Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 156
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2020 год. Вариант №21

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Врачи давно заметили, что люди, работающие в шахтах на добыче каменной соли, калийных солей, почти не страдают лёгочными заболеваниями. (2) <...> возникла спелеотерапия, основанная на положительном влиянии на организм человека среды соляных естественных и искусственных пещер. (3)Эта среда отличается специфическим микроклиматом (важно прежде всего его постоянство), стерильной чистотой воздуха, в котором отсутствуют аллергены, но зато есть полезные для человека ионы калия, магния и других микроэлементов.

1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Шахтёры заметили, что среда соляных пещер отличается специфическим микроклиматом, стерильной чистотой воздуха, в котором отсутствуют аллергены, но зато есть полезные для человека ионы калия, магния и других элементов.

2) Врачи заметили, что люди, работающие в соляных шахтах, меньше болеют лёгочными заболеваниями, в результате чего возникла спелеотерапия, в основе которой - положительное влияние на организм человека среды соляных пещер: постоянного микроклимата, чистого, без аллергенов, воздуха, полезных ионов.

3) Спелеотерапия, основанная на положительном влиянии на организм человека естественных пещер, активно применяется современными врачами в комплексном лечении тяжёлых лёгочных заболеваний у людей, работающих в шахтах на добыче каменной соли и калийных солей.

4) Врачи давно заметили, что люди, работающие в шахтах на добыче каменной соли, калийных солей, никогда не страдают лёгочными заболеваниями, потому что в соляных пещерах отсутствуют ионы калия и магния.

5) Спелеотерапия возникла в результате наблюдения врачей за людьми, работающими в соляных шахтах и, как оказалось, почти не страдающими лёгочными заболеваниями, ведь среда соляных пещер благодаря постоянству микроклимата, стерильной чистоте воздуха и наличию полезных ионов положительно влияет на организм человека.



2Самостоятельно подберите указательное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в шестом(6) предложении текста. Запишите это наречие.



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ, -ая,-ое; -лен, -льна.

1) Выражающий согласие, одобрение, утвердительный. Положительное решение. Положительная оценка. П. ответ

2) Полезный, существенный, заслуживающий одобрения. П. результат. П. факт. Положительное явление.

3)полн. ф. В математике: представляющий собой величину, взятую со знаком «плюс» (+), большую, чем ноль. Положительное число.

4) полн.ф. Относящийся к тому виду электричества, материальные частицы которого называются протонами (спец.) П. электрический заряд.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

каталОг

углубИть

прорвалА

позвонИм

врУчит



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Внимательный приём и ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ беседа являются залогом установления прочных деловых отношений.

Морская тактика, говорил Макаров, представляет собою науку, которая учит, как с наибольшей ВЫГОДНОСТЬЮ использовать свои корабли в борьбе с противником.

Хозяин, не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, поспешно вышел из гостиной и первым протянул необычному гостю руку для крепкого рукопожатия.

Информацию о НАЛИЧИИ билетов на детские спектакли можно получить в кассах драматического театра.

Во время наступления танковой дивизии удалось сломить ВРАЖЕСКУЮ оборону противника.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Не всегда удаётся легко усвоить правильное правописание того или иного слова, поэтому приходится использовать ассоциативные приёмы запоминания.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд

за СЕМЬЮ замками

пачка МАКАРОН

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

этот торт более ВКУСНЕЕ



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Грамматические ошибки
  1. ошибка в построении предложения с однородными членами
  2. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Предложения
  1. В лицее обучали точным наукам и говорить на английском языке.
  2. Благодаря работе режиссёра фильм завоевал не одну награду на международных конкурсах.
  3. Получить необходимый балл на устном экзамене можно благодаря таких качеств ученика, как умение говорить и слушать.
  4. Сдавленная горными породами магма время от времени со взрывами поднимается вверх, и тогда случаются извержения.
  5. Неандертальцы знали, что такое огонь, и умело изготавливают оружие.
  6. На днях открывается рассказывающая выставка о людях-героях.
  7. Прочитав письмо, Андрею показался странным почерк его автора.
  8. Когда я прихожу домой, пёс встречает меня дружеским лаем.
  9. Говоря о технике бурения, я обращусь к некоторым невероятным фактам.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) к..собокий, г..рящий, м..кет

2) приб..рёт, р..скошный, м..ровоззрение

3) изб..рательный, вым..кнуть, разд..рёшь

4) д..ревня, м..кинтош, к..совица

5) заск..чить, р..стовщик, приг..реть



10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..небрежение, пр..рвать, камень пр..ткновения

2) на..пись, о..толкнуть, пре..писание

3) контр..ск, дез..нформация, двух..гольный

4) всеоб..емлющий, без..апелляционный, раз..ярённый

5) ра..пад, бе..кровный, бе..шумный



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) искаж..нный, (на улице) свеж..

