Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 26
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №19

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Язык есть нераздельная собственность целого народа. (2)Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он хранится народом как его драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может ни умножиться, ни растратиться. (3)Язык не зависит от частной воли, <...> на практике не подвержен случайностям.

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Народ отвечает за сохранение языка и его преумножение, так как именно народ отвечает за свой язык.

2) Язык, являясь драгоценным сокровищем целого народа, не зависит от чьих-либо желаний, не подвержен случайностям.

3) В судьбе языка не может быть частных желаний, ведь это нераздельная собственность целого народа.

4) Язык и народ неразделимы, но иногда случай может повлиять на появление или исчезновение отдельных слов.

5) Язык хранится народом, поскольку это его нераздельная собственность.



2Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАКТИКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРАКТИКА, -и, жен.

1) Деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-н. в жизни, опыт. Единство теории и практики. Проверить результаты опыта на практике.

2) Приёмы, навыки, обычные способы какой-н. работы. П. преподавания. Существующая судебная п.

3) Работа, занятия как основа опыта, умения в какой-н. области. Без практики не овладеть иностранным языком.

4) Одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путём. Летняя п. студентов.

5) Работа врача или юриста с частной клиентурой или другого частнопрактикующего лица с клиентами. Частная п. Врач с большой практикой (с большим количеством пациентов).



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облЕгчить

новостЕй

избалОванный

вернА

дОсуха



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Иван Матвеевич первый вздумал весь большой участок засадить ДВОЙНЫМ рядом лип.

При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.

Оценку ТЕХНИЧНОГО состояния мостов проводят не реже одного раза в полугодие.

Всех присутствующих огорчил ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ уход коллег из зала заседания редакционной коллегии журнала.

Это было существо ДОВЕРЧИВОЕ, робкое и слабое.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Чтобы оставаться конкурентоспособными, некоторые магазины предлагают более дешёвые цены, что, несомненно, вызывает подозрение у покупателей.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

два ведра БАКЛАЖАНОВ

пара ЦАПЕЛЬ

ПЯТИСТАМИ рублями

К ОБОИМ старикам

ОТБЕГИ в сторону



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  4. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  5. ошибка в построении предложения с однородными членами
Предложения
  1. Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.
  2. В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала поэзию Бориса Пастернака и восхищалась ей.
  3. По приезду в Сочи мы остановились в гостинице «Жемчужина».
  4. В поэтической сказке А.Н. Островского «Снегурочке» показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости.
  5. Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
  6. Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.
  7. Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.
  8. Эта книга, которую я прочитал ещё в детстве, научила меня ценить друзей.
  9. Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) бл..днеть, б..чевание, пр..зидент

2) ц..ничный, бр..згливый, выст..лить

3) раств..римый, переск..чить, разр..стись

4) уд..вительно, прибл..жение, нас..ление

5) л..синые (рога), посв..тить (фонарём), (громко) за..вить



10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) по..сыпать, на..резать, пре..писать

2) фин..нспектор, об..скивать, пред..дущий

3) ра..тревожить, во..клицать, и..ведать

4) пр..ступный (замысел), пр..мкнуть (к движению), пр..мерзкая

5) пр..зреть (сироту), пр..открыть, пр..равнять



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) обескураж..вать, участл..вый

2) яблон..вый, шустр..нький

3) казах..кий (язык), горняц..кий (посёлок)

4) корч..вать, допраш..вали

5) овраж..к, буш..вать



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) (рыба) меч..т (икру), (мельник) перемел..т (муку)

2) (ребятишки) плещ..тся, пряч..щий (ключ)

3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый

4) (женщины) полощ..т (бельё), кудахч..т (куры)

5) испыту..мый, посе..л (рожь)



13Определите предложение, в котором НЕ/НИ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Слушать твои советы – далеко (НЕ)ЛУЧШЕЕ дело.

Некоторые зрители (НЕ)ДОСМОТРЕЛИ спектакль до конца.

Пошли деревянные дома, заборы (НИ)ГДЕ ни души.

Черты лица Манилова были (НЕ)ЛИШЕНЫ приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару.

Из (НЕ)ДОЖАРЕННЫХ поваром цыплят сочилась кровь.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Пережёвывать пищу в клюве птицы не умеют, ЗА(ТО) некоторые способны заглатывать целиком (ПО)ИСТИНЕ гигантскую добычу.

