A1В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
A2В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
A3Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
A4Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
A5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
A6В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
A7Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
A8Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении?
A9Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
A10Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.
A11Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.
A12Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) в пятом (5) предложении.
A13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
A14В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
A15В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
A16В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
A17В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
A18В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
A19В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
A20Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
A21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
A22В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
A23Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
A24Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
A25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
A26В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. Поэтому для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.
A27В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»
(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.
(По Л. Леонову*)
Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель, общественный деятель.
A28О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!»?
A29Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
A30Какое слово использовано в тексте в переносном значении?
B1Из предложений 4-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
B2Из предложений 16-18 выпишите числительное.
B3Укажите тип подчинительной связи в словосочетании В ТЕ ДНИ (предложение 29).
B4Среди предложений 21-26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.
B5Среди предложений 1-9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
B6 Среди предложений 2-9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.
B7Среди предложений 15-19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
B8«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12), «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.