Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ-2024 по русскому языку. Тренировочный вариант №8

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Когда-то в России был такой возраст – отрочество. Недаром Л.Н. Толстой так и назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность».

В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество – «возраст между детством и юностью».

По-моему, довольно непонятное пояснение. Когда кончается детство? У всех по-разному. У одних – в шесть лет: они уже и младших нянчат, и по хозяйству родителям по-взрослому помогают. А у некоторых оно и в 40 лет ещё не кончилось.

Вот в словаре В.И. Даля про отрочество сказано более чётко: это пора «от 7 до 15 лет».

Потом, в советское время, эта самая пора куда-то подевалась... «Советские дети» – а потом сразу «советская молодёжь».

Та власть давно кончилась, и уже нельзя её спросить: почему ей так не нравилось это слово. Но этот возраст – отрочество – всё равно существует. И он, может, самый важный в жизни человека.

В это время складываются привычки. Хорошие или плохие, <...> на всю жизнь. Совершаются благородные поступки, потому что тяга к добру ещё не задавлена, не скорректирована корыстными или ещё какими-нибудь расчётами. Принимаются серьёзные решения.И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь.

В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги, или не прочитываются уже никогда.

(По М.О. Чудаковой)

1Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем абзаце текста. Запишите это слово.

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ХОЗЯЙСТВО. Работы по дому, по устройству быта, связанные с течением домашней жизни семьи. Вести х. Домашнее х. Хлопотать по хозяйству.

2) ВЛАСТЬ. Государственное политическое управление и его органы. Верховная в. Прийти к власти. Быть у власти.

3) РАСЧЁТ. Увольнение с полной выплатой заработанного. Дать р. кому-нибудь. Взять, получить р. Потребовать расчёта.

4) СЕРЬЁЗНЫЙ. Существенный и важный по содержанию и по своей роли. Серьёзная книга. С. разговор.

5) РЕШИТЬ. что. Найти ответ к задаче, искомые числа и функции. Р. задачу. Р. уравнение.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к научному стилю речи, так как цель автора текста - ознакомление читателей с научной проблемой определения отрочества как периода жизни человека.

2) Автор оспаривает научное определение отрочества, представленное в Академическом словаре.

3) Текст относится к официально-деловому стилю, так как в нём используются точные числительные (40 лет, от 7 до 15).

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых вводные слова, однородные члены предложения.

5) В тексте много возвратных глаголов для привлечения внимания к предмету (складываются привычки, совершаются поступки, принимаются решения, прочитываются книги и др.)

4Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

мЕстностей

аэропОрты

досУг

мОлящий

квАртал

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

У населённого пункта Крюково расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

Японский мультипликатор стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.

В результате Сталинградской битвы произошёл КОРЕННОЙ перелом в Великой Отечественной войне.

На ЗРИТЕЛЬСКИХ конференциях актёры рассказывают о своих ролях, о спектаклях, в которых играют.

Ответчик долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие средств.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Увидев впереди конницу без артиллерии, Карпов понял, что это передовой авангард пехотной дивизии.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

самый МОЛОДОЙ сотрудник

нет ЗАМОРОЗКОВ

много спелых ВИШЕН

следы на СНЕГУ

он более УГРЮМЕЕ

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. ошибка в построении предложения с однородными членами
  3. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  4. нарушение видо-временно́й соотнесённости глагольных форм
  5. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предложения
  1. По окончанию школы ребята намерены поступать в лучшие высшие учебные заведения страны.
  2. Пожелтевшие листья от осенних холодов мы находили в карманах своих плащей, в кепках – всюду.
  3. Русский язык очень богат: он обладает большим набором художественных средств для выражения самых тонких переживаний.
  4. Когда Фролов начинает работать на заводе, он вскоре приобрёл квалификацию токаря.
  5. В трудные дни он проводил время с нами, стараясь не отлучаться надолго.
  6. При виде озера, покрытого плавающими растениями, туристы обычно поворачивают обратно.
  7. Получив дотации от государства, у жителей появилась надежда добиться разрешения на строительство дома.
  8. Мы познакомимся с последними публикациями на эту тему по приезде домой.
  9. А.С. Пушкин не отказался и остался верным декабристским идеалам.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) разд..раемый (противоречиями), ул..тучиться, кр..дит

2) соб..рёт, пос..деть (от горя), нав..вать (воспоминания)

3) отр..хнуть, п..тнистый, вы..снить

4) преобр..зовать, выр..сли, ум..лять (значение)

5) с..тевой (шнур), ол..цетворение, аб..туриент

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..землиться, пр..обретение, пр..открывшийся

2) р..зобщённо, п..переменно, пр..верка

3) с..митировать, без..сходный, под..грать

4) ра..мешать, бе..граничный, бе..численный

5) роз..грыш, без..скусный, за..граться

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) претерп..вая, вывеш..вать

2) кокетл..во, молод..нький

3) ноздр..ватый, ослаб..вать

4) застра..вать, завистл..вый

5) сладк..ватый, (сдвинуть) вправ..

