Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 21
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2013 год. Вариант №1

Часть "A"

При выполнении заданий этой части (A1–A30) щёлкните мышкой по кружочку, соответствующему номеру выбранного вами ответа.

A1В каком слове не допущена ошибка в постановке ударения: верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?






A2В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?






A3Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.






A4Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Ожидая начала спектакля,





A5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).






A6В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?






Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.

(1)... (2)О таких людях говорят: «Ходячая энциклопедия». (3)Если потренироваться некоторое время, можно развить свою память, как мышцу. (4)Лучшее запоминание достигается, если хорошо осмыслить материал, который предстоит заучить. (5)Гораздо лучше запоминается то, что волнует человека, волевое усилие тоже повышает прочность запоминания, как и всевозможные схемы, рисунки и записи. (6)... исследования показали, что новый материал трудно выучить с первого раза: если вы хотите, чтобы материал запоминался прочно, лучше прочитывать его через один - два дня до тех пор, пока он не усвоится.

A7Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?






A8Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?






A9Какое сочетание слов не является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?






A10Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.






A11Укажите верную морфологическую характеристику слова ЕСЛИ (предложение 6).






A12Укажите значение слова МАТЕРИАЛ в четвёртом (4) предложении.






A13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Монументальная композиция выполне(1)а из камня и подчине(2)а общему замыслу - идее утверждения России на реках и морях, в торговле и вое(3)ых делах.





A14В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?






A15В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?






A16В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?






A17В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. назойл..вый Б. фланел..вый В. претерп..вая Г. перекра..вать





A18В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?






A19В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?






A20Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Закат разлил свой пышный пламень ( ) и тает в нём вечерняя звезда.





A21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Счастлив писатель, который от (1) поражающих печальной своею действительностью (2) характеров приближается к характерам (3) являющим (4) высокое достоинство человека.





A22В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Зверей в лесу заставляет насторожиться (1) должно быть (2) даже шорох падающих листьев. Очертание строившегося дома (3) казалось (4) похожим на корабль.





A23Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)






A24Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Однажды Кашперов приехал к обеду в самом прекрасном расположении духа: дела на заводе шли отлично, погода была ясная и холодная, и, проехавшись с завода верхом, Сергей Григорьевич чувствовал сильный аппетит.





A25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С самого раннего возраста (1) А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.





A26В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Море гудело всё величавее (1) и (2) хотя влажный ветер валил с ног на обрыве (3) мы стали спускаться вниз (4) чтобы посмотреть на сверкающий пеной прибой.





Прочитайте текст.

Чаще всего преломление лучей света в воздухе незначительно, а вот ложка в стакане чая кажется нам сломанной. Причина заключается в различной плотности воды и воздуха. Переходя из одной среды в другую, лучи света преломляются, изменяют прямолинейный путь, отклоняясь по закону физики в сторону более плотной среды.

A27В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?






Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 – B8.

(1)«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно на склоне лет выразился Тургенев о русском языке.

(2)Истинно великому народу дан и великий язык. (3)Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (4)Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5)Есть соревнователь у русского языка - санскрит-праотец. (6)Но на нём даже в Индии уже не говорят. (7)А ведь русский язык жив. (8)Он живёт для будущего. (9)Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. (10)Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (11)Тем более важно сохранить красоту русской речи.

(12)Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (13)Скучные правила пусть придут после, а сначала, с первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности родного языка. (14)Нужно знать иностранные языки. (15)Чем больше, тем лучше. (16)Познавая их, русский человек ещё более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (17)В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдёт средства, как выразить сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.

(18)С каждым поколением в языке появляются новые заимствования. (19)Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. (20)Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу.

(21)Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая им истинного смысла. (22)Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (23)В стонах и воплях нарушается песнь. (24)Но проходит боль, и человек опять чувствует не только филологически, но и сердечно, какое очарование живёт в красоте речи. (25)Прекрасен русский язык. (26)И на нём скажут лучшие мысли о будущем.

(По Н. Рериху)

A28Какая мысль не нашла отражения в тексте?






A29Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 - 26?






A30В каких предложениях использованы антонимы?






Часть "B"

Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами. При перечислении слова разделяйте запятыми.

B1Укажите способ образования слова ОЧАРОВАНИЕ из предложения 24.



B2Из предложения 13 выпишите все наречия.



B3Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.



Ответы к заданиям B4 – B7 запишите цифрами. При перечислении цифры разделяйте запятыми.

B4Среди предложений 19-26 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.



B5Среди предложений 18-26 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.



B6 Среди предложений 13-24 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.



B7Среди предложений 2-7 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B8«В первом абзаце такой приём, как_____, задаёт тон размышлениям Н. Рериха о языке. Стремясь ярче и образнее выразить свои мысли о родном языке, автор использует такие тропы, как _____ («певучая прелесть» в предложении 9, «чудесный дар» в предложении 16),_____ («очарование живёт в красоте речи» в предложении 24), и такой приём, как_____(предложения 3 - 7)».

1) противопоставление; 2) эпитет; 3) диалектизм; 4) риторический вопрос; 5) ряды однородных членов; 6) метафора; 7) ирония; 8) вопросно-ответная форма изложения; 9) цитирование


Ваше имя: