Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 313
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №27

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Свободно вращающиеся намагниченные предметы располагаются вдоль оси север – юг. (2)<...> принцип положен в основу действия магнитного компаса, изобретенного в III веке до нашей эры в Китае. (3)Первые компасы не были похожи на современные (как сказано в древнем документе, компас напоминает ложку) и использовались для гаданий. (4)Позже по ним научились определять стороны света и направление. (5)Появление компаса в Европе (XIII век) позволило кораблям надолго выходить в открытое море. (6)Правда, суда часто отклонялись от намеченного курса, потому что компасы были не совсем надёжными приборами.

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В магнитном компасе используется свойство вращающихся намагниченных предметов располагаться определённым образом.

2) Сначала компасы были не слишком надёжны, что приводило к потере нужного направления.

3) Появление в Европе изобретённого китайцами магнитного компаса, пусть и несовершенного и не вполне надёжного, очень способствовало развитию судоходства.

4) Первые компасы использовались не для определения сторон света, а для гадания; не были они похожи на современные и внешне.

5) Хотя первые компасы, изобретённые ещё в Древнем Китае, были не очень надёжны, именно они позволили европейцам начать далёкие морские путешествия.



2Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором(2) предложении текста? Запишите это слово.



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИНЦИП. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИНЦИП, м.

1) Основное, исходное положение какой-н. теории, учения, науки и т.п. Принципы утопического социализма.

2) Убеждение, взгляд на вещи. Держаться твёрдых принципов.

3) мн. нет. Основная особенность в устройстве чего-н. Механизм действует по принципу насоса.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

начАтый

отозвалАсь

дОверху

мозаИчный

недУг



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Впечатление от нового знакомства у меня осталось весьма ДВОЙСТВЕННОЕ.

Редактор потребовала от корреспондента переработать статью так, чтобы материал был максимально ИНФОРМАЦИОННЫМ, но при этом небольшим по объёму.

Лауреат и ДИПЛОМАНТ многих театральных фестивалей, народный театр-студия решил обновить репертуар и в ближайшее время пригласит зрителей на премьеру спектакля.

Предо мною стоял Доуров, спокойный, холёный Доуров, человек, которого, судя по всему, не слишком волновало моё НЕТЕРПИМОЕ отношение к нему.

Там, где танки делали крутые развороты, вместе со снегом в воздух поднималась мёрзлая ГЛИНИСТАЯ пыль.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЖГЁШЬ солому

пара ЯБЛОК

о ШЕСТИДЕСЯТИ сотрудниках

ОБЕИМИ руками

ШОФЁРЫ со стажем



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. ошибка в построении предложения с однородными членами
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Предложения
  1. Получив высшее образование, Михаил с лёгкостью поступил в аспирантуру.
  2. Необходимость в сумке-термосе может возникнуть во время длительной поездки на машине либо по приезду на дачу в жаркий полдень.
  3. Те, кто на самом деле любит природу, никогда не станут браконьерами.
  4. Елизавета очень любила и восхищалась своей матерью.
  5. Лекция профессора была интересна как первокурсникам, так и аспирантам.
  6. Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившую его о своём единственном сыне Борисе.
  7. Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой.
  8. Поезд прибыл в Ярославль согласно расписанию.
  9. В романе-эпопее «Войне и мире» показана история трёх семейств: Болконских, Ростовых и Курагиных.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) ум..ляться (ребенку), пон..зовье, разв..ваются волосы (на ветру)

2) погл..щение, бл..стательный, пос..деть (от горя)

3) зап..вать (лекарство), напр..мик, прет..рпевать

4) просв..щение, скр..петь (сапогами), переж..вать (за родных)

5) соч..тание, бл..стящий, р..систое (утро)



10Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) не..дешний, не..гораемый, бли..сидящий

2) пр..образ, непр..стёганное (одеяло), п..дстрекатель

3) непр..ступная (крепость), пр..стегнуть, пр..страстное (отношение)

4) под...нтегральный, пред..нфарктный, без..мянный

5) спорт..нвентарь, мед..нститут, из..мать



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) запасл..вый, находч..вый

2) подмиг..вать, гуттаперч..вый

3) узбек..кий, скольз..кий

4) сначал.., бревенч..тый

5) сгущ..нка, выкорч..вывать



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) брезж..щий, (они) ненавид..т

2) замеш..нное (тесто), прикле..вший

3) (кузнечики) стрекоч..т, пляш..щий

4) держ..щийся, (тракторы) паш..т

5) потер..нный, раста..ли



13Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Он купил (НЕ)ДОРОГОЙ, но красивый костюм.

