Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ по русскому языку. 2023 год. Тренировочный вариант №10

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Слово «смог» произошло от сочетания двух английских слов - smoke и fog (дым и туман). Термин появился примерно столетие назад для описания плотного, удушающего тумана в смеси с копотью, который стал привычным во многих городах.

Медики установили, что смог оказывает вредное влияние на общее состояние жителей города. Он может стать причиной возникновения многих заболеваний и <...> смерти человека. Составные элементы смога резко снижают умственные возможности человека, его способности к обучению и творческой деятельности, приводя к ускоренной гибели нервных клеток. Мелкие частицы смога накапливаются в альвеолах и бронхиолах лёгких, вызывая в них воспаление. Высокий уровень загрязнения воздуха увеличивает вероятность возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, вплоть до инсульта и инфаркта.

1Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите эту частицу.

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПЛОТНЫЙ. Густой, малопроницаемый для света, закрывающий от глаз что-л. П. дым. П-ая тьма ночи. П-ые тучи.

2) СОСТОЯНИЕ. Физическое самочувствие или настроение, расположение духа человека. Находиться в угнетённом состоянии. Больной в тяжёлом состоянии. Бессознательное, обморочное с. Сонное с.

3) СНИЖАТЬ. Ухудшать, ослаблять; упрощать. С. качество. С. успеваемость.

4) КЛЕТКА. Помещение для птиц и животных со стенками из металлических или деревянных прутьев. Тигр в клетке. К. для канареек. Лестничная к.

5) ВЫСОКИЙ. Очень хороший; отличный. В-ие оценки. В-ие достоинства. Показать в. класс. Товары высокого качества.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст соответствует основному требованию, предъявляемому к документам и другим деловым бумагам, - предельная точность и однозначность информации, исключающая разные толкования содержания.

2) Текст относится к научному стилю, так как главной целью автора является передача знаний о явлении (о смоге) с помощью раскрытия системы понятий и характерных признаков.

3) К числу синтаксических особенностей данного текста следует отнести употребление однородных членов предложения, обособленных членов предложения.

4) Текст относится к научному стилю. Наряду с общеупотребительной лексикой в нём используются термины (бронхиолы, альвеолы, лёгкие, сердечно-сосудистые заболевания, инсульт, инфаркт и др.).

5) Описание и повествование в тексте передают наблюдения автора статьи, который делится личными переживаниями.

4Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов

1) завИдно

2) вложИв

3) опломбИровать

4) кровотОчащий

5) жалюзИ

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Многие современные футбольные команды предпочитают слишком прагматичный, а порой ДЕЛЯЧЕСКИЙ подход к игре.

Заседание состоится при НАЛИЧИИ кворума.

Как-то отец достал мне АБОНЕНТ на цикл лекций о кино.

Я и по сей день полный НЕВЕЖДА в области кулинарии.

Настроение исполнителей немедленно находило ОТКЛИК в зрительном зале..

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Мировое человечество вошло в третье тысячелетие с громадными знаниями и колоссальным потенциалом их использования.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОЕЗЖАЙ в город

до ПЯТЬСОТ семи раз

прочные ЦИРКУЛИ

ИЗОБРЕТШИЙ велосипед

ДВОЕ приятелей

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. ошибка в построении предложения с однородными членами
  3. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  4. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  5. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Предложения
  1. Всем, кто принимал участие в новогоднем представлении, объявили благодарность.
  2. B природе еноты-полоскуны не только добывают пищу по берегам водоёмов, но и прямо в воде.
  3. Неумелое или злонамеренное действие гипнотизёра могут вызвать необратимые изменения психики.
  4. Собеседник откашлялся и, глядя на реку, стал говорить задумчиво, не торопясь.
  5. Учащиеся школы участвовали в соревновании и выиграли его.
  6. Поверье гласит: бегущие крысы с корабля предрекают его гибель.
  7. Освободившись с японского плена, русский мореплаватель отправился в Санкт-Петербург.
  8. Воспользовавшись морскими картами, плавание прошло успешно.
  9. Дорога вилась по влажным косогорам, густо заросшим берёзой и клёном.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) б..тонировать (столбы), подст..лить, запр..щающий

2) тр..вянистый, фр..гмент, ук..роченный

3) в..рсистый (ковёр), пром..хнуться, б..дриться

4) акц..нтировать, подв..ргать, ст..листика

5) прож..рливый, ж..нглировать, капюш..н

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) пр..бывать в печали, пр..целиться, пр..небрежение

2) бе..предельный, ра..шифровать, бе..полезный

3) с..змала, под..скать, без..дейный

4) с..мкнуть, нед..едание, п..дорожник

5) по..бросить, о..пилить, по..вергнуть

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) отверд..вать, отрыв..стый

2) расплывч..тый, искос.. (посмотреть)

3) стаж..р, раскорч..вывать

4) неряшл..вый, тиш..на

5) танц..вать, ситц..вый

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) клянч..щий (конфету), (дети) плач..т

2) замет..шь, немысл..мые (последствия)

3) (в) колыш..щейся (ржи), защебеч..т (птицы)

4) выгон..шь, освеща..мый

5) выкидыва..шь, обиж..нный

13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЯВИВШИЙСЯ на экзамен ученик был болен.

Актёр говорил (НЕ)ГРОМКО, но выразительно.

Забор на нашей даче до сих пор (НЕ)ПОКРАШЕН.

Ученик рассказывал текст наизусть, (НЕ)СМОТРЯ в книгу.

До каникул оставалось (НЕ)БОЛЬШЕ недели.

14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ недели (ПО)СРЕДИ нашего двора заливали каток.

Едешь КУДА(НИБУДЬ), (В)РОДЕ бы всё в порядке, и вдруг - незапланированная остановка.

(В)ВИДУ надвигавшегося бурана спасатели отправились (НА)ВСТРЕЧУ туристической группе.

Когда ходили по дворцу, я всё думал, ЧТО(БЫ) такое взять и унести отсюда (НА)ПАМЯТЬ.

B этот тёплый вечер он пел ТАК(ЖЕ), как (ЗА)ЧАСТУЮ поют итальянские уличные певцы, о любви.

15Укажите все цифры, на месте которых пишется Н

K берегу медле(1)о причаливала огромная баржа, гружё(2)ая песком; люки её были выкраше(3)ы масля(4)ой краской; матросы отчая(5)о суетились.

16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?

2) Солнце спряталось за набежавшую тучку и по земле пробежала большая тень.

3) Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.

4) Озёра прекрасны и на юге и в тишине наших северных лесов.

5) Привычные к горам кони несли молчаливых всадников и не пугались ни крутизны ни обрывов.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Она переплыла Ангару и (1) отыскав речку (2) загнала лодку в неё (3) протолкнув её далеко вверх (4) и поставив (5) под нависшую низко над речкой (6) раскидистую берёзу.

18Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нет (1) наверное (2) ни одного собирателя книг, который не знал бы имени Шибанова. Свыше полувека он занимался наукой, которая (3) кажется (4) непосвящённым чрезвычайно скучной и ограниченной, – библиографией.

19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Достанет ли сил (1) она не знала и надеялась всё же (2) что она не из слабеньких (3) и боялась в то же время (4) что тут потребуется что-то ещё (5) чего в ней не окажется.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Местные жители рассказывали о том (1) что (2) если один лебедь погибает (3) то другой (4) никогда не ищет себе новую пару (5) откуда и произошло выражение «лебединая верность».

21Найдите все предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В Некрасовском районе Ярославской области есть удивительный уголок – Заболотский край. (2)Он окружён невиданными природными красотами: озёрами, реками Волгой и Келнотью, костромскими разливами. (3)Холмистая местность Заболотья, покрытая лесом, привлекала внимание знаменитых охотников: М.М. Пришвина, А.С. Новикова-Прибоя. (4)Любил охотиться в этих местах и Николай Алексеевич Некрасов. (5)Его имя здесь свято чтут: местные старожилы рассказывают о поэте, поют песни на его слова. (6)Радушно встретят вас в местной Заболотской школе. (7)Пригласят поиграть в народные игры: лапту, городки, горелки, ручеёк, чижик и другие. (8)Приезжайте в Заболотье, вживую услышьте строки произведения русского поэта: «Дети, я вам расскажу про Мазая…»
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Двор мой последние годы всё более полонит пустая трава. (2)То ли сил стало меньше от неё отбиваться, а скорее — охоты: растёт... и пускай растёт. (3)Места много. (4)И огород затравел. (5)Да и какой это теперь огород! (6)Лишь названье. (7)Грядка лука, грядка чеснока, полсотни помидорных кустов да кое-какая зелень. (8)3емли пустует много и много, но вот цветы остались.

(9)Цветы... (10)Пусть простые, нашенские, но сажаем, пропалываем, поливаем, бережём. (11)Без цветов нельзя.

(12)В соседнем дворе доживает век старая Миколавна. (13) По дому еле ползает, во двор не выходит, лишь на крылечке сидит порой. (14) Во двор выйти не может, но каждый год молодым своим помогальщикам наказывает: (15)«Возле порожков посадите мне георгину». (16)Её слушаются, сажают. (17)Цветёт георгиновый куст. (18)Миколавна глядит на него, на ступеньках сидя вечерами.

