Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 161
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2020 год. Вариант №2

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Постоянный рост средней температуры на поверхности Земли фиксируется с 1861 года, когда впервые стали производиться замеры. (2)Ряд учёных считает, что это в значительной мере обусловлено промышленными выбросами в атмосферу углекислого газа и метана, усиливающими «парниковый эффект», который и может привести к изменению климата. (3)<...> в 1997 году был принят международный договор, известный под названием «Киотский протокол», в котором предусматриваются ограничения на выброс промышленных газов.

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) С 1861 года, когда впервые стали производиться замеры, средняя температура на поверхности Земли не перестаёт расти, однако научные данные пока не позволяют судить о глобальном потеплении и «парниковом эффекте» столь категорично.

2) Непрерывный рост средней температуры на поверхности Земли ряд учёных связывает с усилением «парникового эффекта», способного привести к изменению климата, поэтому был принят международный договор «Киотский протокол», ограничивающий выброс промышленных газов.

3) Международный договор «Киотский протокол», в котором предусматриваются ограничения на выброс промышленных газов, был принят в рамках борьбы с «парниковым эффектом», приводящим, по мнению ряда учёных, к изменению климата на Земле, о чём свидетельствует и постоянный рост средней температуры на поверхности Земли.

4) Согласно международному договору, известному под названием «Киотский протокол», следует уменьшить выбросы в атмосферу «парниковых» газов, большое скопление которых может привести к понижению температуры на Земле.

5) Проводимые с 1861 года измерения средней температуры на поверхности Земли свидетельствуют о том, что Земле угрожает глобальное потепление климата, вызванное, по мнению ряда специалистов, не только «парниковым эффектом», но и другими, не изученными пока причинами.



2Самостоятельно подберите сочетание производного предлога с указательным местоимением, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это сочетание слов.



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОСТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. РОСТ, а (-у), м.

1) Увеличение организма или отдельных органов в процессе развития. Быстрый р. детёнышей. Весна и лето – время роста растений. Трава пошла в рост (растёт).

2) Увеличение в числе, в размерах, развитие. Р. городов. Р. промышленности.

3) Совершенствование в процессе развития. Р. таланта. Р. мастерства. Творческий, научный р.

4) Размеры человека или животного в высоту. Высокий, низкий, средний р. Костюм не по росту (велик или мал).

5) То же, что проценты (устар.). Давать деньги в р.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нАчал

позвонИшь

средствА

поделЁнный

жалюзИ



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.

Несмотря на запреты и гонения, народ всегда выдвигал из своей среды выразителей своей мятежной, мужественной и ДОВЕРЧИВОЙ души.

В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется КОСТНАЯ мука.

КАМЕННАЯ глыба неожиданно преградила нам дорогу, и пришлось возвращаться в лагерь по другой тропе.

Щебень и известковая мукá – ИСХОДЯЩИЕ материалы для приготовления сухих смесей, побелки.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Миновали те грустные времена, когда поиск нужного слова сопровождался длительной работой с огромными объёмами сведений, информации.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ШКАФУ

пять ПОЛОТЕНЦЕВ

ШЕСТИСОТ семи человек

ИХ дела

ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  2. неправильное построение предложения с косвенной речью
  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение в построении предложения с однородными членами
Предложения
  1. Те, кто никогда не был на вершине колокольни Ивана Великого, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы, не имеют представления о Москве.
  2. Занимая огромными стаями взлётные полосы аэродромов, чаек приходится отпугивать специальными средствами.
  3. Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализует свои жизненные планы.
  4. Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.
  5. На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка.
  6. Охотник встретил и разговорился с егерем.
  7. «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
  8. Благодаря повышению уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
  9. Обработав статистические данные, учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) зап..вать (лекарство), разм..гчить, ч..стота (помещения)

2) уд..вляться, отв..рить (картошку), посв..тить (фонариком)

3) р..систый, прин..мать, обн..влённый

4) выб..рать, (плащ) пром..кает, бл..стящий

5) опл..тить (штраф), запр..щённый (приём), гарм..нировать



10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пред..явитель, неот..емлемый, трёх..язычный

