Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ-2024 по русскому языку. Тренировочный вариант №1

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Дело художника – выразить своё ви́дение мира, и другой цели искусство не имеет. Но таков таинственный закон искусства, что ви́дение вовне выражается тем гармоничнее, чем оно само в себе своеобразнее и глубже. Здесь, в отличие от мира вещественного, внешняя прелесть есть безошибочный признак внутренней правды и силы. Пленительность искусства – та гладкая, блестящая, переливающаяся всеми цветами радуги ледяная кора, которою как бы остужает огненная лава художнической души, соприкасаясь с наружным воздухом, с явью. Ясно только одно: чем сильнее кипение, тем ярче и радужнее форма.

Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном мире играет яркая окраска цветка, манящая насекомых, которым предназначено разносить цветочную пыльцу. Певучесть формы привлекает инстинктивное внимание людей. Ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчётно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар. Но вместе с тем блестящая ледяная кора скрывает от них глубину, делает её недоступной; в этом – мудрая хитрость природы. Красота – приманка, но красота – и преграда. Прекрасная форма искусства всех манит явным соблазном, чтобы весь народ сбегался глядеть; и поистине красота никого не обманет. Но слабое внимание она поглощает целиком, для слабого взора она непрозрачна: он осуждён тешиться ею одной, – и разве это малая награда? Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины тем глубже, чем <...> он острей.

(По М.О. Гершензону)

1Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЦЕЛЬ. Предмет стремления; то, что нужно, желательно осуществить. Его ц. – учиться. Ставить себе что-нибудь целью. Благородная ц. Достичь цели. Цель оправдывает средства (афоризм).

2) ЗАКОН. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность; заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З. общественного развития. Законы рынка.

3) ЯРКИЙ. Резкий по чистоте и свежести тона. Я. краски. Я. рисунок.

4) РАЗНОСИТЬ. что. Нося, сделать удобным, просторным. Р. ботинки.

5) ОСТРЫЙ. Отточенный, хорошо режущий, колющий. О. нож. Острое копьё.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В тексте присутствуют характерные для разговорной речи особенности: простые предложения, придающие тексту характер непринуждённой беседы; слова, которые в толковых словарях сопровождаются пометой «разговорное» (ви́дение, кипение, манящая, влекутся).

2)Текст построен на основе сопоставления и противопоставления явлений и идей, изложенных автором; это достигается с помощью разнообразных языковых средств, среди которых неоднократный повтор противительного союза (но), двойные союзы (чем… тем), производный предлог (в отличие от), прилагательные в сравнительной степени (своеобразнее, глубже, острей).

3) Выразительность, яркость, оригинальность изложения достигаются использованием эпитетов («таинственный закон», «безошибочный признак»), метафор (пленительность искусства ‒ ледяная кора; певучесть формы, лава души).

4) Убедительность изложения обеспечивается использованием синтаксических средств, среди которых – ряды однородных членов предложения, различные типы сложных предложений.

5) Текст относится к официально-деловому стилю и характеризуется использованием стандартных оборотов (цели... не имеет; роль... играет; привлекает... внимание) и отсутствием эмоционально-оценочной лексики.

4Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) граждАнство

2) (обезьяна) лОвка

3) воссоздалА

4) прИбыв

5) кормЯщий

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

И очень важно хотя бы раз в неделю побыть наедине с природой, ощутить её постоянство и ВЕЛИЧИНУ, проникнуться её стабильностью.

ИСКУССТВЕННЫЙ международный язык эсперанто стал 64-м языком, используемым в Интернете при автоматическом переводе.

На севере, в условиях ВЕЧНОЙ мерзлоты, жилые дома возводятся по специальным проектам.

Кафедральный собор обретает сегодня БЫЛОЕ великолепие и красоту, восхищавшую в прежние времена заезжих купцов и гостей города.

Уже сейчас многие предприниматели проявляют далеко не ПРАЗДНЫЙ интерес к этому проекту и даже становятся инициаторами его реализации.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Два месяца назад я приехал в родной город, чтобы осуществить редакционное задание, и внезапно принял решение остаться на родине

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

с ДЕВЯНОСТА тетрадями

ГЛОЖУТ сомнения

много спелых ВИШЕН

до ДВЕ тысячи двадцать четвёртого года

он более УГРЮМЕЕ

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Предложения
  1. Первым летописцем, оставившим записи о быте древних славян и жизни князя Кия, был Нестор.
  2. На краю леса можно увидеть сидящих чёрных тетеревов на берёзах.
  3. Некоторые из тех, кто бывал на западе Мещёрского края, видел среди сосновых лесов восемь Боровых озёр, к которым добраться можно только через лес по карте и компасу.
  4. Выдвинув гипотезу о происхождении жизни, она была подтверждена лабораторным экспериментом.
  5. В 1903 году А.П. Чехов написал пьесу «Вишнёвый сад», ставшую его последним творением.
  6. Солнце висело за Волгой в белёсой мгле, затянувшей полнеба.
  7. Значения, появившиеся у многозначного слова путём переноса наименования, вторичны.
  8. Многие читатели знают писателя Л.Н. Толстого по его роману «Войне и миру».
  9. Мы условились по приезду в город приняться за поиски клада.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) заг..релый, непром..каемый, к..мендант