(19)Через улицу, напротив, живёт старая Гордеевна. (20)У неё одышка, больное сердце. (21)Ей нагибаться никак нельзя. (22)Но каждое лето цветут у неё в палисаднике «зорьки». (23)«Это наш цветок, хуторской... — объясняет она. (24)— Я его люблю...»

(25)Сосед Юрий. (26)Человек нездоровый, больной. (27)Какой с него спрос! (28)Но в летнюю пору расцветает посреди вконец запущенного двора могучий куст розовых пионов. (29)«Мама посадила... — объясняет он. (30)— Я поливаю». (31)Мама его давным-давно умерла. (32)А этот цветочный куст — словно привет далёкий.

(33)У тётки Лиды земли возле дома немного. (34)«В ладошку... — жалуется она. (35)— А надо и картошку, и свёклу, и помидоры, того и другого посадить. (36)А земли — в ладошку». (37)Но анютины глазки цветут возле дома, золотятся «царские кудри». (38)Без этого нельзя.

(39)У Ивана Александровича с супругой тоже земли не хватает. (40)У них на подворье с математической точностью рассчитан каждый миллиметр. (41)Приходится исхитряться. (42)После картошки успевает ещё и капуста созреть до морозов. (43)Убрали лук, поздние помидоры растут. (44)Но и у них — пара кустов «зорьки», несколько георгинов, «солнышко» стелется и цветёт.

(45)Там, где хозяева молодые, в силах, там — розы, там — лилии, там много всего во дворах, в палисадах.

(46)А ведь с цветами — столько забот. (47)Сами собой они не вырастут. (48)Посади, гляди за ними, рыхли, пропалывай, коровяком подкорми. (49)А попробуй не полей хотя бы день при нашей жаре! (50)Тут же засохнут. (51)Не то что цвета, листьев не увидишь. (52)Цветы вырастить — труд немалый. (53)Но радости больше.

(54)Августовское раннее утро. (55)3автрак на воле. (56)Солнце за спиной. (57)Перед глазами — цветы. (58)Сколько их... (59)Десятки, сотни, тысячи... (60)Алые, синие, лазоревые, золотисто-медовые... (61)Все на меня глядят. (62)А если вернее, через плечо моё, на утреннее встающее солнце. (63)Светит перед глазами желтизна и бель, нежная васильковая голубизна, зелень, алость, небесная синь. (64)Смотрят и дышат в лицо мне простые наши цветы.

(65)Летнее утро. (66)Впереди — долгий день...

(67)Порою, когда начинают о людях худое говорить: мол, народ пошёл никудышный, изленился... — при таких разговорах я всегда вспоминаю о цветах. (68)Они есть в каждом дворе. (69)3начит, не так уж всё плохо. (70)Потому что цветок — это ведь не просто поглядел да понюхал... (71)Скажите, шепните женщине ли, девушке: (72)«Цвет ты мой лазоревый...» — и вы увидите, какое счастье плеснётся в её глазах.

(По Б. Екимову *)

* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский прозаик и публицист.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) У Ивана Александровича с супругой посреди двора цветёт куст розовых пионов.

2) Цветы требуют много забот: полива, прополки, подкормки.

3) Сидя на ступеньках крыльца, Миколавна любуется цветущим георгиновым кустом.

4) Несмотря на нехватку земли, возле дома тётки Лиды цветут анютины глазки и «царские кудри».

5) Молодые хозяева предпочитают не тратить время на уход за цветами.

23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) B предложениях 54—60 представлено описание.

2) B предложениях 12—17 содержится повествование.

3) Предложения 47—49 поясняют содержание предложения 46.

4) B предложениях 67—70 представлено повествование.

5) Предложение 44 представляет собой вывод, следствие из предложений 39—43.

24Из предложений 5—11 выпишите просторечное слово.

25Среди предложений 57–64 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Цветы... Сколько радости приносят они людям! C помощью тропов автор стремится передать красоту окружающего мира: цветы не только расцвечивают его яркими красками, что показывают (А)_________ (в предложении 60), но и становятся собеседниками человека, как в предложении 64, содержащем (Б)_________. Этой же художественной задаче подчинён и синтаксис текста. Такой синтаксический приём, как (В)_________(предложение 59), показывает любовь человека к цветам, а (Г)_________(предложения 27, 49) передают неравнодушное отношение автора к изображаемому».

1) эпитеты

2) антитеза

3) синонимы

4) вопросно-ответная форма изложения

5) парцелляция

6) восклицательные предложения

7) сравнение

8) градация

9) олицетворение

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.