Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ-2024 по русскому языку. Тренировочный вариант №2

Автор: Ситникова Любовь Николаевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

По-разному сложились их судьбы... Сидел Сашка на берегу и думал о жизни...

Маленьким ручейком начинает речка свой путь... Прячется под седыми ёлками, извивается меж замшелых кочек, пробиваясь сквозь вековую тайгу с севера на юг. Собирает по пути тысячи безымянных ручьев, постепенно крепнет, распрямляет плечи, смело раздвигает дремучие дебри – режет себе дорогу. А вот она, словно озорной мальчишка, прыгает по камням, вымывает на изгибах глубокие ямы – в жару любимые места хариуса. Крутясь в водоворотах, шумно и весело сначала несётся река мимо крутых гористых берегов, выходит на равнину. <...> круто устремляется на восток и, сделав вокруг просторов тайги широкую петлю размахом в сто вёрст, зигзагами уходит на запад...

Вдоль широких лугов катит она свои воды не спеша, лаская волнами светло-жёлтые и совсем белые песчаные косы.

Так и человек - прежде чем принять на свои плечи тяжёлый груз жизненных забот, должен пройти длинную дорогу с крутыми поворотами, спусками и подъёмами, окрепнуть душой и телом, набраться ума-разума.

(по Б.Ф. Шахову)

1Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении второго абзаца. Запишите это наречие.

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПУТЬ. Полоса земли, служащая для передвижения (езды и ходьбы); дорога. Прямой, извилистый п. Зимний, летний п. П. в горах, в горы.

2) что РЕЖЕТ сов. нет; перен. По поверхности чего-н. вести чем-н. острым. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед. (Пушкин). Мы плугом землю режем, бросаем семена. (Рождественский).

3) ВОДОВОРОТ. Место в реке или в море, где течением образуется сильное вращательное движение воды. Купающийся утонул, попав в водоворот.

4) ПЕТЛЯ, перен. Линия, круговое движение в виде замкнутой или полузамкнутой кривой; замкнутая или полузамкнутая кривая, образуемая таким движением. Описать петлю вокруг чего-н. Дорога делает петлю. Мёртвая петля.

5) ГРУЗ, перен. То, что тяготит, угнетает, мучит; бремя. Г. лет, воспоминаний. Г. ошибок.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Для текста характерны термины — слова, раскрывающие научные понятия.

2) Это текст художественного стиля, так как воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

3) На синтаксическом уровне характерно широкое распространение в тексте предложений с однородными членами, деепричастными оборотами, усиливающими эмоциональное воздействие речи.

4) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, которое помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

5) Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует эпитеты, метафоры, сравнения и другие образные средства, фразеологические выражения.

4 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов

1) кровоточИть

2) тОрты

3) нАчавший

4) откупОрил

5) слИвовый

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Вратарь хоккейной команды НАДЕВАЕТ экипировку, защищающую его от ударов шайбы.

Если голос у исполнителя негромкий, а музыкальное сопровождение ЗВУЧНОЕ, артисту приходится постоянно напрягать связки.

Передел мирового энергетического рынка ВСТУПИЛ в новую фазу.

Читая это письмо, нельзя было не отметить, что АДРЕСАНТ отличается незаурядным красноречием.

Летняя олимпиада стала самым ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ событием минувшего года для многих миллионов людей.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Актриса Сергеева получила роль Настасьи Филипповны в одноимённом романе Фёдора Достоевского «Идиот».

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТОНЧАЙШИЙ (тюль)

ШЕСТЬЮСТАМИ (каталогами)

комплект ПОЛОТЕНЕЦ

ПОДСКОЛЬЗНУВШИСЬ (у скамейки)

ОБОИМИ (братьями)

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. ошибка в построении сложного предложения
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. нарушение построения предложения с причастным оборотом
  5. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предложения
  1. Фольклор, как и литература,- искусство слова.
  2. Внезапно ударил гром, блеснула молния, и люди на берегу кричали.
  3. Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
  4. Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.
  5. Поэзия не только убеждает человека в возможности счастья, но и сама вносит счастье в мир.
  6. Каждый раз, возвращаясь с бассейна, она проходила мимо этого дома.
  7. Команда Джеймса Кука тут же вернулась на корабль, испуганный вооруженными туземцами.
  8. Согласно предположению, в основу танго лег традиционный танец аргентинских ковбоев.
  9. Одним из русских писателей, подробно описавшим русский быт, был Иван Бунин.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) омр..чать, соприк..саться, л..терея

