Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ по русскому языку. 2023 год. Тренировочный вариант №2

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Первая экспедиция Христофора Колумба (1492–1493 гг.) на судах «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья» вышла из Палоса 3 августа 1492 г. От Канарских островов суда повернули на запад, пересекли Атлантический океан, открыв Саргассово море, и достигли острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге. Христофор Колумб высадился на острове 12 октября 1492 г. (официальная дата открытия Америки). Затем Колумб посетил ряд других Багамских островов, открыл и обследовал участок северо-восточного побережья Кубы, достиг острова Гаити и двинулся вдоль его северного берега. Колумб на корабле «Нинья» в январе 1493 г. вернулся в Испанию.

В ходе второй экспедиции (1493–1496 гг.) Колумб открыл острова Доминика, Гваделупа, совершил поход в глубь острова Гаити, открыл южный берег Кубы и ещё около 20 островов в составе Малых Антильских островов. Весной 1496 г. Колумб отплыл обратно на Родину и при королевском дворе объявил об открытии нового пути в Азию.

В ходе третьей и четвёртой экспедиций (1498–1504 гг.) было открыто несколько островов в Карибском море и Карибское побережье Америки. Основной целью экспедиций Колумба был поиск нового пути в Индию. Открытые земли Колумб считал восточной частью Азии, восточным берегом или Китая, или Японии, или Индии, <...> за этими землями закрепилось название Вест-Индия. Эти открытия способствовали пересмотру средневековых представлений о Земле и возникновению Испанской колониальной империи. Имя Колумба носят несколько географических объектов в Америке.

1Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это наречие.

2В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЭКСПЕДИЦИЯ. Поездка, поход группы лиц, отряда с каким-л. специальным заданием. Спасательная экспедиция. Отправиться в экспедицию на Камчатку.

2) ДОСТИЧЬ. чего Дойти до какого-л. уровня, предела в своём развитии, проявлении, в каких-л. изменениях. Достичь высшей ступени развития. Трава достигла человеческого роста.

3) ОТКРЫТЬ. Обнаружить, заметить что-л. (ранее не замечаемое, непонятное или скрываемое); установить что-л. путём исследований, наблюдений. Открыть новую планету, звезду. Открыть нефтяные месторождения.

4) ДВОР. Участок земли при доме, огороженный забором или стенами зданий. Въехать во двор. Вход в дом со двора.

5) ЦЕЛЬ. То, во что целятся, стремясь попасть при стрельбе, метании, броске, ударе. Воздушная цель. Движущаяся цель.

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст характеризуется рядом черт и языковых особенностей, свойственных публицистическому стилю: преобладанием общеупотребительной лексики, отказом от узкоспециальной терминологии; ярко выраженной позицией автора.

2) Жанр текста – репортаж, поэтому задача автора текста – поделиться своими впечатлениями и мыслями по поводу экспедиций Христофора Колумба.

3) Текст относится к научному стилю, поэтому отличается сдержанностью тона изложения, фактологической точностью. Автор использует географические термины (остров, побережье, архипелаг), географические названия, имена собственные, даты.

4) Усложнённость синтаксиса текста создаётся за счёт использования рядов однородных членов предложения, вставных конструкций.

5) В заключительном абзаце текста излагаются выводы, содержащие аналитическую оценку заслуг Христофора Колумба.

4Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) сверлИт

2) опломбировАть

3) мусоропрОвод

4) крАлась

5) прОживший

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ кашель у ребенка нередко является симптомом серьезного заболевания.

В БОЛОТИСТОЙ почве содержится мало кислорода и питательных веществ, необходимых растениям.

Школьники получили театральный абонемент, ДЕЙСТВЕННЫЙ в течение года.

Выйдя замуж, Анна взяла ДВОЙНУЮ фамилию.

Адъютант с ПОЧТИТЕЛЬНЫМ и бесстрастным видом отдал честь.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

На способах получения дополнительных бонусов мы остановимся подробнее.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ИХ желанию

вряд ли СОЛГЁТ мне

КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж

хорошие ДОКТОРА

в ДВЕ тысячи двадцать третьем году

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
  2. ошибка в построении сложного предложения
  3. ошибка в построении предложения с причастным оборотом
  4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
  5. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Предложения
  1. Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящее из артистов Мурманского драмтеатра.
  2. Получив письмо от Маши, перед Гринёвым возникла трудная задача.
  3. Спор – это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.
  4. На собрании решили подвести итоги тому, чему нас научила работа в новых условиях.
  5. Присоединив Коломну к Московскому княжеству, князь Даниил мог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.
  6. Администрация города, в том числе мэр, несколько депутатов и членов комиссий, также присутствовали на открытии музея.
  7. Те, кто увлекается творчеством Пушкина, знают, что он писал поэму «Бориса Годунова» в Михайловском.
  8. Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.
  9. Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) рац..он, ц..гане, соц..альный

2) г..рмоничный, вым..кнуть (под дождём), сотв..рение (мира)

3) пл..вчиха, прик..сновение, заг..релый

4) п..строватый, ст..лист, разл..нованный

5) ж..нглёр, кр..ссворд, возл..жение (венков)

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) светопр..ставление, пр..исполниться, пр..богатый

2) под..грать, пост..ндустриальный, с..мпровизировать

3) бе..заботный, и..мучить, ни..вергнуть

4) пре..рассветный, по..крахмаленный, на..пиленный

5) об..греватель, нед..печенный, н..испособнейший

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) никел..вый, достра..ваться

2) реснитч..тый, издавн..

