Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ-2025 по русскому языку. Тренировочный вариант №1

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Экспедиции прибывают в Антарктиду на кораблях. Поэтому тут хорошо прижились морские слова: «камбуз», «аврал», «кают-компания»…

В кают-компании Мирного, а если просто – в столовой, собрали всех новичков, и начальник станции сказал:
– У нас тут маленький коммунизм.
Денег нет. Еды – сколько хочешь. Работы тоже навалом. Одним словом, так: от каждого по способности…

Насчёт техники безопасности. Надо беречься трещин. Ну, а самое главное – это чтоб пузыри не пускать – тоска там по дому и прочее. Чтоб этого не было! Смелость нужна. Осторожность тоже нужна. Вот рядом трещины. Не то что человек – трактор нырнёт, как будто и не было трактора. Туда – ни шагу! Особо корреспондентов предупреждаю. Если кому не терпится поглядеть – скажи. Возьмём верёвку, шесты – как положено. Ну, что ещё?.. Надо остерегаться солнца, особенно губы сгорают. И глаза прячьте. Без тёмных очков нельзя…

После такой беседы мы поняли: покорять Антарктиду трудно, <...> можно. Сразу захотелось поглядеть на эти глубокие трещины. Они действительно рядом. Толщина льда – метров тридцать, и во льду трещины. У края прозрачный голубой лёд. Глубже лёд становится тёмно-синим, а в самой глубине – чернота. Столкнули пустую бочку. Замирающий гул, а потом жуткая тишина. Даже с верёвкой и шестами это место лучше всё-таки обходить. Трещину присыпало снегом – настоящее минное поле.

(По В.М. Пескову)

1Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот союз.

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ДОМ. Своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Родной д. Принять в д. кого-нибудь. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.

2) ПОЛОЖЕНО. в знач. сказ. (разг.). То же, что полагаться: быть установленным, должным, общепринятым. Этого делать не п. У нас п. этот праздник отмечать.

3) СГОРАТЬ. Испытывать какое-нибудь сильное чувство. С. от стыда. С. от любопытства.

4) ГЛУБОКИЙ. Имеющий большую глубину, простирающийся на большую глубину. Глубокая река. Глубокое бурение. Г. порез..

5) ОБХОДИТЬ. Бывать во многих местах, у многих людей. О. все квартиры. Врач обходит палаты. О. знакомых.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Автор текста описывает, насколько опасна работа покорителей Антарктиды.

2) Чтобы передать суровый характер начальника станции, автор использует неполные предложения (Одним словом, так: от каждого по способности… Насчёт техники безопасности.), лексический повтор (Смелость нужна. Осторожность тоже нужна.), восклицательные предложения (Чтоб этого не было! Туда – ни шагу!).

3) Морские термины (камбуз, аврал, кают-компания) используются в тексте наряду с разговорными и просторечными словами и выражениями (навалом, чтоб пузыри не пускать, тоска там).

4) Текст относится к научному стилю, цель автора – сообщить научные сведения о покорении Антарктиды.

5) Текст, написанный в официально-деловом стиле, представляет собой инструкцию по технике безопасности на морском судне.

4Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) воспрИнять

2) катАлог

3) кОнусов

4) обострЁнный

5) кровотОчит

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мы любовались работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.

Их ДРУЖЕСКИЙ разговор был для него чрезвычайно важен.

Давно наступили весенние сумерки, тёмные от ДОЖДЕВЫХ туч.

Перейдя через невысокий хребет, мы попали в СОСЕДСКУЮ долину, поросшую густым лесом.

Ольга Андреевна переживала ДВОЙСТВЕННОЕ чувство.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Работодатель должен предложить свободную вакансию всем сотрудникам одновременно.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара летних ТУФЕЛЬ

ПОЕЗЖАЙ

около ПЯТЬСОТ учеников

гимнастёрка без ПОГОН

ЛЖЁШЬ

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  5. ошибка в построении предложения с причастным оборотом
Предложения
  1. Переводя один и тот же художественный текст, между переводами всегда обнаруживается значительная разница.
  2. Журнал «Природу» мы выписываем регулярно.
  3. Уезжая в командировку, отец обещал, что обязательно вернётся к праздникам.
  4. Многие работы молодого учёного, посвящённые проблемам теоретической физики, были отмечены наградами.
  5. Вскоре путешественники действительно вышли к устью небольшой речки, впадающему в залив.
  6. Благодаря усердию и усидчивости можно справиться с самыми сложными математическими задачами.
  7. В жизни каждого человека бывают как успехи, так и неудачи.
  8. Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным телеведущим.
  9. Вопреки распространённого суеверия, женщины на корабле приносят удачу.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) напр..гаясь, зам..реть, вы..вленный