2) укр..щать, ур..внять (вес пакетов), возр..ст

3) зак..ренелый, раств..рить, вып..лоть (сорняки)

4) прим..рять (спорщиков), од..чавший, зав..зировать

5) об..регающий, прист..жной (воротник), об..дневший

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) з..рисовка, не..тправленное, от..рвать

2) и..балованный, в..рыхлить, мирово..зрение

3) пр..остановить, пр..бывать (в городе), пр..чудливый

4) вз..скать, раз..грать, без..скусный

5) суб..ект, в..ездной, зав..южило

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) письм..цо, тро..чка

2) камыш..вый, груш..вый

3) турист..кий, кавказ..кий

4) обессил..вший (от голода), ноздр..ватый

5) засушл..вый, затейл..вый

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) терп..щий (бедствие), невменя..мый

2) (пассажиры) дремл..т, кле..щий (обои)

3) обгрыз..нный (карандаш), (народ) бор..тся

4) пороч..щий (его поступок), (друзья) выруч..т

5) оберега..мый, (окна) завеш..ны (шторами)

13Определите предложения, в которых НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) На экзамене мне досталась далеко (НЕ) ЛЁГКАЯ задача.

2) (НЕ) КОПЬЁМ побеждают, а умом.

3) Недолгое знакомство нисколько (НЕ) МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

4) В этом (НЕ) ПРОРЕЖЕННОМ лесу молодые деревья растут медленно.

5) Директор (НЕ) УСПЕЛ закончить фразу, как вдруг руку поднял Потапов.

14Определите предложения, в которых оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Лёгким кружевом поднялась высокая белая колокольня, (КАК)БУДТО вознесённая (В)ВЫСЬ небесную утренним ветерком.

2) В «Московском дворике» В.Д. Полéнова, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, проявилось ТО(ЖЕ) умение «поднять» непритязательный сюжет до высокого художественного обобщения, что и в пейзажах Саврасова и Серова.

3) Но вот сосны стали (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы (КОЕ)ГДЕ уже начала проглядываться равнина.

4) С молодым дирижёром театра, (В)ПОСЛЕДСТВИИ знаменитым пианистом, а ТАК(ЖЕ) композитором Сергеем Васильевичем Рахманиновым, Шаляпин познакомился в 1898 году.

5) (ИЗ)ПОД снега вода находит себе путь к реке, и (ПО)НЕМНОГУ лёд поднимается.

15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Старички очень любили грибы, жаре(1)ые в масле и тушё(2)ые в сметане, отваре(3)ые в рассоле, а всего более солё(4)ые и маринова(5)ые.

16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом месяц.

2) Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.

3) Дорога бежала стремительно и ровно и по полям и по лесу.

4) Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.

5) Звук произносят и слышат букву пишут и читают.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Погасив свечу(1) мальчик укрылся одеялом (2) сшитым из разноцветных кусочков ткани (3) и (4) тотчас же уснул (5) свернувшись калачиком.

18Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Скажи-ка (1) дядя (2) ведь (3) недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу (4) отдана?
Ведь (5) были ж схватки боевые,
Да (6) говорят (7) ещё какие!
Недаром помнит вся (8) Россия (9)
Про день Бородина!»

(М. Лермонтов)

19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и (3) что (4) пока не будет проведена дополнительная работа (5) и (6) не проверит руководитель проекта (7) сдавать её в типографию нельзя.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда Женя решила всё же принять предложение Александра Семёновича (1) и (2) письмо об этом решении уже было отправлено на его московский адрес (3) она собралась поехать попрощаться со своей тётушкой (4) дабы (5) несмотря на то что (6) отношения между ними были очень непростыми (7) получить от неё благословение.

21Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Жеребёнок, стоявший около Рыжко, сорвался с места и поскакал к медвежатам. (2)Он скакал, играя, задрав курчавый хвост, врастопырку ставя неуклюжие длинные ноги с толстыми коленками. (3)Жеребёнок скакал и сбивал сияющую росу; бледно-зелёный матовый след тянулся за ним. (4)Медведица опустилась на все четыре лапы и подалась вперёд. (5)И так замерла.

(6)Микулаю показалось, что её короткое подбористое тело как бы спружинилось, сжалось перед броском...