3) проповед..вать, красн..ватый

4) январ..кий, узбек..кий

5) милост..вый, пальт..цо

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) ла..щий (щенок), (гости) обид..тся

2) до..щий (коров), (кухарки) вар..т

3) присоединя..мый, законч..нный

4) обид..шься, обнаруж..вший

5) (угли) тле..т, ма..щийся

13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Эта стратегия вовсе (НЕ)РЕАЛИСТИЧНАЯ.

(НЕ)ПРАВИЛЬНО понятая задача не имеет верного решения.

Ваше предложение (НЕ)ПЕРСПЕКТИВНОЕ, а вообще – редкая глупость!

(НЕ)ВЛЕЗАЙ – убьёт!

Осень приходит робко, почти (НЕ)ДЫША.

14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Я опоздал (В)ВИДУ личных обстоятельств, (ЗА)ЧТО прошу меня извинить.

(В)ТЕЧЕНИЕ дня уделяйте внимание главному – иначе (В)РАЗ истратите отпущенное время.

Держите документ (НА)ГОТОВЕ, ПОТОМУ(ЧТО) времени мало.

Алексей летел (НА)ПРОПАЛУЮ, (ДО)ВЕРХУ полный ослепляющей решимостью.

(ПО)ВЕСЕННЕМУ хлюпают лужи, но в душе ПОЧЕМУ(ТО) зима.

15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Приветливый старик в холсти(1)ой рубахе с несвойстве(2)ой ему торопливостью разжигает печурку, ставит на стол топлё(3)ое в печи молоко, запечё(4)ую в золе картошку, сушё(5)ые ягоды, предлагает ненадёва(6)ый тулупчик.

16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я имею поручение как от судьи так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.

2) Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

3) В Древней Греции не было ни секундомера ни рулетки ни точных весов.

4) Дружба да братство дороже всякого богатства.

5) На рубежах русской земли начали мелькать низкорослые лошадки воинов-степняков и вот по славянским городам рассыпались гонцы с призывами высылать дружины для общего отпора неприятелю.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише (6) и тише.

18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй (1) прощальный свет (2)
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,
– Помедли, помедли (3) вечерний день (4)
Продлись, продлись (5) очарованье.
Пускай (6) скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О (7) ты (8) последняя любовь!
Ты (9) и блаженство, и безнадежность.

(Ф.И. Тютчев)

19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я думал (1) что (2) никогда не поверю тому (3) кто мне скажет (4) что (5) эта жизнь, с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи, лишена смысла и разума.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сороки заботливо ухаживают за своим потомством (1) и (2) когда подросшие птенцы вылетают из своего гнезда (3) родители начинают обучать их сорочьим хитростям.

21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Онежское озеро — самое популярное у посещающих Карелию туристов место. (2)Здесь находятся знаменитые петроглифы — неолитические наскальные рисунки на мысах Бесов нос, Пери нос и Карецкий нос. (3)Кроме того, здесь расположен известный на весь мир заповедник Кижи, а также окрестности Медвежьегорска, печально знаменитые захоронениями жертв политических репрессий. (4)В свою очередь, Приладожье — ещё один южный район Карелии — привлекает туристов мягким климатом, карельскими лесами и скалами. (5)Сюда приезжают посмотреть старинный городок Сортавалу, Валаамский архипелаг и монастырь, древний Олонец. (6)Именно в Приладожье расположен горный парк «Рускеала» — заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Но вскоре со мной произошла история, которая завершила переворот в моём сознании. (2)Я уже вышла замуж, у меня был маленький сын, было лето, он жил вместе с моей свекровью возле Дома творчества в Болшеве, иногда я приезжала, чтобы отпустить её по делам. (3)Вечером с верхнего этажа зашла очень красивая пожилая дама, которая приходила к свекрови пить чай и беседовать о внуках. (4)Кажется, звали её Лидия Алексеевна. (5)У неё был шёлковый голубой халат. (6)Очень стройная и красивая. (7)Как потом выяснилось, в юности она была балериной. (8)Мы мирно пили чай, дети были уложены, шёл июнь, и закат был поздним, а светлый вечер навевал мирное состояние духа. (9)Моя соседка говорила о довоенном Ленинграде, о театрах, о знаменитостях. (10)Я, честно говоря, её слушала невнимательно. (11)Но упоминание Ленинграда всегда выносило меня мыслями на войну и блокаду. (12)Я не замедлила спросить её:

-(13)А во время войны вы тоже были в Ленинграде?

-(14)В блокаду я не была в Ленинграде, - почти по слогам произнесла она и замолчала. (15)Молчание было столь продолжительным, что я заерзала на стуле, не зная, как выбраться из столь неловкой ситуации. (16)Я видела, что моя собеседница так далеко от меня, что неизвестно, вернётся она на эту кухню или нет.