На выставке были представлены ранее (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫЕ материалы.

Ученик был (НЕ)ГОТОВ к уроку.

Вовсе (НЕ)РАДОСТНОЕ настроение охватило друзей.

Гости вышли из дому, (НЕ)ОТВЕДАВ угощения.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Следует иметь (В)ВИДУ, что (В)ТЕЧЕНИЕ первой половины романа главный герой не является читателю.

(В)ОБЩЕМ, Чехов озадачил постановщиков «Вишневого сада», (ОТ)ТОГО что назвал пьесу комедией.

И(ТАК), Жуковского ждала почетная отставка (В)ВИДУ совершеннолетия воспитанника – будущего императора Александра II.

(ПО)НАЧАЛУ дела кинокомпании шли неплохо, но (ВО)ВРЕМЯ съемок последнего фильма продюсер разорился.

(В)СВЯЗИ с бывшим в начале декабря в Петербурге возмущением предписано было Ермолову немедленно арестовать Грибоедова «со всей осторожностью, ЧТО(БЫ) тот не имел времени истребить бумаги, до дела касающиеся».



15Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Берестя(1)ые грамоты как памятники древнерусской письме(2)ости представляют для учё(3)ых первостепе(4)ый интерес.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Едва начал брезжить рассвет а мы уже проснулись и вышли на улицу.

2) В кабинете стояли коричневые бархатные кресла да книжный шкаф.

3) Из дверей вылетел ухват гулко ударился о мёрзлую землю и собака медленно пошла со двора.

4) Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом.

5) С песчаной отмели сорвались кулички и с жалобным писком стали летать над протокой.



17Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я слез в канаву (1) вырытую несколько недель назад (2) и (3) согнав заснувшего мохнатого шмеля (4) принялся срывать цветок.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вы (1) конечно (2)
профессор (3)
либерал,
но казачество (4)
пожалуйста (5)
оставьте в покое.
Например (6)
моё положенье беря,
это...
чёрт его знает, что это такое!
(В. Маяковский)



19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ахматова расспрашивала гостя (1) об эмигрантах из России (2) волнение о которых (3) не покидало её (4) все военные годы.


20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кити пробовали передать слова доктора (1) но оказалось (2) что (3) хотя он говорил долго и складно (4) никак нельзя было передать сказанного.


21Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Ангара — река в Восточной Сибири, самый крупный правый приток Енисея. (2)На реке были построены четыре гидроэлектростанции: Иркутская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская. (3)До строительства ГЭС безопасное судоходство было невозможно: Ангара имеет значительный перепад высот. (4)При строительстве плотин были затоплены значительные территории. (5)Вот произведения, в которых Валентин Распутин с болью пишет об этих событиях: «Прощание с Матёрой», «Дочь Ивана, мать Ивана» и другие. (6)В одном из таких произведений мы читаем: «Всё Ангарой понесёт: и детство, и старость, и радость, и горе».


Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Тяжёлая нужда, унизительная нищета, постоянные болезни, рвущая сердце тоска преследовали Исаака Левитана в начале его творческого пути. (2)Однажды молодой художник, работая в лютый мороз над этюдом Москвы-реки, простудился и заболел воспалением лёгких. (3)На лечение ушли последние деньги. (4)Давно было занято-перезанято у всех, не на что было даже купить хлеба.(5)На Арбате жил учитель рисования Ревуцкий. (6)Левитан уныло поплёлся к нему, в ту отвратительную квартиру, которую приходилось посещать в самые безвыходные дни своей жизни. (7)Ревуцкий подённо нанимал молодых художников, задавая им тему картины. (8)Беззастенчивый делец пользовался большой известностью в мещанских и обывательских кругах, сбывая дешёвый товар. (9)Подёнщик-художник заканчивал свой безрадостный труд, Ревуцкий с ним скупо расплачивался, подписывал своим именем картины и отправлялся по невзыскательным клиентам. (10)Вещи Ревуцкого висели во многих купеческих особняках, по трактирам. (11)Упитанное сладкое лицо мошенника самодовольно засияло при виде знакомого художника, о первых успехах которого он знал из газет.