(7)Ничего не стоило медведице, если б она захотела, кинуться сейчас к жеребёнку и ударом лапы сломать ему шею. (8)Она ведь не знала, что на краю поля, в ёлочках, затаился человек, который держал ружьё навскидку. (9)Перед медведицей было тихое утреннее поле и неопасные лошади на опушке, жеребёнка ничего не стоило заломать...

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. (2) В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. (3)В пасмурные дни глаза серые - крапинки пропадают совсем. (4)У сына припухшие веки, а ресницы редкие, острые, как обойные гвоздики. (5)Смотрит он исподлобья, потому что у него привычка слегка наклонять голову вперёд, как бы желая коснуться подбородком ямочки между ключиц.

(6)Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет рядом. (7)И вот уже сколько лет я всматриваюсь в них, хочу прочесть ответ на вопрос, мучающий меня всю жизнь, начиная с того далёкого страшного дня.

(8)- Ваш сын приговорён к казни.

(9)Я прислонилась к стене. (10)Потом собралась с силами.

(11)- Можно мне видеть коменданта?

(12)Меня пропустили. (13)Комендант сидел на табуретке. (14)На нём был только один сапог. (15)Другой он держал в руке и придирчиво осматривал.

(16)Комендант, вероятно, страдал лихорадкой, потому что его лицо было желтым и на нём проступали следы недосыпания и усталости.(17)Под глазами начинали вырисовываться тёмные мешки.

(18) - Я пришла умолять вас о моём сыне!

(19)- Умолять? (20)О сыне? (21)Ему надо помочь?

(22)- Он приговорён к казни.

(23)Мейер вытер лоб ладонью.

(24)- Он работал на лесопилке...

(25)- Ах, лесопилка! - Он как бы вспомнил о лесопилке. (26)- И ваш сын... (27)Понимаю, понимаю...

(28)Я не могла взять в толк - издевается он надо мной или сочувствует. (29)Хотела думать, что он сочувствует. (30)Смотрела на него глазами, полными слёз.

(31)- Эти глупые, неразумные мальчишки убили часового, - после недолгого молчания сказал комендант.

(32)- Я отдаю себе отчёт, насколько это вам сложно, немыслимо трудно,- заговорила я. (33)- Но умоляю вас войти в моё положение.

(34)- Понимаю, - сказал он и как бы ушёл в себя.

(35)Я поверила, что он сочувствует мне, ищет выхода. (36)И чтобы он самостоятельно не пришёл к отрицательному решению, я заговорила:

(37)- Ваша мать жива?

(38)- Моя матушка? - Он слегка посветлел. - Моя матушка?

(39)По-немецки это звучало "мейн муттерхен".

(40)- Она служит в госпитале в Дюссельдорфе.(41) Старшей фельдшерицей. (42)Вы знаете, - комендант оживился, - она чем-то похожа на вас, хотя вы значительно моложе.

(43)- Все матери похожи друг на друга.

(44)- Совершенно верно, - он как бы перенёсся в далёкий Дюссельдорф, в родной дом, к своей муттерхен. (45)Потом он сказал:

(46)- Одного часового убили четверо юношей... (47)Это вполне могли сделать и трое. (48)Не правда ли?

(49)- Правда, - отозвалась я.

(50)- А один мог быть задержан случайно. (51)Могло ведь так случиться?

(52)- Могло, - с готовностью подтвердила я.

(53)На меня нашло материнское ослепление.(54)Никого вокруг не существовало. (55)Только мой сын. (56)И для того чтоб он был, я готова была на любое признание, на любой поступок. (57)Пропала гордость. (58) Обязанности перед близкими людьми. (59)Только бы он жил! (60)В надежде выиграть, я играла с Мейером в игру, которую он мне предложил.

(61)Комендант покосился на часы и сказал:

(62)- Вам придётся поторопиться, госпожа учительница, казнь произойдет через пятнадцать минут.

(63)- Куда мне бежать?

(64)- Бежать не нужно. (65)Вас довезут на автомобиле. (66)Тут недалеко.(67)Километра полтора.

(68)- Он крикнул: - Рехт!

(69)Появился длинный, худой Рехт. (70) Жаркая, слепящая радость обволокла меня. (71)Я спасла сына!