(В)ТЕЧЕНИЕ года в репертуар оркестра вошли русские народные песни и танцы, а ТАК(ЖЕ) произведения современных зарубежных композиторов.

(НА)ВСТРЕЧУ эскадре адмирала Макарова, ТАК(ЖЕ) как и остальные, быстро двигались пограничные катера.

(ПО)ЭТОМУ поводу Роберт ТАК(ЖЕ) решил посоветоваться с тестем, человеком умным и здравым, разбиравшимся в тонкостях юриспруденции.

(НА)СКОЛЬКО успешно мы преодолеваем кризисные ситуации, зависит (ОТ)ТОГО, кого или что мы считаем первопричиной случившегося.



15Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Агитацио(1)ые листки, сорва(2)ые ветром, валялись на мощё(3)ой мостовой, были занесе(4)ы снегом.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В песнях плакала и смеялась любила и негодовала горевала и величалась вся наша тысячелетняя Русь.

2) Та или иная погода устанавливается в зависимости от свойств приходящей воздушной массы.

3) Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник.

4) Картины К. Сомова хорошо известны как в нашей стране так и за рубежом.

5) Дышать стало гораздо легче и голоса под липами звучали по-вечернему отчётливо.



17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Доведённый этим воем (1) чуть не до сумасшествия (2) Лёнька вырвался от него, вскочил на ноги и стрелой помчался куда-то вперёд (3) широко раскрыв глаза (4) ослепляемый молниями (5) падая (6) вставая (7) и (8) уходя всё глубже в тьму.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но равнинная синь не лечит.
Песни (1) песни (2) иль (3) вас (4) не стряхнуть?..
Золотистой метёлкой вечер (5)
Расчищает мой ровный путь.
И так радостен мне над пущей
Замирающий в ветре крик:
«Будь же холоден (6) ты (7) живущий (8)
Как осеннее золото лип».
(С.А. Есенин)



19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Инженер проводил великого комбинатора до самой двери (1) переступить (2) которую (3) он страшился (4) хотя ключ был уже предусмотрительно положен (5) в карман мокрых штанов.


20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

От своих предшественников Марченко получил в наследство много легенд из университетской жизни (1) и (2) если очень хотите(3) то он расскажет вам много длинных и коротких историй (4) которые вы будете слушать с большим интересом.


21Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Нижний Новгород — это город Максима Горького, его детства и взросления. (2)В одном из писем он скажет: «И как я рад, что живу здесь...» (3)Город помнит своего знаменитого земляка и хранит память о нём в созданных музеях: Домике Кашириных и Музее-квартире М. Горького. (4)Домик Кашириных открылся в 1938 году. (5)В нём всё воссоздано по описанию самого Горького в повести «Детство»: кухня, комнаты деда и бабушки, печка с полатями, розги, замоченные в кадке, деревянная скамья для порки провинившихся детей. (6)На улице Семашко, 19, Горький живёт в Нижнем уже будучи известным писателем. (7)Это очень большая квартира: здесь множество комнат, есть кабинет и детская, имеется просторный зал, где стоял рояль и богатая библиотека. (8)Многие известные люди: В. Короленко, Н. Гарин-Михайловский, П. Мельников, Ф. Шаляпин — приходили сюда, в так называемую «горьковскую академию».


Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота на Шереметьево, взгляд вдруг выхватил на рекламном щите сурово-требовательное лицо воина с красной звёздочкой на каске: «Ты записался добровольцем?» (2)Такое знакомое лицо, внезапно опрокидывающее тебя в военное лихолетье, когда плакаты, зовущие в бой, были такой же приметой дня, как сегодня соблазняющая на красивую жизнь реклама.

(3)Это и была реклама... дома отдыха! (4)Суровый боец звал... «в поход на русские бани и сауны». (5)Ну и ну...

(6)— Да это просто прикол такой, — не разделил моего недоумения молодой коллега. — Юмор.

(7)Дохихикались... (8)Вы обратили внимание на это всемирное хихиканье, на этот утробный юмор, ёрничанье, глумливую усмешку, становящиеся стилем жизни? (9)Но есть же, должны быть события, понятия, чувства, не подвластные упражнениям в остроумии!