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) леле..шь, несгиба..мый

2) помн..шь, вид..мый

3) верт..шься, потрат..вший

4) расскаж..шь, увенч..нный

5) самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся

13Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) (НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.

2) Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.

3) Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.

4) Только в тени остались (НЕ)РАСТАЯВШИЕ льдинки на лужах.

5) Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

14Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.

1) Оля смело, (ПО)ОЗОРНОМУ вбежала в воду и ТАК(ЖЕ) смело бросилась головой вперёд.

2) К этому времени я уже свободно читал и (КОЕ)КАК мог говорить (ПО)НЕМЕЦКИ.

3) Электричество ПОЧЕМУ(ТО) вспыхнуло (ЯРКО)БЕЛО и радостно.

4) На (ЮГО)ВОСТОКЕ, там, где оба эти хребта сходились вместе, высилась (КУПОЛО)ОБРАЗНАЯ гора.

5) Вытащил Федя из кожаного чехла свой баян и заиграл ЧТО(ТО) такое, (ОТ)ЧЕГО сразу стало хорошо на душе.

15Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

В приотворё(1)ую дверь виднелось всё хозяйство Тараса: ружьё на стене, несколько горшков на печке, сундучок под некраше(2)ой лавкой, развеша(3)ые снасти.

16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мелкие поселения в Древней Руси называли иногда «городцами» да «городищами».

2) Кувшинки плавали и справа и слева от лодки.

3) Обломов был расстроен письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и утомлён трескотнёй Тарантьева.

4) Россия соседствует со многими странами и имеет как сухопутные так и морские границы.

5) Наташа не замечала ни цепких ветвей ни колючих сучьев.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Полосы солнечных отблесков от волн (1) поднятых вёслами (2) мерно бежали по берегам (3) поднимаясь от воды (4) и (5) потухая в вершинах деревьев.

18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Какое (1) однако (2) разнообразие форм, цветов, размеров у живых богатств Чёрного моря! У скумбрии (3) например (4) прямое и гладкое, как веретено, тело, и окрашено оно нежнейшими тонами: от светло-голубого до тёмно-синего.

19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разве всенародный порыв (1) свидетелем которого (2) вы были (3) не имеет совершенно явственного сходства с осенним отлётом птиц на юг?

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями.

21Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины. (3)Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4)Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5)Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6)Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7)Он распорядился, чтобы местные судостроители и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Вы не раз, вероятно, читали и слышали о массовом героизме в Красной Армии. (2)Это истина, это святые слова. (3)Но знайте: массового героизма не бывает, если нет вожака, если нет того, кто идёт первым. (4)Нелегко поднять людей в атаку, и никто не поднимется, если нет первого, если не встанет один, не пойдёт впереди, увлекая всех.

(5)Бурнашев поднялся, оторвав себя от земли, исполняя приказ – не только мой, но вместе с тем приказ Родины сыну, – Бурнашев прокричал во всё поле:
– За Родину!
(6)Вперёд!

(7)И вдруг голос прервался; будто споткнувшись о натянутую под ногами проволоку, Бурнашев с разбегу, с размаху упал. (8)Показалось: он сейчас вскочит, побежит дальше, и все, вынося перед собой штыки, побегут на врага вместе с ними. (9)Но он лежал, раскинув руки, лежал, не поднимаясь. (10)Все смотрели на него, на распластанного в снегу лейтенанта, подкошенного с первых шагов, все чего-то ждали.

(11)Опять прошла напряжённая секунда. (12)Цепь не поднялась.

(13)Снова кто-то вскочил, и в пулемётной трескотне взмыли над полем те же слова, тот же призыв. (14)Голос был неестественно высокий, по узенькой малорослой фигуре все узнали красноармейца Букеева. (15)Однако и он, едва ринувшись вперёд, рухнул.

(16)У меня напружинилось тело, пальцы сгребли снег. (17)Опять истекла секунда. (18)Цепь не поднялась.

(19)Наши товарищи, сорок–пятьдесят красноармейцев, сумевшие выбрать момент для удара в спину врага, приближались к немцам с другой стороны, которые и там уже открыли пальбу, а мы лежали, по-прежнему пришитые к земле, лежали, обрекая на погибель горстку братьев-смельчаков.