(72)Мальчики стояли у освещённой солнцем кирпичной стены. (73)Их было четверо. (74) Все четверо - мои ученики. (75)Они были такими, какими я привыкла их видеть всегда. (76)Только неестественно бледны, словно припекающие лучи не касались их, а скользили мимо. (77)И со стороны казалось, что четверо ребят загорают на солнце.

(78)Машина остановилась. (79)Я нетерпеливо спрыгнула на землю. (80)Вслед за мной, согнувшись вдвое, из машины выбрался длинноногий Рехт. (81)Он распрямился и крикнул:

(82)- Сын госпожи учительницы может отойти от стены! (83)Который из вас сын госпожи учительницы?

(84)Мой сын не шелохнулся. (85)Он стоял неподвижно, как будто команда Рехта его не касалась. (86)Тогда я сделала ещё несколько шагов и встретилась взглядом с Кирюшей. (87)В этой маленькой героической шеренге, застывшей у кирпичной стены в ожидании своего последнего часа, мой сын был крайним справа.

(88)Он по привычке опустил голову и смотрел исподлобья куда-то в сторону. (89)Я почувствовала - он боялся встретиться со мной взглядом, чтобы не проявить слабость. (90)Его веки слегка вздрагивали. (91)Глаза смотрели виновато. (92)Перед кем он чувствовал вину? (93)Передо мной или перед самим собой? (94)Но, может быть, никакой вины в его взгляде не было и то, что я принимала за вину, было печалью расставания?

(95)Он знал, что сейчас его жизнь находится в моих руках. (96)Стоит мне кивнуть - "вот мой сын", - и не будет кирпичной стены, не будет фашистов с автоматами, не будет удушающего ожидания смерти.

(97)- Госпожа учительница, пора, - сказал длинный Рехт.(98)- Вы задерживаете казнь... (99)Может быть, здесь нет вашего сына?

(100)Я вздрогнула. (101)По сердцу рванула мысль: я нахожусь на грани страшного предательства. (102)Спасая сына, я одновременно предаю его. (103)Предаю его, и Кирюшу, и отчаянного Дубка, и осиротевшего Мишу. (104)Умирать всегда тяжело. (105)Но куда тяжелее расставаться с жизнью, если тебя предал близкий человек...

(106)Я вдруг почувствовала, что все четверо одинаково дороги мне, близость смерти уравняла их в моем сердце.

(107)- Госпожа учительница!.. Берите любого и уходите. (108)Слышите?

(109)Слова Рехта, как пули, просвистели над моим ухом. (110)Я взглянула на сына. (111)Кирпичная стена показалась мне сложенной из детских кубиков.

(112) А его я увидела совсем маленьким. (113)В кроватке с сеточкой. (114)Его мучила корь. (115)Он метался в жару. (116)Но почему-то не тянулся ко мне, а забился в уголок, чтобы там перестрадать в гордом одиночестве. (117)Он и сейчас не звал меня на помощь.

(118)Длинный Рехт положил мне руку на плечо. (119)Я повернулась и сказала:

(120)- Они все мои сыновья.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922 — 1995) — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества.

22Какие из высказываний НЕ СООТВЕТСТВУЮТ содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Чтобы спасти сына от казни, учительница была готова на всё.

2) Учительница просила коменданта о снисхождении к ребятам.

3) Кирилл не хотел встретиться взглядом с мамой, чтобы не проявить слабость.

4) Учительница хотела спасти сына, потому что у него была корь.

5) Четверо мальчишек были казнены.

23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-6 содержится описание.

2) Предложения 107,108 объясняют причину того, о чём говорится в предложении 109.

3) В предложениях 72-77 представлено рассуждение.

4) В предложении 71 содержится пояснение к предложению 70.

5) В предложениях 100-106 представлено повествование.

24Из предложений 25–31 выпишите фразеологизм.

25Среди предложений 84–88 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Создавая образ матери и показывая её душевное состояние, Ю.Я. Яковлев использует различные средства выразительности, среди которых синтаксические - (А) _____ (предложения 57-58,65-67, 112-115). Кроме этого, переживания главной героини подтверждает (Б) _____ (предложения 73-74,102-103). А тропы (В) _____ (предложение 70) и (Г)_____ (предложение 109) показывают, какие муки испытывает учительница».

1) анафора

2) диалог

3) эпитеты

4) парцелляция

5) лексический повтор

6) ряд однородных членов

7) антитеза

8) сравнение

9) риторическое обращение

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.