лесу, я примечаю, птицы пугаться стали – чуть самолёт летит, тучей поднимаются, галдят, шумят, мечутся. (33)Сколько леса пропало! (34)Сколько садов! (35)Или вот я сейчас подумал: идёт бой на поле, мы тут залегли, под тысячу человек, – всех этих муравьёв да комарей кувырком вся жизнь пошла.

(36)А если немец газ пустит, а мы ему в ответ – тут же по всем лесам да полям жизнь перевернётся: и до мышей, и до ежей, до всех война доберётся, начнёт козявка да птица задыхаться, куда ей деться?

(37)Он приподнялся и, глядя на товарищей, сказал с весёлой печалью:
– Ох, и хорошо, ребята!
(38)Ведь только в такой день и поймёшь: вот, кажется, тысячу лет бы так пролежал – и не наскучило бы.

(По В.С. Гроссману*)

* Василий Семёнович Гроссман (1905–1964) – советский писатель, журналист, военный корреспондент.

23Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Солдат, лежавших за деревьями, в кустах, в траве, было около сотни.

2) Игнатьев разговаривал с Родимцевым о красоте природы в вечерний предзакатный час.

3) Уткнувшийся лицом в землю Родимцев не спит, а наблюдает за колонной муравьёв, которые волокут сухие травинки, палочки.

4) Игнатьев, пересказав своему товарищу разговор лейтенантов-зенитчиков, выразил несогласие с их представлениями о влиянии войны на природу.

5) Очарование летнего вечера, описанного в тексте, подталкивает Игнатьева к размышлениям о судьбе природы на войне.

24Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 4 и 5 содержат описание.

2) В предложении 8 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 7.

3) Предложения 17-24 противопоставлены по содержанию предложениям 14-16.

4) В предложениях 27-29 представлено повествование.

5) В предложении 38 представлено рассуждение.

25Из предложений 23-28 выпишите один фразеологизм.

26Среди предложений 11–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «В чём проявляется разрушительная сила войны?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.