Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 2
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №29

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Япония известна как страна высокой культуры и давних художественных традиций. (2)Одна из национальных традиций японцев, в которой они воспитываются с детства, – любовь и бережное отношение к окружающей природе: деревьям, цветам, животным. (3)<...> в Японии очень популярны сезонные прогулки на природе: весной – для любования цветением дикой вишни (сакуры), что стало одним из национальных праздников; осенью – для любования багрянцем кленовых лесов.

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Япония – страна высокой культуры, давних бытовых традиций, и эти традиции составной частью входят в понятие японского образа жизни.

2) К важнейшим традициям в Японии относятся бережное отношение к окружающей природе, почитание старших, обилие официальных государственных праздников, включая праздник цветения сакуры, дни весеннего и осеннего равноденствия.

3) В Японии – стране высокой культуры и давних художественных традиций – любят природу и с детства прививают бережное отношение к ней, о чём можно судить по популярным у японцев сезонным прогулкам на природе и национальному празднику цветения сакуры.

4) В Японии очень популярны сезонные прогулки на природе: весной – для любования цветением дикой вишни, известной как сакура; осенью – для любования багрянцем кленовых лесов, однако сами японцы всё чаще говорят о небрежном отношении молодёжи к окружающей природе.

5) Любовь и бережное отношение к природе в Японии, воспитываемые с детства и отражающие высокую культуру и давние художественные традиции страны, проявляются в проведении национального праздника цветения сакуры и в традиционном любовании природой во время сезонных прогулок.



2Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово.



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДИКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ДИКИЙ, -ая, -ое; дик, дика, дико.

1) Находящийся в первобытном состоянии (о людях), некультивируемый (о растениях), неприручённый, неодомашненный (о животных). Дикие племена. Дикие леса. Дикая утка.

2)перен.Грубый, необузданный. Д. нрав.

3) перен.Нелепый, странный (разг.). Дикая выходка. Дикая мысль.

4) перен.Чуждающийся людей, застенчивый. Д. ребёнок.

5) полн. ф.Необычайный, очень сильный (разг.). Дико (нареч.) удивился. Д. восторг.

6) полн. ф.Не связанный ни с какими организациями, действующий самостоятельно (разг.). Дикая артель. Отдыхать диким способом (не по путёвке).



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

надОлго

катАлог

зАгнутый

досУг

вернА



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Ответом может стать ГУМАННАЯ и взвешенная позиция по поводу этого конфликта.

Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.

Было тепло, почти жарко; молодые блестящие листочки, торопясь, ОДЕЛИ соседнюю рощицу.

ВЕКОВАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление.

Что может быть для рыболова ЖЕЛАТЕЛЬНЕЕ тихого раннего утра на реке!



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

На этот раз сотрудники Генпрокуратуры выдвинули три вариативные версии произошедшего.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРОЕ медвежат

Охотничьих УГОДЬЕВ

самое СВИРЕПОЕ лицо

к ДВУМСТАМ участникам

ЖЖЁТ спички



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение в построении сложноподчинённого предложения
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  5. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Предложения
  1. Пользуясь фразеологическим словарём, объясните значение этого выражения.
  2. Благодаря синонимам один и тот же смысл можно выразить по-разному.
  3. Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминают о нём.
  4. Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.
  5. В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.
  6. Провожающие ещё долго стоят на перроне и смотрели вслед удаляющемуся поезду.
  7. Все, кто любят поэзию, знают Фета как тонкого лирика, певца искусства, любви и природы.
  8. Лингвист Ф.И. Буслаев часто говорил, что насколько он убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка.
  9. Обнаружив в кометах органические вещества, была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) водор..сли, впеч..тление, не..хотно

2) подж..гатель, пр..оритетный, щ..бетать

3) м..ниатюра, заст..лая, опр..вдать

4) пог..сить, в..рхушка, сбл..жаясь

5) (заплести) к..сички, р..скошный, г..ристая (местность)



10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) не..хваченный (переписью), р..зместить, п..дметать

2) раз..ёмный, ин..екция, об..ект

3) не..жатый, бе..дорожье, бе..заботно

4) суб..нспектор, сверх..нтересный, вз..мать

5) пр..обретатель, пр..чудливый, пр..ходящий (домой)



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) удва..вать, крив..зна

2) груш..вый, нищ..та

3) обид..лся, мотылёч..к

4) локт..вой, отверд..вать

5) фланел..вый, заносч..вый



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) умо..шься, вид..мый

2) кле..шь, будораж..вший (воображение)

3) расстро..вшись, повад..шься

4) колыш..щиеся (травы), (они) леч..т

5) взлеле..вший, вер..щий (на слово)



13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дождь продолжался, но (НЕ)СИЛЬНЫЙ, как утром, а слабый, моросящий.

Так и (НЕ)ПОЯВИВШИЙСЯ на сцене ревизор тревожит всех обывателей.

Окно на кухне было (НЕ)ЗАНАВЕШЕНО.

Он решил, (НЕ)ОТКЛАДЫВАЯ, обследовать подземелье.

(НЕ)ПЛОТНО прикрытые двери поскрипывали и пищали.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

(НА)ЗЛО иногда и добром отвечают, а (НА)ВСТРЕЧУ добру и другое добро родится.

(С)ЛЕВА, за барьером, (КАК)БУДТО в гигантском провале, пустынный зал, где происходят все почтовые операции, а над ним возносится стеклянный купол.

Лейтенант, построив весь взвод (ПО)ДВОЕ, повёл нас через лес, (НЕ)СМОТРЯ на наступавшие сумерки.

Я думал, ЧТО(БЫ) мне сказать отцу (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нашего вчерашнего разговора.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ, когда мне привелось (С)НОВА побывать в тургеневском парке, я обратил внимание на большое количество молодых деревьев.



15Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Старший лесник, дли(1)ый и неуклюжий, в галифе из домотка(2)ого сукна, в стира(3)ой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Роман сел на тёплую ещё плиту и долго прислушивался к разным шорохам да к стрельбе за окном.

2) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

4) Скорость космического корабля можно сравнить или со скоростью света или со скоростью звука.

5) За окном гремел гром и дул сильный ветер.



17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Иван Яковлевич бросил перо и (1) откинувшись на спинку стула (2) стал смотреть за окно на (3) залитую лунным светом (4) поляну.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Лариса (1) слушай!
Я не вру нисколько —
Созвучен с сердцем каждый звук стиха.
А (2) ты (3) быть может (4)
Скажешь: "Ну и Колька!" —
И рассмеёшься только: ха-ха-ха!
(Рубцов Н.)



19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В такой день (1) когда полгорода на фронте (2) и (3) когда (4) гремят совсем рядом орудия (5) он не может сидеть дома.


20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Это был такой огромный домина (1) что (2) если пройтись по проспекту, посмотреть на другие здания (3) то просто смешно становилось от сравнения (4) как будто стояли вокруг не дома (5) а скворечники какие-нибудь (6) или будки собачьи.


21Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Долина реки Коаго в Геленджикском районе Краснодарского края имеет образное название «Долина ста водопадов», однако старожилы утверждают: их здесь более трёхсот! (2)Географическое наименование этих водопадов — Широкопшадские. (3)Первым на своём пути туристы встречают Водопад желаний. (4)Люди выбирают камешек и, загадав желание, бросают его в отверстие горы. (5)Попадут — значит, желание сбудется! (6)Следующий могучий водопад называется Мужская сила, чуть дальше свергается с горы водопад Любимый. (7)К водопадам путешественники идут тропой, петляющей по берегу прекрасной горной реки Коаго, по-адыгейски Змейка. (8)Чтобы продолжить путь, надо взобраться на пороги водопадов по специально устроенным лесенкам. (9)Вода освежает разгорячённое лицо, вокруг поют птички, под ногами — ковёр травы.


Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)В речи героя Достоевского Алёши Карамазова были слова, на которые я раньше внимания не обращал, а теперь задумался над ними:

(2) «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома. (3)Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть».

