Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 341
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №20

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Обитающие в Австралии хохлатые бронзовокрылые голуби в буквальном смысле поют крыльями: когда они взлетают, маховые перья издают попеременно два звука — частотой 1,3 кГц, когда крыло идёт вверх, и частотой 2,9 кГц, когда крыло идёт вниз. (2)Оказалось, что «песня перьев» служит сигналом тревоги: оба звука чередуются с разной скоростью в зависимости от того, как часто птица машет крыльями. (3)Если высокие и низкие ноты чередуются не слишком быстро, окружающие голуби сохраняют спокойствие; если же ноты чередуются очень быстро, все вокруг понимают, <...> их товарищ пытается улететь от опасности, и в тревоге снимаются с места.

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Маховые перья австралийских хохлатых бронзовокрылых голубей издают попеременно два звука: частотой 1,3 кГц, когда крыло идёт вверх, и частотой 2,9 кГц, когда крыло идёт вниз.

2) «Пение» перьев хохлатых бронзовокрылых голубей является сигналом тревоги для сородичей, если низкие и высокие звуки чередуются очень быстро.

3) «Песня перьев» хохлатых бронзовокрылых голубей может служить сигналом тревоги для всех остальных птиц, способных различать звуки разных частот.

4) Во время опасности австралийские хохлатые бронзовокрылые голуби могут издавать специальные звуки с помощью перьев.

5) Благодаря способности издавать перьями звуки разных частот, хохлатые бронзовокрылые голуби предупреждают сородичей об опасности: слишком быстрое чередование высоких и низких нот служит сигналом тревоги.



2Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЛУЖИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СЛУЖИТЬ, несов.

1) Делать что-н. для кого-чего-н., выполняя чью-н. волю, приказания, направлять свою деятельность на пользу чего-н. С. своему народу.

2) Исполнять где-н. какие-н. обязанности, работать в качестве кого-н. С. в армии.

3) Быть, являться чем-либо. С. примером. С. доказательством. С. признаком чего-л. Замкнутость мужа служит причиной её беспокойства.

4) Только 3-е л. Выполнять своё назначение. Старые сапоги ещё продолжают мне с.

5) Отправлять церковную службу. С. обедню. С. молебен. С. всенощную. С. панихиду.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прозорлИва

обострИть

диспансЕр

бухгАлтеров

дешевизнА



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Во время похода нам пришлось немало ПЕРЕТЕРПЕТЬ, но домой мы возвращались довольные и совершенно счастливые.

Во время переговоров участниками встречи обсуждены вопросы ГУМАННОЙ помощи.

ГУМАННОСТЬ по отношению к животным нужно проявлять не на словах, а делом.

Слезливый ГУМАНИЗМ знаком каждому, а нам нужен реальный, помогающий и поддерживающий.

С трибуны звучали слова ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ в адрес учителей и родителей.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Вам нужно выбрать одно из двух альтернативных решений.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вдоль ПОБЕРЕЖЬЕВ

ШЕСТЬЮСТАМИ письмами

подписанные ДОГОВОРЫ

КЛАДИТЕ аккуратнее

БОЛЕЕ КРУПНАЯ рыба



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  2. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  3. ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
  4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  5. ошибка в построении предложения с однородными членами.
Предложения
  1. В конце лекции студентка прочитала доклад о повести Булгакова «Собачьем сердце».
  2. В рукописи, относящейся к 1700 году, Ньютон подсчитывает дату Апокалипсиса и приходит к выводу, что конец света возможен не раньше 2060 года.
  3. Создавая проект ландшафтного дизайна участка, архитектором не были учтены климатические особенности местности.
  4. Согласно правил современного делового этикета, первым из лифта выходит тот, кто находится ближе к двери, и неважно, мужчина это или женщина.
  5. Исаак писал, что не собирается предсказать точную дату, а лишь хочет покончить с нелепыми предположениями фанатиков, неоднократно заявлявших о приближении конца света.
  6. Если вести речь о животных, то следует обратить внимание читателя на этого знаменитого исследователя, обладавшего необычайной любознательностью.
  7. Те, кто знал Николая до войны, не мог не заметить перемен в его характере.
  8. Необычна и сама история создания произведения «Мастер и Маргарита»: подобно герою своей книги, писатель бросил в огонь первую редакцию романа.
  9. Международная общественность хорошо понимает и заботится о решении социальных проблем в развивающихся странах.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) пол..гается, ск..чите, накл..няться

2) отр..сль, г..релка, погл..щать

3) разр..дить (обстановку), прик..снуться, притв..рить (ворота)

4) сн..мать, соч..тание, уб..рать

5) уд..рёт, бл..стеть, пон..мание



10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сверх..нициативный, вз..мать, трёх..мпульсный

2) и..коверкать, бе..жизненный, чере..чур

3) меж..языковой, п..еса, двух..этажный

4) пр..образовать, пр..слушиваться, пр..клеить

5) д..красна, не..тснятый (кадр), п..драмник



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) замш..вый, потч..вал

2) перешаг..вающий, во..вать

3) глянц..вый, форел..вое

4) оскуд..вающий, перв..нство

5) изредк.., стоим..сть



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) выдвор..шь, переинач..нный

2) труд..тся (сотрудник), верт..тся (Земля)

3) (ребёнок) боле..т, обрета..мый

4) волну..щаяся, приглаша..мый гость

5) крас..м, пиш..шь



13Определите предложение, в котором НЕ/НИ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Это (НЕ)СЧАСТЬЕ, а горе.