2) р..сток, пол..житься, т..ропливый

3) обл..гать (налогом), отт..ргать, возр..ждение

4) расс..кать (волны), посв..тить (фонарём), г..ниальный

5) выч..тание, выт..реть, кр..тиковать

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) п..еса, брус..я, под..ячий

2) фин..нспектор, об..скивать, пред..дущий

3) ра..тревожить, во..клицать, и..ведать

4) пр..ступный, пр..мкнуть (к движению), пр..мерзкая ситуация

5) по..сыпать, на..резать, пре..писать

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пересе..ть (муку), танц..вать

2) собач..нка, туш..нка

3) застр..вать, вермишел..вый

4) застёг..ваться, засушл..вый

5) рыбац..кий, кавказ..кий

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) отма..вшийся, (знамёна) ре..т

2) выкач..нная (нефть), (слова много) знач..т

3) замет..шь, обид..вший

4) неотъемл..мый, засохн..шь

5) (пассажиры) дремл..т, ненавид..щие (обман)

13Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Белая обёртка бумаги (НЕ)МНОГО просвечивала сквозь крапиву.

2) В глубине были видны (НЕ)УСПЕВШИЕ ещё дотянуться до поверхности воды круглые листики кувшинок.

3) Генерал ничего (НЕ)ОТВЕТИЛ, только понимающе кивнул.

4) В полку этом Ачкасов бывал уже (НЕ)РАЗ.

5) (НЕ)ДАЛЕКО от ловушки проходил свежий след зверя.

14Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета, (ПО)МЕРЕ таяния снегов, появляются на горах все новые и новые лужайки зелёной травы.

2) Многому надо было научиться, ЧТО(БЫ) и здесь чувствовать себя в полёте ТАК(ЖЕ) уверенно, как в небе Крыма.

3) И ВСЁ(РАВНО) мы чувствовали себя так, (КАК)БУДТО нас в чём-то обманули.

4) Человек, у которого Клементьев спросил (НА)СЧЁТ ночлега, оказался, (В)ОТЛИЧИЕ от ранее встреченного, очень разговорчивым.

5) Ванда не успела ответить, ПОТОМУ(ЧТО) звонок в ТУ(ЖЕ) минуту повторился.

15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Когда-то зелё(1)ая крыша, давно не краше(2)ая, краснела от ржавчины, и несколько листов были задра(3)ы кверху, вероятно бурей; некоторые окна вместо стекла были задела(4)ы тёсом. Листве(5)ица, которая была посаже(6)а Софьей Ивановной около дома, была теперь большим деревом. И только на лугу за рекой всё так же паслось пёстрое смеша(7)ое крестьянское стадо.

16Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.

2) Только жёлтые квадратики окон бревенчатой избы прорезают тьму да в центре метельного хоровода пляшет ярко-красный язычок.

3) Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.

4) Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто.

5) Лето в этом году пришло поздно и не было похоже ни на одно другое лето.

17Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вырастая из воды (1) и растворяясь в ней (2) Венеция становится (3) колеблющимся отражением (4) мостов и дворцов или (5) вовлекающей нас в игру реального и иллюзорного (6) декорацией.

18Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Снег (1) забился мне за воротник,
И вода (2) затекает за шею.
Снег мне (3) кажется (4) в душу проник,
И от холода я молодею.
Что мы смотрим на снежную гладь?
Мы её (5) чего доброго (6) сглазим.
Не могу своих мыслей собрать.
Ты (7) снежком сбила их наземь.
(Б. Пастернак)

19Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я думал (1) что (2) никогда не поверю тому (3) кто мне скажет (4) что (5) эта жизнь, с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи, лишена смысла и разума.

20Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Рыжов был человек инициативный и хозяйственный (1) и (2) хотя (3) на заводе его многие не терпели (4) в цехе рабочие и инженеры его любили и уважали. (Н. Давыдова)

21Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Телецкое озеро является одним из красивейших озёр Алтая, а местные жители называют его Золотым озером. (2)Расположено в южной части западной Сибири, в Улаганском районе Алтая. (3)Своё название оно получило несколько столетий назад, когда сюда прибыли первые русские исследователи, которые встретили на берегах местных жителей из племени телесов. (4) Озеро, окружённое множеством живописных горных хребтов, находится на высоте в 436 метров над уровнем моря. (5) По своей глубине это четвертое самое глубокое озеро России, входящее в список 30 самых глубоких озёр мира. (6)В длину озеро вытянулось на целых 77 километров, средняя ширина составляет 2-3 километра. (7)Глубина Телецкого озера - 325 метров. (8)Озеро содержит огромные объемы чистейшей пресной воды, по своей чистоте не уступающей воде озера Байкал. (9)Около семи десятков рек впадает в озеро, не считая нескольких сотен других более мелких периодических источников.

22Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Мело, мело по всей земле
    Во все пределы.

    (Б. Пастернак)

  2. Метель лепила на стекле
    Кружки и стрелы.

    (Б. Пастернак)

  3. Королева играла - в башне замка – Шопена...

    (И. Северянин)

  4. 0, мёртвый сон осенней ночи!
    0, жуткий час ночных чудес!

    (И. Бунин)

  5. Полночной порой в болотной глуши
    Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

    (К. Бальмонт)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
  1. риторическое обращение
  2. градация
  3. антитеза
  4. лексический повтор
  5. олицетворение
  6. сравнение
  7. аллитерация
  8. эпифора
  9. метонимия
А
Б
В
Г
Д
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.

(1)Я раскрыл ружьё, достал из патронташа два патрона, зарядил оба ствола, закрыл ружьё, приставил его к плечу и стал внимательно оглядывать местность перед собой, хотя прекрасно знал, что охота ещё не началась. (2)Просто я уже опьянел от атмосферы охоты, и мне хотелось хоть что-то делать.

(3)И вдруг я увидел лося. (4)Именно в правой части поляны, там, где его, по мнению моих товарищей, не должно было быть. (5)Он был крупный, тёмно-бурый, с длинными белыми ногами, мощной, широкой грудью и каким-то коротким, почти без шеи туловищем. (6)Деталей я не видел, видел лишь самого лося, стоявшего на опушке леса в насторожённой позе. (7)И его массивную грудь, куда я уже инстинктивно направлял стволы своего ружья. (8)И больше ничего. (9)Все детали, причём до самых мельчайших, у меня всплыли в памяти уже потом, после завершения всех событий. (10)И он, этот лось, потом ещё долго будет стоять перед моими глазами, как на большой картине или на цветном фото, красавец сибирской тайги, которого я так подло и мерзко убил из засады.

(11)Выстрелы прозвучали дуплетом, один за другим. (12)Выстрелы оказались удачными! (13)Я победил! (14)Я не зря съездил на эту охоту! (15)Я стал настоящим охотником! (16)Я вскинул ружьё вверх, заорал что-то бессмысленное и кинулся к лосю.

(17)Я подбежал к нему и замер. (18)Крик мой сразу оборвался, когда я увидел результат своих выстрелов. (19)Меня обуял настоящий ужас и бросило в дрожь. (20)Лось смотрел на меня. (21)Глаза у него были тёмные, большие, продолговатые, как перезрелые сливы, и влажные. (22)А из уголков глаз вниз по щекам бежала влага, собираясь внизу на волосах щёк, и частыми каплями падала на землю. (23)Лось плакал, глядя на меня – на своего врага, на человека, принёсшего ему смерть.

(24)Мне стало страшно. (25)Я понял, что сделал что-то такое, за что меня простить невозможно. (26)Я совершил поступок, на который человек не имеет права, если он человек. (27)Я перешёл в своём развитии ту самую грань человечности, которая отделяет человека от «нечеловека».

(28)Я смотрел в глаза лося и был не в силах отвести своего взгляда. (29)Я смотрел в его глаза и чувствовал себя настоящей «нелюдью», самым страшным и самым подлым мерзавцем на свете. (30)Я убил этого короля тайги, этого красавца из засады, убил жестоко, подло, мелко. (31)Зачем? (32)Для чего?

(33)В сторожку я шёл молча, мне было не по себе. (34)Плачущие глаза лося так и стояли передо мной…

(35)После этого случая я охотиться перестал. (36)Перестал совсем. (37)Не смог больше стрелять в живых существ. (38)Даже в птицу не смог, не говоря уж о чём-то серьёзном. (39)Хотя с ружьём не расставался никогда. (40)Оно и сейчас висит у меня на ковре в идеальном состоянии. (41)Даже патроны дома есть. (42)Но из него я больше не стрелял.

(По В. Овчинникову*)

* Виталий Овчинников – публицист, автор многих повестей и рассказов, посвящённых проблемам современной России.

23Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лось убежал от охотника.

2) Рассказчик горько сожалеет о совершённом им убийстве лося.

3) По мнению рассказчика, его поступок простить невозможно.

4) Рассказчик был опьянён атмосферой охоты.

5) После охоты, о которой повествуется в тексте, рассказчику приходилось стрелять только в птиц.

24Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 перечислены последовательные действия рассказчика.

2) В предложении 5 представлено описание.

3) В предложениях 20–22 представлено рассуждение.

4) Предложения 25–27 объясняют содержание предложения 24.

5) Предложения 33 и 34 противопоставлены по содержанию.

25Из предложений 3–5 выпишите антонимы (антонимическую пару).

26Среди предложений 33–41 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как человек должен относиться к природе?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.