2) оп..раться, см..нать (траву), поч..татель (таланта)

3) укр..титель (тигров), благосл..вить, симп..тичный

4) посв..щение (другу), недос..гаемый, у..звить

5) бл..стеть, с..дина (в волосах), прим..рять (поссорившихся)

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..помощный, ни..провержение, ра..чёт

2) о..благодарить, на..почечники, по..тапливать

3) воз..меть, сверх..зысканно, пред..юньский

4) пр..нарядиться, пр..школьный, пр..шелец

5) с..ёжиться, под..язычный, об..ездной

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) завистл..вый, взрывч..тые (вещества)

2) перешаг..вающий, кресл..це

3) глянц..вый, недоум..вать

4) насла..ваться, посе..ть

5) еж..вые (рукавицы), смещ..нный (вправо)

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) останов..шься, прослуш..нный

2) затихн..шь, ожида..мый

3) осмотр..шь, брош..нный

4) выгляд..шь (хорошо), ненавид..мый

5) задремл..шь, ознаком..вшийся

13Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Близость Невы (НЕ)ОСВЕЖАЛА раскалённого воздуха.

2) Василия и его группу встретил пожилой (НЕ)БРИТЫЙ старшина-артиллерист.

3) Жёлуди созрели, но (НЕ)НАСТОЛЬКО, чтобы осыпаться самостоятельно.

4) По дороге проносятся машины, (НЕ)ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в Серебрянке.

5) Ударил (НЕ)ПОДАЛЁКУ снаряд, пришлось присесть.

14Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.

1) (НА)КОНЕЦ и мне удалось (КОЕ)КАК отрубить торчащий из тисков кусок.

2) РЕДКО(РЕДКО) на палубе КАКОГО(НИБУДЬ) из пароходов появлялся человек и сразу же исчезал.

3) (ВО)ПЕРВЫХ, нельзя было развернуть парус; (ВО)ВТОРЫХ, флаг на верхушке мачты висел безжизненно.

4) На реке уже было ПО(ВЕЧЕРНЕМУ) прохладно. Низкий левый берег скрылся за МУТНО(БЕЛОЙ) пеленой росы.

5) Мы никогда не слыхали, ЧТО(БЫ) Григорий КОГО(НИБУДЬ) ругал.

15Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Погода стояла безветре(1)ая, и ржа(2)ое поле казалось застывшим в величестве(3)ом молчании бескрайним океаном, золочё(4)ая поверхность которого напиталась лучами теплого солнца.

16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Без оленя тундра сиротлива и скучна беспомощна и бедна.

2) Океан потемнел и кое-где на крутых волнах закипали белёсые гребешки.

3) Кочевая жизнь ничего не изменила ни во внешности ни в характере ни в речи Оськи.

4) Лекарственные растения имеют в своём составе одно или несколько лечебных веществ.

5) С веранды открывался вид как на сад так и на широкий пруд.

17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежали по беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.

18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

– Женя, – говорит Марина, вертясь вокруг высокого юноши, – покажи (1) пожалуйста (2) скорей свои камешки. Такая обида – сейчас машина придёт!
– Такая обида! – смеясь, передразнивает студент. – В Москве увидишь. Я к вам (3) может быть (4) скоро в гости приеду… А ну, силы набралась за лето? – И он хватает Марину за руку.
– Ай! – кричит Марина. – Женька опять силу показывает (5) Софья Дмитриевна!

19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Фильм по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», снятый кинорежиссёром С.Ф. Бондарчуком, – шедевр (1) за который (2) любишь советские фильмы (3) и без (4) которого (5) отечественный и мировой кинематограф был бы неполон.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ребёнок имеет право быть тем (1) кто он есть (2) и (3) если мы хотим быть честными (4) то не надо ждать (5) чтобы он стал совершенным человеком (По Я. Корчаку)

21Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Долина Телецкого озера – самое тёплое место на Алтае и в Сибири: среднегодовая температура в южной части – +4 °С. (2)В северной части долины зима немного прохладнее. (3)Самые суровые месяцы в этом районе – декабрь и январь, для которых характерны сложные погодные условия: метели, сильные ветры, морозы. (4)Ветровой режим на Телецком озере очень своеобразен: господствуют два ветра противоположных направлений. (5)Часты фёны – тёплые сухие ветры. (6)У здешнего климата есть ещё одна особенность: погода меняется буквально на глазах. (7)Сохраняется и традиционный для континентального климата контраст дневных и ночных температур. (8)Количество ясных и количество пасмурных дней в летние месяцы бывает примерно равным. (9)Над горными хребтами бассейна Телецкого озера выпадает до 1000 мм осадков в год; зи́мы здесь снежные: толщина снежного покрова может достигать 1,5 м.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Въехали в город. (2)Снова раздался звонок мобильного. (3)Опять Сашка:
– Ну где ты там?
(4)Экзамен через пятнадцать минут! (5)Уже все в аудитории! (6)Ты-то ещё сдашь, а мне без тебя конец!

(7)Вместо ответа Серёжа вдруг спросил:
– Ты знаешь адрес травматологии?

– (8)Что случилось, что с тобой? – заволновался Сашка.

– (9)Да бабушке надо!

– (10)Какой бабушке? (11)О чём ты? (12)Не знаю я никакого адреса! – завопил в трубку приятель.

(13)Серёжа нажал на кнопку телефона. (14)Бабушка в отчаянии продолжала просить водителя подвезти её поближе к отделению, куда направили её сельские врачи на лечение, объясняя, что не дойти ей самой – даже шаг ступить трудно. (15)Тот отвечал уже не насмешливо, а крайне раздражённо и даже резко, что и остальным не так легко, как кажется, что у него пассажиры и он не собирается искать какой-то там корпус.

(16)Тем временем все притихли, и тошно стало Серёже от тишины, и по груди разлился жар, что-то давило, щемило. (17)«Ну что мы за чурбаны – и эти женщины, и этот мужчина, и водитель, и я: нет бы бабушку проводить, а я сижу молча, будто нет меня тут, будто оглох я и все оглохли…» (18)Стыдно, что некому помочь бабушке, стыдно и самому помощь предложить. (19)Скажут, что выскочка. (20)Видел он, как покосилась на него соседка, когда он у Сашки адрес травматологии спрашивал.

(21)Сидел Серёжа в волнении, а в душе его – буря, борьба, презрение к своей слабости.

(22)Между тем водитель подъехал к главному корпусу краевой больницы, открыл дверь, и бабушка в смятении выбралась из маршрутного такси под недовольные вздохи пассажиров. (23)Дверь захлопнулась, машина отъехала от здания. (24)И вдруг Серёжа понял, что уходит мгновение, когда он ещё может помочь не только бедной старушке, но и самому себе. (25)Помочь остаться человеком. (26)А потом, через мгновение, будет поздно…

– (27)Остановите! – крикнул Серёжа. – (28)Мне тоже здесь!

(29)Водитель притормозил.

– (30)О Господи, то один, то другой! (31)Мы доедем сегодня или нет?! – услышал Серёжа вслед чей-то недовольный голос.

(32)Паренёк очутился на улице. (33)Бабушка в растерянности стояла перед огромным современным зданием краевой больницы.

– (34)Я вам помогу, провожу, сумку донесу, – сказал Серёжа, смутившись.

(35)Бабушка удивлённо взглянула на него, и вдруг её старое и сморщенное лицо вдруг как бы помолодело и посветлело.

– (36)Так вот она, голубчик, оказывается, травматология-то, к главному зданию пристроена! (37)А ты опоздал, внучек, на экзамен-то! (38)Прости уж меня, квочку старую, я тебя взбаламутила… (39)А душенька у тебя, сынок, настоящая!

(40)А Серёжа шёл со старушкой и думал о том, что невозможно быть настолько внимательным старому человеку. (41)И про экзамен-то она знает, и что душа у него есть знает. (42)И было ему в этот миг легко и весело…

(По Н.С. Кухаревой*)

* Наталья Сергеевна Кухарева – российская писательница, автор рассказов о молодёжи.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Сашка рассчитывал на помощь Серёжи на экзамене.

2) Серёже было стыдно за водителя, пассажиров маршрутного такси и за себя, но он не сразу решился предложить помощь бабушке.

3) Пассажиры маршрутного такси с пониманием отнеслись к просьбе бабушки отвезти её к сельскому врачу.

4) Водитель сначала с насмешкой отнёсся к просьбе бабушки подвезти её поближе к травматологическому отделению больницы.

5) Узнав о том, что травматологическое отделение находится рядом с главным зданием больницы, Серёжа пожалел о своём решении выйти из маршрутного такси вслед за бабушкой.

23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–3 представлено рассуждение.

2) Предложение 14 поясняет содержание предложения 13.

3) Предложение 19 объясняет содержание предложения 18.

4) В предложении 21 представлено описание состояния человека.

5) В предложениях 22, 23 содержится повествование.

24Из предложений 14, 15 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25Среди предложений 13–20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи формы слова. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Создавая представление о ситуации, в которой оказался Серёжа, автор использует такую форму речи, как (А)__________ (предложения 3–12). Н.С. Кухарева стремится показать, как рассказчик воспринимает происходящее, и с этой целью использует лексическое средство – (Б)__________ («чурбаны» в предложении 17, «выскочка» в предложении 19). Чтобы выразить отношение бабушки к Серёже и его поступку, автор использует такой приём, как (В)__________ (предложение 35), и такое синтаксическое средство, как (Г)__________ («голубчик», «внучек», «сынок» в предложениях 36–39)».

1) парцелляция

2) профессиональная лексика

3) разговорные слова

4) обращение

5) фразеологизм

6) диалог

7) сравнение

8) противопоставление

9) анафора

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.