2) завистл..вый, процентщ..ца

3) расщел..на, выздоров..вший

4) присва..вать, меньш..нство

5) приворж..вая, кресл..це



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) чекан..щий (шаг), (снега) та..т

2) люб..щий читать, (дорожки) обледене..т

3) неотъемл..мый, пропол..шь (грядки)

4) стел..щийся (туман), (ежи) кол..тся

5) посмотр..шь, озадач..вший



13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Портрет ещё (НЕ)ОКОНЧЕН, но слава о художнике быстро облетела город.

Чудесное, никем и никогда (НЕ)ВИДАННОЕ зрелище захватывает практически всех зрителей, а меня просто очаровывает.

Тянулась глубокая осень, уже (НЕ)СЫРАЯ, дождливая и навевающая хандру и скуку, а сухая, ветреная, освежающая.

Валентин Иванович шёл (НЕ)СПЕШНЫМ, но решительным шагом.

Каких только весёлых и поучительных историй (НЕ)УСЛЫШИШЬ, когда все матросы соберутся в кубрике.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, БУДТО(БЫ) полились радостные весенние слёзы.

Туман был (НА)СТОЛЬКО плотен, что сверху казалось, (КАК)БУДТО в синюю чашу налито голубое молоко.

(В)НУТРИ помещения библиотеки было тепло и уютно, (ПО)ЭТОМУ уходить отсюда не хотелось.

Организм человека способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

В отличие от других притоков Москвы-реки, заключённых в трубы, Яуза остаётся открытой (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего русла, ДА(ЖЕ) в черте города.



15Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Мощё(1)ые плитняком дворы с четырёх сторон были окруже(2)ы непрерывною цепью построек, входа с улицы в дома не было, и сначала нужно было войти в каме(3)ые низкие ворота с железною решёткою.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.

2) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.

3) Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.

4) Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто.

5) Время было осеннее и утренние морозы уже раскрасили деревья и травы в тёмно-фиолетовые и золотисто-оранжевые тона.



17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка (1) моя родная (2)
Ты (3) княгиня молодая!
Посмотрите (4) вы (5) туда:
Едет (6) батюшка (7) сюда».

(А. С. Пушкин)



19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Минутный приступ нерешительности (1) в течение которого (2) альпинист размышлял о возвращении на базу (3) уступил место приливу сил (4) и желанию добиться цели во что бы то ни стало.


20Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мать всегда беспокоилась (1) когда сын исчезал из дома надолго (2) и (3) если бы не запрет отца (4) она держала бы его возле себя вечно.


21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ.

(1)Недалеко от берега Телецкого озера, в северо-восточной части Республики Алтай расположен Ко́рбу — водопад на реке Большая Корбу, впадающей в Телецкое озеро. (2)На всем своём небольшом пути река образует маленькие водопады и затем обрушивается с водопадом Корбу. (3)Высота водопада - 12,5 метров. (4)Алтайское название Корбу (точнее, «Корбо») в переводе на русский язык означает «ветка». (5)Единственный способ добраться до этого уникального места Корбу — прогулка на катере по озеру. (6)Водопад, как и весь правый берег озера, находится на территории Алтайского государственного природного биосферного заповедника. (7)Выход на берег и подступы к водопаду оборудованы специальными площадками и лестницами. (8)Вокруг водопада – живописная заповедная природа. (9)Слева практически отвесно подступают высокие скалы, справа – крутой берег, поросший густым лесом.


Прочитайте текст и выполните задания 21–26.

(1)От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография. (2)Групповой портрет с классным руководителем в центре, девочками вокруг и мальчиками по краям. (3)Фотография поблёкла, края, смазанные ещё при съёмке, сейчас окончательно расплылись; иногда мне кажется, что расплылись они потому, что мальчики нашего класса давно отошли в вечность, так и не успев повзрослеть, и черты их растворило время. (4)Из сорока пяти человек, закончивших когда-то 7 «Б», до седых волос дожило девятнадцать. (5)Мне почему-то сейчас не хочется вспоминать, как мы убегали с уроков, устраивали толкотню в раздевалке, чтобы хоть на миг прикоснуться к той, которую любили настолько тайно, что не признавались в этом самим себе.

(6)А ещё мы с детства играли в то, чем жили сами. (7)Классы соревновались не за отметки или проценты, а за честь написать письмо папанинцам или именоваться «чкаловским», за право побывать на открытии нового цеха завода или выделить делегацию для встречи испанских детей.

(8)И ещё я помню, как горевал, что не смогу помочь челюскинцам, потому что мой самолёт совершил вынужденную посадку где-то в Якутии, так и не долетев до ледового лагеря. (9)Самую настоящую посадку: я получил «плохо», не выучив стихотворения. (10)Потом-то я его выучил: «Да, были люди в наше время…» (11)А дело заключалось в том, что на стене класса висела огромная самодельная карта и каждый ученик имел свой собственный самолёт. (12)Отличная оценка давала пятьсот километров, но я получил «плохо», и мой самолёт был снят с полёта. (13)«Плохо» было не просто в школьном журнале: плохо было мне самому и немного – чуть-чуть! – челюскинцам, которых я так подвёл.