- (17)В блокаду, да и раньше, с 1939 года, я была в лагере жён врагов народа – в «Алжире», так его тогда называли, - сказала она, будто бы внутренне прислушивалась к себе.

- (18)А сколько лет вы там были?

- (19)Восемь лет!

- (20)Почему?

- (21)Я пришла в Большой дом узнать о судьбе моего арестованного мужа, он был физик. (22)Меня тут же взяли!

(23)С этого момента время перестало течь, оно встало. (24)Когда я очнулась, было светло, как оказалось, занимался рассвет. (25)Это было среди казахских нераспаханных земель, где теперь стоит город Целиноград. (26)Жёны дипломатов и писателей, маршалов и командиров, пианистки и певицы, актрисы и балерины, домашние хозяйки были брошены на распахивание твёрдых степных земель. (27)Красивые, умные, образованные. (28)Мирра Фройд (племянница Фрейда), Кира Пильняк (жена писателя), первая жена Гайдара, сестра Тухачевского. (29)Вечером, после двадцати часов работы, после раскалывания льда, чтобы напиться, счищая изморозь со своих подруг, измученных тяжкой работой, они всё-таки садились кругом и устраивали литературно-музыкальные вечера. (30)На губах или расчёсках исполнялись все известные симфонии, оперы. (31)Шопен, Вивальди, Бетховен в исполнении лучшей пианистки страны! (32)Наизусть читали главы из книг, пересказывали романы, кто-то знал даже «Анну Каренину», и из вечера в вечер они слушали страницу за страницей. (33)Сама Лидия Алексеевна читала наизусть «Алые паруса» Грина.

-(34)Этот страшный лагерь был моим университетом, там я обрела друзей, с которыми не расставалась всю жизнь. (35)Там было множество горя. (36)Что говорить про отобранных детей, расстрелянных мужей, исчезнувших родственников! (37)Но мы старались оставаться людьми.

(38)Начальник лагеря Баринов был человек удивительный. (39)Во-первых, наши женщины учили его детей иностранным языкам, он нас жалел. (40)Когда началась война, стали приходить составы с уголовниками. (41)Это были самые страшные времена; уголовники считали себя «чистыми», а осквернение и мучение женщин, сидящих по политическим статьям, считалось у них правым делом. (42)И однажды Баринов собрал уголовников и сказал им: «Здесь сидят честные матери и честные жены; если хоть у одной из них с головы упадёт волос, вы будете иметь дело со мной». (43)Уголовники утихли.

(44)После того как её срок закончился, за ней приехала мать и увезла домой. (45)Но все эти встреченные люди навсегда остались с ней. (46)Она ещё много рассказывала, и чем больше она говорила, тем сильнее подымался в моей крови какой-то тёмный ужас. (47)Словно это я была виновата в её судьбе, словно я что-то делала не так. (48)Я трясла головой и вспоминала, что нет, я здесь, в 1986 году, и никакого отношения к той жизни не имею.

(49)Но горечь не уходила.

(50)Я чувствовала себя героем пьесы Ибсена «Привидения», который был должен платить за грехи отцов…

(по Н.А. Громовой*)

*Наталья Александровна Громова – российский прозаик, драматург, историк литературы, литературовед, член Союза писателей Москвы. Данный фрагмент - отрывок из архивного романа «Ключ. Последняя Москва» (2013 г.)

22Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Лидия Алексеевна рассказывает о страшных днях, проведённых в блокадном Ленинграде.

2) История жизни Лидии Алексеевны не произвела впечатление на главную героиню.

3) Начальник лагеря относился к женщинам с жалостью, защищал их.

4) Муж Лидии Алексеевны был физиком.

5) Лагерь для жён врагов народа находился в Московской области.

23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-3 содержится повествование.

2) В предложении 8 перечислены последовательные действия персонажей.

3) В предложениях 23-26 представлено рассуждение.

4) В предложении 42 указывается причина того, о чём говорится в предложении 43.

5) В предложениях 45-50 представлено рассуждение.

24Из предложений 30-35 выпишите фразеологизм со значением «личный жизненный опыт, который сформировал личность, убеждения, принципы человека».

25 Среди предложений 26-33 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слова и лексического повтора. Запишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«В отывке из книги Н. Громовой повествуется о судьбах реальных людей. Создавая образ жён врагов народа, автор передаёт воспоминания Лидии Алексеевны, используя такие синтаксические приёмы, как (А)___ (предложения 26-28, 30) и (Б) ____ (предложение 19, 22, 31, 36). Отношение героини к происходящему выражается с помощью художественных определений (В)___ («страшный лагерь» в предложении 34, «самые страшные времена» в предложении 41). Рассказ свидетеля из прошлого не оставляет равнодушным автора, что подтверждают яркие (Г)____ (например, «подымался в моей крови какой-то тёмный ужас» в предложении 46)

1) диалог

2) восклицательные предложения

3) разговорная лексика

4) эпитеты

5) противопоставление

6) парцелляция

7) однородные члены предложения

8) метафоры

9) вопросно-ответная форма изложения

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.