Грачи гуляли в ещё (НЕ)ПОБЕЛЕВШЕЙ ржи.

(НЕ)ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ экспедиции проводились с целью сбора статистических сведений о населении.

В пляс пустились (НЕ)ТОЛЬКО взрослые, но и дети.

Некоторые гималайские вершины, уступая в своей высоте знаменитой Джомолунгме, (НЕ)ВЗЯТЫ альпинистами-любителями до сих пор.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Они приехали в Севастополь и остановились в небольшой, (ПО)ДОМАШНЕМУ обставленной гостинице, ЧТО(БЫ) отдохнуть как следует.

Погода (В)НАЧАЛЕ была хорошая, кричали дрозды, (В)ТИШИ болот слышен был лёгкий звук выходящих на поверхность пузырей газа.

(ПОД)МЫШКОЙ у господина была изысканная трость, (ЗА)ТО шляпа его выглядела старой и повидавшей виды.

Софья Львовна, сама не зная (ОТ)ЧЕГО, минутку плакала молча, потом вытерла слёзы и сказала: «Рита ТО(ЖЕ) с нами, и Володя тут».

(В)ТЕЧЕНИЕ лета сезонная снеговая линия постоянно поднимается (В)ВЕРХ до определённого уровня, который является границей вечных снегов в данный год.



15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3) ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На столе лежали как журналы и газеты так и книги.

2) В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.

3) Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает законы языковой гармонии.

4) Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.

5) Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!



17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Весной (1) выдавленные из недр (2) сваи торчали наперекосяк и играли домиком и так и сяк (3) расшатывая и без того хлипкие стенки (4) и (5) заклинивая окна и двери.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наедине с тобою (1) брат (2)
Хотел бы я побыть:
На свете мало (3) говорят (4)
Мне остаётся жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж ... Да что? моей судьбой,
Сказать (5) по правде (6) очень
Никто не озабочен.
Отца и мать мою (7) едва ль
Застанешь ты в живых ...
Признаться (8) право (9) было б жаль
Мне опечалить их ...
(М.Ю. Лермонтов)



19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.


20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда визжит дверь (1) и раздаются басистые голоса (2) Хижнякову кажется (3) что это пришли к нему и за ним (4) и он долго прислушивается (5) пока поймёт (6) кому принадлежит голос.


21Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Щепкин познал, как он сам выражался, русскую жизнь от лакейской до дворца. (2) Внук и сын крепостного, он томился в неволе у помещика Волькенштейна. (3) Жизненный путь ставшего знаменитым артиста Щепкина продолжался семьдесят пять лет, а из этих семидесяти пяти лет только сорок два года он был свободным человеком. (4) Первые годы службы на московской сцене, о которых свидетельствовали многие современники артиста, принесли ему много разочарований и горести. (5) Но мастерство год от года росло. (6) Игра Щепкина, говорил Герцен, вся от доски до доски была проникнута теплотой, правдивостью. (7) Не зря его называли «не театралом на театре».


Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)На эти размышления меня натолкнул недавно пересмотренный фильм о человеке-пауке. (2)3наю, что у детей этот персонаж очень популярен. (3)Они любят в него играть, надевают костюмы человека-паука, приносят игрушки в виде человека-паука... (4)Словом, это детский кумир наравне с Бэтменом, Суперменом и другими подобными героями. (5)Но героями ли?

(6)Вспомним сюжет фильма. (7)В самом начале мы видим молодого человека Питера, который в жизни не слишком удачлив: работа не клеится, отношения не ладятся, в любви не везёт. (8)Мир не очень дружелюбен к нему. (9)И вот он благодаря стечению обстоятельств превращается в Человека-паука, приобретает как будто вторую натуру. (10)И тут же становится и смелым, и сильным, и ловким. (11)Свои новые способности он использует во благо: вступается за слабых, предотвращает грабежи, сражается за добро и справедливость. (12)Вроде бы что плохого? (13)Прекрасный пример для подражания!

(14)Только вот... снимая костюм Человека-паука, Питер своих новых способностей, конечно, не теряет, но вновь становится обычным человеком — тихим, незаметным обывателем, которому не очень везёт. (15)Свою вторую натуру ему приходится скрывать. (16)Единственное, что он приобретает, — это уверенность и чувство самоудовлетворения: он-то знает, кто на самом деле герой. (17)И в третьей части трилогии Питер от всей души начинает этим гордиться, из-за чего и приходит на тёмную сторону и становится чёрным Человеком-пауком. (18)Получается, что новые способности делают его физически сильным, ловким и выносливым, но не дают ему внутренней силы...