(10)Не успела прийти в себя от оскорбительной безвкусицы, как снова на дороге военный плакат. (11)Знаменитая скорбно-суровая женщина в алом: «Родина-мать зовёт!» (12)Не на чёрные штыки, грозно поднимающиеся у неё за спиной, зовёт, нет. (13) Зoв продолжен ныне так: «Родина-мать зовёт отдыхать». (14)Таков слоган дня, оказывается. (15)А вместо военной присяги у неё в руке... «путёвка: ночной клуб, ресторан, русские бани». (16)Самое время поёрничать над военной присягой? (17)А Родине-матери звать в ночной клуб?

(18) Было время натужного пафоса, лицемерно-декларативной патриотичности, когда искренность, честность сопротивлялись употреблению святых слов всуе. (19)Как говорил старый бакенщик Паустовского: «Всё кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина, — за стогами». (20)Но это не снижение, а приближение к нам дорогого понятия. (21)Военные плакаты, превращённые в рекламу, хотели или не хотели того её создатели, рассчитаны именно на снижение. (22)Но Родина — дом человека. (23)А не дом циника всё же.

(24)Как смотрит на эти плакаты-рекламы тот, не плакатный, настоящий доброволец, что, израненный, больной, дожил до сегодняшнего дня? (25)И дожил не в хоромах? (26)Впрочем, вряд ли наши ветераны ездят по дороге в аэропорт, ворота страны, которую они исходили своими ногами в войну. (27)И уж никак не могут интересоваться ветераны домом отдыха, где плата за день стоит их полумесячной пенсии. (28)Тогда зачем дорогие понятия — снова всуе? (29)Прямо напротив плакатов, через дорогу, — знаменитые «ежи».

(30)Последняя линия обороны. (31)3десь все воины, отвечая на зов Родины-матери, не пропустили врага. (32)И погибли.

(33)Не хочется впадать в пафос, говорить громкие слова «кощунство», «исторический нигилизм», но превращать эпос, каким была Великая Отечественная, в анекдот — как ещё назвать, подскажите?

(По И. Руденко*)

*Инна Руденко — известный российский журналист.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Знаменитые плакаты военных лет могут быть превращены в рекламу.

2) Глумливое «хихиканье» над историческим прошлым нашей страны для многих становится стилем жизни, удачным рекламным ходом.

3) Наши ветераны, защищавшие Родину в трудное для неё время, сейчас имеют достойную пенсию, позволяющую им лечиться в санаториях и ездить в дома отдыха.

4) Образы на плакатах, некогда вдохновлявших наш народ на защиту Отечества, коммерсанты превратили в рекламу, «прикол», «юмор».

5) Ветеранам, к счастью, не довелось увидеть чёрную неблагодарность своих потомков.



23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 7-9 представлено рассуждение.

2) В предложениях 19-20 содержатся примеры к тезису, высказанному в предложении 6.

3) В предложении 1 содержится описательный фрагмент.

4) Предложение 12 объясняет причину того, о чём говорится в предложении 11.

5) Предложение 14 поясняет высказывание в предложении 13.



24Из предложений 18–20 выпишите книжное слово со значением: «Напрасно, зря, без необходимости».



25Среди предложений 19–27 найдите такое(-ие), которая(-ые) связано(- ы) с предыдущим с помощью противительного союза и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(ий).



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Рассказывая о своём впечатлении от увиденного, И. Руденко использует лексическое средство (А) _______ (предложение 10). Её душевное состояние понятно: в синтаксисе (Б) _______ (предложения 16, 17) передают боль и недоумение, и эти чувства объяснимы. Ведь нынешнее поколение относится к подобной рекламе спокойно, и лексическое средство (В) _____ («прикол» в предложении 6) подчёркивает это. Однако (Г) ______ («всемирное хихиканье», «утробный юмор», «глумливая усмешка»), которые она использует, характеризуя происходящее, отражают мнение не только этой журналистки, но и большинства людей, для кого слово «Родина» не пустой звук».

1) риторическое обращение

2) фразеологизм

3) жаргонизм

4) антитеза

5) синтаксический параллелизм

6) эпитеты

7) метафора

8) сравнительный оборот

9) риторический вопрос



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.