(12)– А-а-а, – протянул он насмешливо, – я думал, вы забыли, в каком арбатском переулке проживает человек, спасающий художников от голодной смерти... – (13)Москва, ведь она неприветливая, чёрствая, скопидомная... (14)Один Ревуцкий готов беззаветно служить искусству.

(15)– Давайте тему, – перебил его Левитан.

(16)– Ах, что вы! – выкрикнул «меценат» манерно.

(17)– Ах, дерзну ли признанному мастеру докучать подсказками!..

(18)– Предупреждаю: плата у меня та же. (19)Левитан сказал резко и прямо:

(20)– Платите, что хотите. (21)Давайте тему!

(22)Он торопливо скинул своё пальто, размотал шарф с шеи и начал тереть руки, разогревая их с мороза. (23)Ревуцкий задумался, поднял глаза на старинную хрустальную люстру.

(24)– Слушайте, – приказал наниматель, – речка, на бережку домик, вокруг домика плетень, развешано разноцветное белье, сушится на солнышке, кругом лес... (25)Ах да, по воде плывет лебедь с лебедятами! (26)Это ходкий мотивчик у моих покупателей... (27)Нанимаю на три дня. (28)Размер – аршин с четвертью на три четверти. (29)Да, да... (30)Небо делайте фиолетовое, воду тёмную...

(31)– Эй, Стёпка, – крикнул он прислуживающему в мастерской рыжему веснушчатому парню, – принеси господину Левитану из кладовой подрамник с натянутым холстом. (32)Да осторожнее, гляди, дуралей, не продави холст лапой, как с тобой это бывает.

(33)...В конце третьего дня Левитан закончил картину. (34)По привычке он чуть не подписал её и, морщась, остановился. (35)Заказчик мельком взглянул, стал искать свою кисть и недовольно забормотал:

(36)– Какая несмелая рука! (37)Эх вы, молодо-зелено, никакого размаха! (38)Раньше писали более подходяще. (39)Вот я сейчас «пройдусь» по ней, и всё заиграет. (40)Смотрите-ка, молодой человек, что значит опытность. (41)Левитан не смотрел, испытывая страшную тоску и отвращение к этой самодовольной бездари, мнящей себя великим мастером. (42)Такие минуты для молодого художника были самыми тяжёлыми, потому что на его глазах глумились над чистым и священным, а он, беспомощно опустив голову, обречённо ждал обещанной платы.

(По И. Евдокимову*)

*Евдокимов Иван Васильевич (1887–1941) — русский писатель, искусствовед, автор книг о жизни и творчестве таких выдающихся художников, как М. Врубель, В. Суриков, И. Репин, И. Левитан.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Учитель рисования Ревуцкий не готов был беззаветно служить искусству.

2) Тяжёлая нужда, унизительная нищета, постоянные болезни, рвущая сердце тоска заставили Исаака Левитана прийти к Ревуцкому.

3) Левитану было стыдно за картину, которую он нарисовал, поэтому художник не стал подписывать её своим именем.

4) Ревуцкий считал себя спасителем всех нуждающихся художников.

5) Дав Левитану два дня на картину, Ревуцкий с нетерпением ждал ходкий мотивчик.



23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 24-30 перечисляются последовательные действия персонажей.

2) Предложения 1-5 указывают на причину того, о чём говорится в предложении 6.

3) В предложениях 12-21 представлено рассуждение.

4) В предложениях 24-30 содержится элемент описания.

5) В предложениях 41-42 представлено рассуждение.



24Из предложений 41-42 выпишите контекстные антонимы.



25Среди предложений 32–37 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личных местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ний).



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Автор, изображая бытовую неустроенность Левитана, использует такое лексическое средство, как А____(«тяжёлая нужда», «лютый мороз» в предложениях 1-2), создающие эмоциональный фон всего текста. Характер Ревуцкого раскрывается благодаря сочетанию таких лексических средств, как Б____ («дуралей», «ходкий мотивчик» в предложениях 26, 32), и приёма В_____ (предложения 12-17), что позволяет показать циничного, бездарного ремесленника, играющего роль благородного служителя искусства, издевающегося над бедным художником. Для передачи напряжённости конфликта между героями автор использует синтаксическое средство - Г___ (предложения 16, 17, 21, 25, 36, 37).»

Список терминов:

1) восклицательные предложения

2) слова разговорного стиля

3) противопоставление

4) литота

5) сарказм

6) парцелляция

7) гипербола

8) эпитеты

9) слова высокого стиля



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.