(14)Я часами смотрю на выцветшую фотографию, на уже расплывшиеся лица тех, кого нет на этой земле: я хочу понять. (15)Ведь никто же не хотел умирать, правда?

(16)А мы и не знали, что за порогом нашего класса дежурила война. (17)Мы были молоды, а незнания молодости восполняются верой в собственное бессмертие. (18)Но из всех мальчиков, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо.

(19)Улыбнись мне, товарищ. (20)Я забыл, как ты улыбался, извини. (21)Я теперь намного старше тебя, у меня масса дел, я оброс хлопотами, как корабль ракушками. (22)По ночам всё чаще и чаще слышу всхлипы собственного сердца: оно уморилось. (23)Устало болеть.

(24)Я стал седым, и мне порой уступают место в общественном транспорте. (25)Уступают юноши и девушки, очень похожие на вас, ребята. (26)И тогда я думаю, что не дай им Бог повторить вашу судьбу. (27)А если это всё же случится, то дай им Бог стать такими же.

(28)Между вами, вчерашними, и ими, сегодняшними, лежит не просто поколение. (29)Мы твёрдо знали, что будет война, а они убеждены, что её не будет. (30)И это прекрасно: они свободнее нас. (31)Жаль только, что свобода эта порой оборачивается безмятежностью…

(32)В девятом классе Валентина Андроновна предложила нам тему свободного сочинения «Кем я хочу стать?». (33)И все ребята написали, что они хотят стать командирами Красной Армии. (34)Да, мы искренне хотели, чтобы судьба наша была суровой. (35)Мы сами избирали её, мечтая об армии, авиации и флоте: мы считали себя мужчинами, а более мужских профессий тогда не существовало.

(36)В этом смысле мне повезло. (37)Я догнал в росте своего отца уже в восьмом классе, а поскольку он был кадровым командиром Красной Армии, то его старая форма перешла ко мне. (38)Гимнастёрка и галифе, сапоги и командирский ремень, шинель и будёновка из тёмно-серого сукна. (39)Я надел эти прекрасные вещи в один замечательный день и не снимал их целых пятнадцать лет. (40)Пока не демобилизовался. (41)Форма тогда уже была иной, но содержание её не изменилось: она по-прежнему осталась одеждой моего поколения. (42)Самой красивой и самой модной.

(43)Мне люто завидовали все ребята. (44)И даже Искра Полякова.

– (45)Конечно, она мне немного велика, – сказала Искра, примерив мою гимнастёрку. – (46)Но до чего же в ней уютно. (47)Особенно, если потуже затянуться ремнём.

(48)Я часто вспоминаю эти слова, потому что в них – ощущение времени. (49)Мы все стремились затянуться потуже, точно каждое мгновение нас ожидал строй, точно от одного нашего вида зависела готовность этого общего строя к боям и победам. (50)Мы были молоды, но жаждали не личного счастья, а личного подвига. (51)Мы не знали, что подвиг надо сначала посеять и вырастить. (52)Что зреет он медленно, незримо наливаясь силой, чтобы однажды взорваться ослепительным пламенем, сполохи которого ещё долго светят грядущим поколениям.

(По Б. Л. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924–2013) – выдающийся русский писатель и сценарист, лауреат Государственной премии СССР. Тема Великой Отечественной войны главная в его творчестве.

22Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В играх детей довоенного поколения отражалась их жизнь.

2) Самолёт, который вёз гуманитарный груз челюскинцам, совершил вынужденную посадку в Якутии из-за плохих метеоусловий.

3) Рассказчика печалит, что свобода для современной молодёжи порой оборачивается безмятежностью.

4) Поколение рассказчика жаждало не личного счастья, а личного подвига.

5) Из сорока пяти учащихся седьмого «Б» класса до старости дожили только четверо.



23Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 6-9 представлено описание.

2) В предложениях 16–17 содержится повествование.

3) Предложения 28-31 содержат рассуждение.

4) В предложениях 34, 35 представлено повествование.

5) В предложениях 50–52 представлено рассуждение.



24Из предложений 36–42 выпишите слово со значением «уволиться с военной службы в запас».



25Среди предложений 22–31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Борис Львович Васильев рассуждает о различиях между довоенным и послевоенным поколениями, поэтому ведущим становится приём – (А)__________ (предложения 28, 29, 50). Светлой грустью пронизаны его воспоминания о довоенной юности, описать которую помогает такое синтаксическое средство, как (Б)__________ (предложения 2, 38). Выразить своё отношение к ровесникам, не вернувшимся с войны, помогает лексическое средство – (В)__________ («отошли в вечность» в предложении 3, «до седых волос» в предложении 4), а подчёркивает боль утраты троп – (Г)__________ (предложения 16, 22)».

Список терминов:

1) цитирование

2) фразеологизмы

3) эпитеты

4) ряды однородных членов предложения

5) противопоставление

6) олицетворение

7) парцелляция

8) сравнение

9) синонимы



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.