2) под..брать, запр..кинуть, пр..образ

3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный

4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

5) пред..юньский, по..ск, спорт..нвентарь



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) разворач..вать, реч..вой

2) моч..ные (яблоки), вооруж..н

3) погор..вать, ландыш..вый

4) пощёч..на, рыж..ватый

5) подта..вший, наде..лся



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) обид..вший, продолж..шь

2) тащ..щий (в гору), (факты) противореч..т

3) (они) пол..т (грядки), волну..щийся

4) бре..шься, завис..мый

5) помн..щий (детали), просе..нный



13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Общественные бани в Риме скоро превратились в великолепные постройки, вмещающие в себя (НЕ)ТОЛЬКО бассейны и залы для гимнастики, но и библиотеки.

Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

Эпитет – образное, (НЕ)ОБЫЧНОЕ определение.

В Наташином пении уже (НЕ)БЫЛО детской старательности.

Дон в месте переправы далеко (НЕ)ШИРОКИЙ, всего около сорока метров.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.

Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

(И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.



15Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером – Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой ещё в полной мере не осозна(3)ы.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Язык – это основа национальной памяти и его надо беречь.

2) Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.

3) Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и выбор красок.

4) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.

5) Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.



17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».


19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.


20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.


21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Уральские горы — уникальный для нашей страны природный объект — пересекают Россию с севера на юг и являются границей между двумя частями света и двумя крупнейшими частями страны. (2)Уральские горы имеют длинную и сложную историю. (3)Она начинается ещё в протерозойскую эру — настолько древний и малоисследованный этап истории нашей планеты, что учёные даже не делят его на периоды и эпохи. (4)Новые крупные поднятия на Урале возобновились лишь 30 миллионов лет назад, в ходе которых Полярная, Приполярная, Северная и Южная части гор были приподняты почти на километр, а Средний Урал — примерно на 300–400 метров. (5)В настоящее время Уральские горы стабилизировались — крупных движений земной коры здесь не наблюдается. (6)Уральский хребет составляют средние и низкие по высоте горы, наивысшая точка — гора Народная на Приполярном Урале, достигающая 1895 метров. (7)Любопытно, что вторая по высоте вершина Ямантау находится на Южном Урале. (8)Вообще, в профиль Уральские горы напоминают впадину: самые высокие хребты расположены на севере и юге, а средняя часть не превышает 500 метров, так что, пересекая Средний Урал, можно даже не заметить гор.


Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно.(2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

– (3)Сам посуди.(4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание.(5)Главное – сознание.(6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её?(7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым.(8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне.(9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения.(10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно.(11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

– (13)Я скажу тебе правду. –(14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. –(15)Я не могу понять, что это такое происходит.(16)Я не могу понять, и это ужасно.(17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может.(18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

– (19)Какой ты, брат, чудак!(20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках.(22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит.(23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире.(24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны.(25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.

(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели.(28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать.(29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою.(30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву*)

*Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) – прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старший брат тяжело переживает то, что он не сможет заниматься прежним делом и должен сменить профессию.

2) Повествование ведётся от лица младшего брата.

3) Младший брат никогда не был на фронте, но он знает, что происходит на войне, и не может с этим смириться.

4) После короткого отпуска старший брат должен вернуться на фронт.

5) Старший брат собирается заниматься фотографией и написанием книг.



23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 11 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 10 текста.

2) Предложение 21 текста содержит описательный фрагмент.

3) предложениях 3-6 представлено повествование.

4) В предложениях 15-17 представлено рассуждение.

5) Предложения 27-28 представляют собой описание.



24Из предложений 13–20 выпишите слово со значением «человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление окружающих».



25Среди предложений 7–11 найдите такое(-ие), которое(-ые) соединяется(-тся) с предыдущим с помощью указательного местоимения, частицы и лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Синтаксические средства выразительности: _____ (предложение 6) и _____ (в предложениях 21-23) – помогают автору отчасти передать чувства персонажей. Такой приём, как _____ (предложения 15-16), подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне. В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивают _____ («ребёнок» – «взрослый» в предложении 26)».

Список терминов:

1) анафора

2) гипербола

3) риторический вопрос

4) олицетворение

5) парцелляция

6) диалектизм

7) восклицательное предложение

8) ряды однородных членов

9) антонимы



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.