(20)Каждый из нас, как и я, напружинился, каждый стремился рвануться, вскочить, и никто не вскакивал.

(21)Да что же это? (22)Неужели мы так и пролежим, так и окажемся трусами, предателями братьев? (23)Неужели не найдётся никого, кто в третий раз стремительно двинулся бы вперёд, увлекая роту?

(24)И я вдруг ощутил, что взгляды всех устремлены на меня, ощутил, что ко мне, к старшему командиру, к комбату, словно к центральной точке боя, притянуто обострённое внимание: все, чудилось, ждали, что скажет, как поступит комбат. (25)И, отчётливо сознавая, что совершаю безумие, я рванулся вперёд, чтобы подать заразительный пример.

(26)Но меня тотчас с силой схватил за плечи, вдавил в снег старший политрук Толстунов:
– Не дури, не смей, комбат!

(27)Его приятно-грубоватое лицо в один миг переменилось: лицевые мышцы напряглись, окаменели. (28)Он оттолкнулся, чтобы резким движением встать, но теперь я схватил его за руку.

(29)Командиру надобно знать, что в бою каждое его слово, движение, выражение лица улавливается всеми, действует на всех; надобно знать, что управление боем есть не только управление огнём или передвижениями солдат, но и управление психикой. (30)Конечно, не дело комбата водить роту врукопашную. (31)Я вспомнил всё, чему мы обучались, вспомнил завет Панфилова: «Нельзя воевать грудью пехоты... (32)Береги солдата. (33)Береги действием, огнём...»

(34)Я крикнул:
– Частый огонь по пулемётчикам!
(35)Прижмите их к земле!

(36)Бойцы поняли. (37)Теперь наши пули засвистали над головами стреляющих немцев.

(38)Ага, немецкие пулемётчики исчезли, пропали за щитками. (39)Ага, кого-то мы там подстрелили. (40)Один пулемёт запнулся, перестало выскакивать длинное острое пламя. (41)Я ловил момент, чтобы скомандовать. (42)Но не успел.

(43)Над цепью разнёсся яростный крик Толстунова:
– За Родину!
(44)Ура-а-а!

(45)Мы увидели: Толстунов поднялся вместе с пулемётом и побежал, уперев приклад в грудь, стреляя и крича на бегу. (46)Голос Толстунова пропал в рёве других голосов. (47)Бойцы вскакивали. (48)С криком они рванулись на врага, они обгоняли Толстунова. (49)Выпустив патроны, Толстунов взялся за горячий ствол пулемёта и поднял над собой тяжёлый приклад, как дубину.

(50)Немцы не приняли нашего вызова на рукопашный бой, не приняли штыкового удара, их боевой порядок смешался, они бежали от нас. (51)Преследуя врага, мы – наша вторая рота и взвод бойцов, начавший нападением с тыла эту славную контратаку, – мы с разных сторон ворвались в село Новлянское.

(По А.А. Беку*)

* Александр Альфредович Бек (1902−1972) − русский советский писатель.

22Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В самый ответственный момент боя Панфилов обратился с призывом к роте пройтись частым огнём по немецким пулемётчикам.

2) Рассказчик рванулся вперёд, чтобы подать пример бойцам, но был остановлен старшим политруком Толстуновым.

3) После того как Толстунов повёл роту в атаку, немцы приняли вызов на рукопашный бой.

4) В атаке всегда должен быть тот, кто будет первым, пойдёт впереди, увлекая других.

5) Бурнашев и Букеев своими действиями должны были поднять цепь в атаку, но этого не произошло.

23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 поясняет содержание предложения 3.

2) В предложениях 5–7 представлено описание.

3) Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.

4) В предложениях 25 и 26 содержится повествование.

5) В предложениях 29–33 представлено рассуждение.

24Из предложений 34-41 выпишите синонимы.

25Среди предложений 24–28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Напряжённость атмосферы перед атакой А.А. Беку помогают передать приёмы: (А)_______ («ощутил» в предложении 24, «надобно знать» в предложении 29) и (Б)________ (предложения 22 и 23). Радость же, испытываемую рассказчиком в момент атаки, передают тропы: (В)________ («пулемёт запнулся» в предложении 40) и (Г)_________ («как дубину» в предложении 49)».

Список терминов:

1) сравнение

2) противопоставление

3) анафора

4) парцелляция

5) ирония

6) вводные конструкции

7) литота

8) метафора

9) лексический повтор

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.