Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 11
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2011 год. Демонстрационный вариант

Часть "A"

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак «x» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

A1В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?






A2В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?






A3Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.






A4Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обработав статистические данные,





A5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).






Прочитайте текст и выполните задания A6 – A11.

(1)…(2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат.(3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем.(4)При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание.(5)Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации.(6)… компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

A6Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?






A7Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?






A8Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?






A9Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.






A10Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в предложении 2.






A11Укажите значение слова РЕФЕРАТ во втором (2) предложении текста.






A12В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?

Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером – Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой ещё в полной мере не осозна(3)ы.





A13В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?






A14В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?






A15В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?






A16В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. фасол..вый; Б. отрасл..вой; В. настойч..вость; Г. догадл..вый





A17В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?






A18В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?






A19Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Язык – это основа национальной памяти ( ) и его надо беречь.





A20В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».





A21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».





A22Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)






A23Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.





A24В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.





A25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.





A26В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?






Прочитайте текст

Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов – одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

A27В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?






Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 – B8; C1.

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно.(2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

– (3)Сам посуди.(4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание.(5)Главное – сознание.(6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её?(7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым.(8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне.(9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения.(10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно.(11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

– (13)Я скажу тебе правду. –(14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. –(15)Я не могу понять, что это такое происходит.(16)Я не могу понять, и это ужасно.(17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может.(18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

– (19)Какой ты, брат, чудак!(20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках.(22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит.(23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире.(24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны.(25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.

(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели.(28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать.(29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою.(30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву*)

*Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) – прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

A28Какое утверждение соответствует содержанию текста?






A29Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?






A30Какое слово использовано в тексте в переносном значении?






Часть "B"

B1Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.



B2Из предложений 27-30 выпишите краткие прилагательные.



B3Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МУЧИТЕЛЬНО ЖАЛЬ (предложение 8).



Ответы к заданиям B4 – B8 запишите цифрами.

B4Среди предложений 12-20 найдите простое односоставное определённо-личное. Напишите номер этого предложения.



B5Среди предложений 21-25 найдите простое предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.



B6 Среди предложений 25-29 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени. Напишите номер этого сложного предложения.



B7Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения, частицы и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B8«Синтаксические средства выразительности: _____ (предложение 6) и _____ (в предложениях 21-23) – помогают автору отчасти передать чувства персонажей. Такой приём, как _____ (предложения 15-16), подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне. В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивают _____ («ребёнок» – «взрослый» в предложении 26)».

Список терминов: 1) анафора, 2) гипербола, 3) риторический вопрос, 4) олицетворение, 5) парцелляция, 6) диалектизм, 7) восклицательное предложение, 8) ряды однородных членов, 9) антонимы


Ваше имя: