Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ по русскому языку. 2023 год. Тренировочный вариант №14

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–27 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Язык — отличительный признак этноса. Обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. <...>, почти всё население Латинской Америки говорит на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. На английском языке говорят не только англичане, но и англо-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.

Этносы формируются на определённой территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остаётся прежней. Территория и язык как бы намертво припаяны к этносу.

Связь между этносом и территорией очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.

1Самостоятельно подберите вводное слово (вводную конструкцию), которое (-ая) должно(-а) стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите это(-у) вводное слово(вводную конструкцию).

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЯЗЫК. Система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древние языки. Французский я. История языка.

2) ГОВОРИТЬ. Свидетельствовать о чём-л., указывать на что-л., быть доводом в пользу чего-л. Всё говорило о вкусе хозяйки дома. Данный факт говорит не в его пользу.

3) ОБЩИЙ. Касающийся лишь главного, основного, не затрагивающий частностей, конкретных деталей. О-ие положения концепции. О. план будущей экспедиции.

4) РАСШИРИТЬСЯ. Стать более широким. Глаза расширились. Отверстие расширилось. Он расширился в груди и плечах.

5) ТЕСНЫЙ. Близкий, непосредственный. Т-ая дружба, связь. Т-ое сотрудничество, общение.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к научному стилю, поэтому отличается сдержанностью тона изложения. В тесте отсутствуют слова с эмоционально-оценочным компонентом значения. Используются термины (этнос, язык, территория).

2) В тексте присутствуют жаргонизмы, разговорная лексика.

3) Обобщённый, отвлечённый характер тексту придают глаголы несовершенного вида, употреблённые в форме настоящего времени (говорят, формируются, расширяется, видоизменяется и др.).

4) Цель автора текста заключается в том, чтобы полно и точно информировать о понятии «этнос», назвать его отличительные признаки.

5)Текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется слабой выраженностью личной позиции автора.

4Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов..

1) сливОвый

2) дешевИзна

3) зАтемно

4) начАтый

5) понялА

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Танцовщик был одет в яркую рубаху, шёлковые шаровары и ЛАКИРОВАННЫЕ сапоги.

Богатый СЛОВАРНЫЙ запас — показатель интеллектуального развития человека.

Изображённый на портрете человек был ПРОСВЕЩЁННЫМ деятелем своей эпохи.

Главное — не ошибиться, ВЫБИРАЯ свой жизненный путь.

Трудно диагностировать заболевание, когда оно имеет СКРЫТНЫЙ характер.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Перед путешественниками разверзлась глубокая бездна, преодолеть которую было невозможно.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТВЕРО ножниц

пара БОТИНОК

упал с ПЛЕЧ

взлетал более ВЫШЕ

ПОЛОЩУЩИЙ бельё

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. неправильное построение предложения с косвенной речью
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
  4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Предложения
  1. Стараясь убедить читателей, автору не всегда это удаётся.
  2. Книги не только обогащают эмоционально, но и заставляют думать.
  3. Все, кто приходит на Красную площадь, ещё издали видит замечательный храм Василия Блаженного.
  4. В картине «Корабельной роще» воплощено глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.
  5. Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина.
  6. Символы, используемые художником К. Васильевым в картине «Нашествие», можно трактовать по-разному.
  7. Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.
  8. Посмотрев фильм А. Звягинцева «Возвращение», мы решили написать об этой картине статью.
  9. Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат и счастлив».
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) предпол..жение, приг..ревшая, м..кет

2) параш..т, ж..ри, деж..рный

3) заск..чить, выр..внять (кусты), прик..сновение

4) сж..г (дотла), деш..вый, пощ..чина

5) ц..ферблат, панц..рь, ц..линдр

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) и..коренить, бе..жалостный, чре..мерный

2) сверх..зобилие, с..змала, без..сходный

3) пр..небречь, пр..пятствие, пр..старелый

4) в..южный, с..ёмка, от..явленный

5) поз..прошлый, н..зревший, пр..славяне

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) устойч..вый, колич..ство

2) дружоч..к, кругл..нький

3) дожд..вой, ослаб..вать

4) логич..ский, письм..цо

5) задолг.., расслед..вал

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ран..т (враги), (аккуратно) кле..щие

2) (родители) утеш..т, реж..щий (хлеб)

3) выкач..нный (из гаража велосипед), омыва..мый (берег)

4) (соседи) серд..тся, зате..вший (спор)

5) трепещ..щий (от восторга), (друзья) выруч..т

13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

От снега (НЕ)ОСТАЛОСЬ и следа.

Никита подошёл к стоящей (НЕ)ВДАЛЕКЕ будке.

Марья Мироновна, (НЕ)СНИМАЯ шали, сидела усталая.

В воскресенье, в солнечное утро, в ещё (НЕ)ПРОСОХШИХ от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка.

Червячки эти (НЕ)ЧТО иное, как гусеницы пёстрых, красивых бабочек, мух и жучков.

14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)СКОРЕ мы вышли на поляну (И)ТАК обрадовались долгожданному отдыху, что тут же поспешили снять рюкзаки.

Иногда бродишь (В)СЛЕПУЮ по дому и тратишь (ПО)ПУСТУ время.

На дворе от надвигающейся (ОТО)ВСЮДУ растительности стало (КАК)БУДТО теснее.

(ПО)ТОМУ, как говорил собеседник, было понятно, что он ТО(ЖЕ) волнуется.

(ИЗ)ДАЛЕКА, всё КАК(БЫ) пригибая на своём пути, покатился гром.

15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

Дли(1)ые открытые грузовики медле(2)о двигались по дороге, в эти дни опять схваче(3)ой морозцем, затвердевшей, чуть присыпа(4)ой ра(5)им октябрьским снегом.

16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.

3) Много желал да ничего не поймал.

4) С Варей Янка вместе училась и в обычной школе и в школе олимпийского резерва по лёгкой атлетике.

5) Вечером пройдёт майский дождь и прогремит гроза.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он стоял перед дворцом во время обеда государя (1) глядя в окна дворца (2) ожидая чего-то ещё и (3) завидуя одинаково и сановникам (4) подъезжавшим к крыльцу (5) и (6) мелькавшим в окнах (7) камер-лакеям.

18Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чем (1) например (2) знаменателен 1840 год? Даже иные знатоки (3) пожалуй (4) не ответят на этот вопрос. Но стоит взять с полки три небольшие книги, вышедшие (5) именно (6) в этом году, и всё станет ясным: в 1840 году русская читающая публика получила первые книги М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и А.А. Фета.

19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Утром мальчик разбудил меня и рассказал (1) что (2) когда он забрёл в чащу (3) то увидел (4) как барсук лечит свой обожжённый нос.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже если они спрятаны в земле (3) они всё равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием (5) которых (6) занимается эта наука.

21Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Часть Астраханского биосферного заповедника, Лотосовые поля, находится в дельте Волги. (2)3десь сложилась уникальная природная экосистема, не повторяющаяся нигде в мире! (3)Цветущие водяные поля России самые большие на Земле: они простираются на 15 км в длину и 3 км в ширину. (4)Лотосовые «плантации» Каспийского моря и дельты Волги покрывают 5 тысяч гектаров земной поверхности. (5)Самые красивые и пышно цветущие поля лотоса раскинулись в 90-130 км от Астрахани, ниже по течению Волги, охватывая часть дельты реки и Каспийского взморья. (6)Учёные-медики утверждают: цветы лотоса — прекрасное средство от многих болезней. (7)Ещё в древности люди заметили, что стоит поместить это удивительное растение рядом с больным — и вскоре человек чувствует облегчение. (8)Именно он, лотос, снимает стресс, укрепляет иммунную и нервную системы, омолаживает организм.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1) Положение у нас было неплохое — для того страшного лета сорок первого года. (2)Нас вывезли из Витебска и переправили в Смоленск, там погрузили на открытые платформы и с тысячами других беженцев повезли на восток.

(3)Через две недели наше семейство высадилось в Куйбышеве. (4)По пыльным улицам, булыжнику и раскалённому асфальту мы еле дотащились до зелёного дворика, внутри которого притаился двухэтажный дом. (5)Хотелось пить, хотелось в тень. (6)Мы устали, и за две недели нас и пропылило, и пропесочило, и проуглило, ведь всю гарь и несгоревший уголь от паровоза валило на нас. (7)А в глубине двора под деревьями и кустами таилась прекрасная, прохладная чащоба для игр. (8)Две мои сестры смотрели туда же, их одолевали те же чувства. (9)А брат был слишком мал, чтобы присоединиться к нам. (10)0н беспокойно таращился на дверь дома, за которой исчезла его мать, моя тётка.

(11) И вот наконец показалась тётушка. (12)Она медленно прошла к лавочке, которую заняла наша изнурённая команда, и опустилась рядом с моей матерью. (13)Слишком растерянным, каким-то перевёрнутым было её лицо.

— (14)Не пускают? — упавшим голосом спросила мама.— (15)Ты скажи, мы только на одну ночь, мы подыщем жильё...

— (16)Я говорила.

— (17)У нас ведь дети.

— (18)Я говорила, — сказала тётушка и заплакала.

(19)0на была ошеломлена. (20)Это она уговорила сестру не ехать далеко на Урал, а высадиться поближе: как-никак в Куйбышеве родные, брат мужа с семьёй, уж на первое-то время приютят, да и вообще лучше остановиться в городе, где есть родственники.

(21)3а то время, что мы топали пешком и ехали на восток, я как-то ни разу не тревожился о ночлеге. (22)Где-нибудь и как-нибудь переночуем! (23)Мы ночевали даже на кафельном полу какой-то железнодорожной станции. (24)Я заснул тогда мгновенно, а проснулся оттого, что из-под меня рванули этот кафель: немцы на заре бомбили станцию.

(25)Там, под Витебском и Смоленском, мы уходили от этих взрывов, от чёрных стервятников с крестами на крыльях, уходили в толпах таких же беженцев, что и мы. (26)Уходили от воя самолётов и выстрелов, от смрада горящих цистерн, от разбитых домов и срезанных осколками деревьев. (27)А здесь была тишина, мирные улицы и дома, такие же, как мы оставили там, в своём родном городе, за чертой смерти. (28)Но всё это спасение, вся эта благодать оказались для нас недоступны.

(29) Брат на руках тётушки жалобно заплакал: он хотел пить. (30)И в этот отчаянный момент из дверей дома вышел человек. (31)У человека были карие глаза и застенчивая улыбка.

— (32)Может быть, вы согласитесь пойти ко мне? — спросил он не очень уверенно. — (33)Это недалеко, мы через дворы пройдём. (34)Комнатка, правда, у меня не ахти, да я живу один, не помешаю. (35)Помоетесь, отдохнёте с дороги. (36)Ну, как? (37)Пойдёмте?

(38) Всеволод Михайлович — так звали человека — привёл нас в свою комнату, показал, где что, и быстренько ушёл, сославшись на дела, а мы остались в доме, где суждено было нам провести четыре военных года.

(39) Дядя Сева сразу решил главные наши проблемы. (40)Свою комнату он предоставил нам в полное наше распоряжение. (41)Уходил рано утром, приходил поздно, осторожно стучал и пристраивался с книгой на стуле возле двери. (42)А размещались мы в его восьмиметровой комнате на ночь так: четверо на диване — поперёк, с поставленными для ног стульями, двое у окна — на диванных подушках, половиках и одеяле, и хозяин — на матрасе у дверей.

(43)С дядей Севой мы прожили до лета 1942 года. (44)Всё это время он ходил на работу в свою газету — он был журналистом, а свободные часы проводил на военной подготовке. (45)Он был сугубо штатским, мирным человеком, уже не очень молодым, с какой-то застарелой хворью. (46)Военная подготовка давалась ему нелегко, и он с юмором рассказывал вечером у кухонного стола, как нынче швырял гранату (да не дошвырнул) или как полз по-пластунски под колючей проволокой (и порвал пальто)... (47)Это было не очень смешно, потому что приходил он с этих занятий до предела вымотанный, съедал свой ужин и сразу засыпал.

(48)То ли из-за своего здоровья, то ли из-за работы дядя Сева имел бронь. (49)И вот эта бронь, ради которой некоторые шли на всё, была самой главной отравой его жизни. (50)0н рвался на фронт, а его не пускали. (51)Он писал заявления и в военкомат, и своему начальству, а ему отказывали. (52)Но, несмотря ни на что, дядя Сева всю осень, зиму и весну ходил на военную подготовку, чтобы иметь, как он говорил, главный козырь.

— (53)Ничего, — посмеивался дядя Сева, — скоро я буду настоящим пехотинцем. (54)Тяжело в ученье — легко в бою. (55)Верно? (56)Кто это сказал?

(57)Он всегда обращался ко мне, а я с удовольствием ему отвечал, если, разумеется, знал ответ. (58)И я знал, что, когда бы он ни пришёл, для меня непременно будет интересный разговор: о самолётах, партизанах или, чаще всего, о военных действиях на фронте. (59)Уж дядя-то Сева разбирался в этом лучше всех наших знакомых. (60)И сведения у него были самые горячие, из редакции, те, что только наутро появлялись в газетах.

(61)Я читал ему письма отца. (62)Каждый раз, приходя с работы, дядя Сева спрашивал, нет ли писем от отца. (63)Свежее письмо мы ещё раз читали вслух. (64)Это совместное чтение сближало нас ещё больше. (65)Ближе дяди Севы не было для меня человека в Куйбышеве. (66)Кроме, разумеется, мамы и родной сестры.

(67)Это было в 1942 году. (68)И в этом же году, летом, дядя Сева пришёл однажды домой днём, в неурочное время, возбуждённый и широко улыбающийся.

— (69)Ну вот, дорогие мои, — громко сказал он, — можете меня поздравить. (70)Я ухожу на фронт.

(71)Он посмотрел на меня, и у меня задрожали губы. (72)Дядя Сева, перестав улыбаться, сказал другим, усталым голосом:
— Не могу я сидеть в редакции, когда немец лезет к Волге.

(73) Я запомнил и этот глухой, усталый голос, и эти слова, и его лицо, с крупными, мягкими и добрыми чертами, которые в этот момент стали чужими, неласковыми.

(74) Через два месяца на мамино имя прислали извещение. (75)В нём было написано, что её родственник Всеволод Михайлович Муравьёв, проявив мужество и героизм, верный военной присяге, пал смертью храбрых в борьбе за Советскую Родину.

(76)Его убило в первой же атаке, на подступах к Сталинграду, куда был брошен его пехотный полк.

(По И.Ф. Смольникову*)

*Игорь Фёдорович Смольников (род. в 1930 г.) — писатель, автор более двадцати книг, а также очерков и статей, посвящённых преимущественно литературе и изобразительному искусству.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Всеволод Михайлович Муравьев трудился в тылу на заводе, потому что у него была бронь.

2) Семья рассказчика во время эвакуации оказалась в Куйбышеве, так как у тёти рассказчика в этом городе были родственники.

3) В доме Всеволода Михайловича семья рассказчика прожила четыре военных года.

4) Всеволод Михайлович мечтал воевать в танковых войсках.

5) Отец рассказчика в то время, как семья жила в эвакуации, был на фронте.

23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 11-12 содержат повествование.

2) В предложениях 21-24 представлено описание.

3) В предложении 38 перечислены последовательные действия персонажа.

4) Предложения 50 и 51 противопоставлены по содержанию.

5) Предложение 65 содержит следствие того, о чём говорится в предложениях 61-64.

24Из предложений 39–41 выпишите одну антонимическую пару.

25Среди предложений 47-50 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза, указательной частицы, указательного и притяжательного местоимений и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Описывая тяготы и смертельные опасности, которые несёт война людям, и жизнь, ход которой не нарушен войной, И.Ф. Смольников использует приём — (А)_________ (предложения 50, 51). Тяжёлое положение людей, вынужденных спасать своих детей от военных действий, автор описывает, используя различные языковые средства выразительности, в том числе синтаксическое средство — (Б)_________ (в предложениях 4, 6, 25, 26) и приём — (В)_________ («хотелось» в предложении 5, «уходили» в предложениях 25—26). Отчаяние женщин, оказавшихся с детьми на руках без крова, помогает передать такая форма речи, как (Г)_________ (предложения 14—18)».

1) эпитет

2) метафора

3) лексический повтор

4) цитирование

5) фразеологизм

6) диалог

7) противопоставление

8) ряд однородных членов предложения

9) сравнение

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.