(19)Давайте вспомним другие известные саги современности: «Властелина Колец», «Звёздные войны», «Матрицу». (20)Фродо тоже не обладает исключительными способностями: ни особенного ума, ни доблести, ни силы в нём нет, но ему выпадает роль нести Кольцо, хотя миссия эта ему не по силам, и ему приходится стать и сильным, и смелым, и мудрым. (21)Мы видим, как нелегко это ему дается, как каждый раз он преодолевает сомнения, страхи, ужасы и благодаря этому действительно меняется. (22)Он совершает путь не только внешний от родного дома до страны мрака, но и внутренний и становится героем, хотя вначале героем его точно не назовёшь.

(23)И не его одного. (24) Люка Скайуокера из «Звёздных войн», Нео из «Матрицы» никто не наделял волшебными и необыкновенными способностями пауков или летучих мышей. (25)Их магия и волшебство были в другом: Фродо, Нео, Люк были не одни и сражались не в одиночку, полагаясь только на собственные силы, у них были учителя, которым они верили, и друзья, которых они очень любили. (26)И это посильнее всех волшебных способностей и костюмов, это совсем другая магия, другое волшебство. (27)Вот что им помогало, их спасало, меняло. (28)И они стали героями, которые спасали мир.

(29)Так же, как и у Бэтмена, и Супермена, мы не видим у Питера внутренних изменений, его пути к герою. (30)Способности, которыми эти персонажи стали обладать, и костюмы, которые они надели, не помогли поменяться им самим, а, наоборот, стали маской, за которой так удобно прятаться от собственных неудач. (31)Да, они использовали эти способности во благо, но получили их без усилий, это дар ниоткуда.

(32)Может, поэтому человек-паук и подобные ему персонажи так популярны в наш век комфорта: нам не хочется делать усилий, а хочется, чтобы все доставалось легко.

(33)Я сейчас опять вспомнила о детях, для которых человек-паук — кумир, пример для подражания. (34)Они смотрят на яркую обложку и доверчиво впитывают то, что дает им мир... (35)Какую жизненную модель будут они принимать за чистую монету? (36)Что нужно надевать маску, если хочешь чего-то добиться, что эту маску нужно обязательно скрывать, что всё, что тебе нужно, дается просто так, а не заслуживается, что не надо прилагать никаких усилий, нет смысла меняться?.. (37)Как-то страшно становится. (38)Хорошо, что в народных сказках, которые ещё читают детям, заложены совсем другие модели, хорошо, что и в современных сагах ещё есть настоящие герои!

(39)В одной из частей фильма «Человек-паук» тетя главного героя говорит о том, что в каждом из нас живёт герой и что нужно его пробудить.

(40)Я с ней полностью согласна, но мне не хочется пробуждать в себе Человека-паука. (41)Ведь мы сами выбираем себе героя и пример для подражания, и в наших силах задуматься о том, кому и чему мы следуем.

(В. Куделина)

Варвара Владимировна Куделина – детский психолог, публицист.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Человек-паук не использовал свои способности для блага людей.

2) Человек-паук – это кумир детей, которые играют в супергероя, надевают его костюмы.

3) Многие персонажи героических саг современности проходят путь внутреннего перерождения.

4) В век комфорта не следует стремиться к действиям, ведь многое можно получить и без усилий.

5) Образ Человека-паука показывает детям, что суперспособность дается просто так, а не заслуживается, что не надо прилагать никаких усилий, нет смысла меняться.



23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 22 дан вывод, к которому подводят суждения, высказанные в предложениях 20,21.

2) В предложениях 1-5 представлено рассуждение.

3) Предложения 29-32 включают описание.

4) Предложения 6-13 содержат повествование.

5) В предложении 41 представлен вывод, который следует из предложений 33-37.



24Из предложений 19-28 выпишите слово со значением «жизненная или историческая роль деятеля или организации».



25Среди предложений 24-28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связаны с предыдущим при помощи союза и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Детский психолог В.В. Куделина рассуждает о влиянии образа Человека-паука на детей. Своё отношение к «герою» автор выражает с помощью (А)_____ (предложение 13). Автор противопоставляет этому персонажу образ Фродо, который предстает перед читателем довольно полно с помощью такого синтаксического средства, как (Б)_______ (предложения 20, 21). А в предложении 25 показать источник силы Фродо и других подобных персонажей автору помогает (В)_______. Особенность детского восприятия Человека-паука В.В. Куделина демонстрирует с помощью (Г)________ (предложение 34)».

1) эпитет

2) вопросно-ответное единство

3) ирония

4) развёрнутая метафора

5) ряды однородных членов

6) диалектизм

7) антитеза

8) парцелляция

9) риторический вопрос



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.