(4)Он призывает мальчиков помнить вот эту минуту, когда они чувствовали себя хорошими. (5)Потому что это воспоминание всегда будет помогать им, как бы жизнь ни ожесточила, ни озлобила их. (6)Алёша Карамазов считает, что одно такое воспоминание может удержать человека от дурного.

(7) При этом Алёша ничего не требует, ничего не проповедует, значит, и спорить в этом смысле с ним не о чем; высмеивать его уверенность – сколько угодно, занятие соблазнительное для некоторых умов и легкое, поскольку Алёша пользуется тут выражениями беззащитно-высокими, торжественными, умилёнными, всё так, но совершает он при всём при этом великое с точки зрения педагогики дело – он душевную, возвышенную минуту называет, очерчивает, выделяет, закрепляет в памяти, превращает для мальчиков в воспоминание. (8)И не просто в воспоминание о чём-то приятном, а в нравственно-сформулированное, определенное напоминание: вот каким ты был прекрасным...

(9)Нет, не может такое доброе воспоминание идти во вред, лучше бы иметь его, чем перебирать в своем прошлом лишь запреты, стыд, раскаянье. (10)То счастье и удовлетворение собой, о котором говорил Достоевский, оно обязывает душу. (11)Оно возбуждает ощущение счастья от хорошего поступка во имя людей или отдельного человека, и это ощущение хочется повторить, оно придает силы, наполняет смыслом жизнь и именно обязывает душу.

(12)Для меня, человека, не сведущего в педагогике, это было открытием. (13)И я стал проверять его, прикладывая к своей жизни и к жизни близких людей.

(14)Мне приходили на ум и другие люди, которые умудрялись, несмотря на все удары жизни, оставаться человечными, стойкими в своей доброте. (15)Больше, чем других, настигали их разочарования, обиды, несправедливости. (16)И всё же они не поддавались злобе, цинизму, унынию. (17)Что помогало им, что поддерживало их дух? (18)Что обязывало их душу сохранять доброту, когда казалось это так невыгодно, когда все было против? (19)Я никогда до конца не мог разобраться в том, как это происходит. (20)И вот теперь я стал думать, что, может, им помогало какое-то воспоминание, принесённое из детства? (21)Может, они посещали своё детство, и оно прибавляло им силы? (22)Может, там хранятся наши запасы безошибочной любви, доброты, радости, веры в будущее?..

(По Д.А. Гранину)*

*Гранин Даниил Александрович (1919 - 2017, наст. фамилия Герман) – русский писатель, прозаик.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является Алёша Карамазов.

2) Доброе воспоминание о детстве помогает взрослому человеку в трудные моменты жизни.

3) Воспитывать ребёнка лучше всего помогают запреты, стыд, раскаяние.

4) Воспоминание о хорошем обязывает душу человека, наполняет жизнь смыслом.

5) Автор убеждён, что бесполезно спорить с литературными героями.



23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Суждение, высказанное в предложении 4, поясняет содержание предложений 2-3.

2) В предложениях 4-6 содержится повествование с элементами описания.

3) Предложение 19 содержит ответ на вопросы из предложений 17-18.

4) В предложениях 14-16 представлено рассуждение.

5) Предложения 7-8 представляют собой повествование.



24Из предложений 12-15 выпишите слово разговорного стиля.



25Среди предложений 12–18 найдите такое(-ие), которое(-ые) соединяется(-тся) с предыдущим с помощью союза, частицы и форм слова. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Чтобы подчеркнуть значение фразы, сказанной Алёшей Карамазовым, Д. Гранин использует такое синтаксическое средство, как _______ («называет, очерчивает, выделяет, закрепляет» из предложения 7). Эмоциональное воздействие на читателей автор усиливает с помощью _______ (предложения 17, 18, 20-22) и тропов______ («душевную, возвышенную минуту» из предложения 7) и _______ («удары жизни» из предложения 14, «запасы ... любви» из предложения 22)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) синтаксический параллелизм

3) антитеза

4) метафора

5) инверсия

6) сравнение

7) лексический повтор

8) эпитет

9) риторические вопросы



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.