Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 26
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №23

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)На определённом этапе развития цивилизации на Земле обмен информацией между людьми стал главным двигателем прогресса. (2)Со временем пришло понимание того, что важно не только чтобы послание дошло до адресата, но и чтобы это произошло возможно быстрее, и благодаря гению инженеров в распоряжение человечества поступают телеграф, телефон и радио. (3)Но <...> современное поколение стало свидетелем такого средства связи, как электронная почта, с помощью которой можно послать сообщение в любую точку земного шара, чтобы через считаные секунды адресат его получил.

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Не только телеграф, телефон и радио позволяют осуществлять обмен информацией между людьми, но и электронная почта.

2) Наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, современным способом обмена информацией между людьми, обеспечивающим скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, стала электронная почта.

3) Обмен информацией между людьми — главный двигатель прогресса.

4) Люди заинтересованы, чтобы информация дошла до адресата как можно скорее, поэтому инженерами были изобретены телеграф, телефон, радио и электронная почта.

5) Современный способ обмена информацией между людьми, который обеспечивает скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, электронная почта, является наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, способом.



2Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СВЯЗЬ, -и, о связи, в связи и связи, жен.

1) Отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-н. С. теории и практики. Причинная с.

2) Тесное общение между кем-чем-н. Дружеская с. Укреплять международные связи.

3) Близкое знакомство с кем-н., обеспечивающее поддержку, покровительство, выгоду. Иметь связи во влиятельных кругах. Большие связи.

4) Сообщение с кем-чем-н., а также средства, которые дают возможность соотноситься, сообщаться. Космическая с. Живая с. (через связных). Воздушная с. Междугородная телефонная с.

5) Отрасль народного хозяйства, относящаяся к средствам сообщения (почта, телеграф, телефон, радио), а также совокупности таких средств, сосредоточенные в соответствующих учреждениях. Служба связи. Работники связи.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Иксы

окружИт

цЕпочка

прИнятый

ненадОлго



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Я был вызван на беседу и имел ДОВЕРЧИВЫЙ разговор с министром.

Детская аудитория - самая БЛАГОДАРНАЯ, независимо от качества спектакля реагирует горячо и радостно.

Если не принять мер, этот ЗЛОСТНЫЙ сорняк очень быстро распространится по всему саду.

Обширные территории Сибири и Дальнего Востока расположены в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.

Необходимо ставить новые базовые телефонные станции, стремясь ОХВАТИТЬ всю территорию города.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Лично мне кажется, что вы уже обращались с этой просьбой.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

наши ИНЖЕНЕРЫ

нет ПОЛТОРАСТА рублей

много спелых ВИШЕН

свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров

ПОСПЕШИТЕ пройти



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  5. неправильное построение предложения с косвенной речью
Предложения
  1. Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он затруднился ответить.
  2. Работая в этой должности полтора года, инженер много успел сделать для предприятия.
  3. Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим порядочность с неумением осуществлять свои идеалы.
  4. Медикаменты, или лекарства, - это вещества, применяемые как для лечения болезней, так и травм.
  5. Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея.
  6. Л. Н. Толстой писал, что в романе «Анна Каренина» его волновала прежде всего «мысль семейная».
  7. Взоры гостей привлекали развешанные картины по стенам дома.
  8. К числу своих хобби могу отнести увлечение музыкой и занятия спортом.
  9. Продолжая движение, он достал длинную, тонкую, крепкую цепь с грузом на конце и размахивает ею во все стороны.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) сбал..нсированный, т..рминология, м..стерство

2) р..скошный, г..рдиться, оз..рять

3) подск..чить, прил..гательное, к..рамель

4) усм..рённый, гарм..ничный, поз..лоченный

5) бл..готворительность, ум..лять (роль), возр..жать



10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..видение (в замке), беспр..страстный (прокурор), воспр..имчивый (к заболеванию)

2) с..гравший, пред..стория, пост..мпрессионизм

3) с..естные, п..едестал, под..ём

4) пре..сказательница, по..чинение, о..торгать

5) ра..ползаться, и..тратить, бе..содержательный



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) юрод..вый, накапл..ваться

2) тем..чко, бесонн..ца

3) эмал..вый, запот..вать

4) раста..ть, ветр..ная (мельница)

5) доплач..вая, протал..нка



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) неувяда..мые (цветы), любу..шься (рассветом)

2) налаж..нный, сыпл..шь

3) чита..мая (книга), немысл..мые (идеи)

4) ненавид..вший (врага), засе..нное (поле)

5) лаз..щие, учу..ли



13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В сосновом лесу и в болоте (НЕ)ОДИН раз находили рога лосей.

Снег вокруг лежал чистый-чистый, никем (НЕ)ТОПТАННЫЙ.

Берег к Оби опускался (НЕ)ВЫСОКИМ обрывом, а спускаться всё равно было трудно.

(НЕ)ОТРЫВАЯСЬ от делового письма, профессор привычно слушал ещё и телефон.

Коричневатые орехи (НЕ)ВИДНЫ на земле среди жёлтой листвы.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Министр (НА)ВСТРЕЧУ не прибыл, (ЗА)ТО приехали губернаторы нескольких областей.

(ЗА)ТЕМ приехали туристы, которые, ТАК(ЖЕ), как и мы, с удовольствием путешествовали по Северу России.

(ЧТО)БЫ образ был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ)ЧЁМ делал это очень талантливо.

Женя ТО(ЖЕ) упорно тренировался, ПОТОМУ(ЧТО) ему предстояло трудное восхождение.

Александра строго следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.



15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Родители привели на двор своих откормле(1)ых коров и угощали меня парным молоком, а их сосед, необыкнове(2)о милый старичок, стал покрикивать на соотечестве(3)иков сухим голосом.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Машина резко тронулась с места сделала круг на площади перед зданием и выехала на городские улицы.

2) Владимир Сергеевич сделал короткий звонок по мобильному телефону и попросил водителя сходить за пакетом в отдел электроники и бытовой техники этого центра.

3) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

4) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

5) При отцовской поддержке старший сын с лёгкостью управлял в равной степени и автопоездом и микроавтобусом и семейным минивеном.



17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф. И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Что говорить — здесь (1) конечно (2) не рай,
Но невмоготу (3) переписка,-
Знаешь (4) что (5) милая (6) ты (7)приезжай:
Дальний Восток — это близко!
(В. Высоцкий)



19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Через сто лет (1) Петербург стал пышным городом (2) перед красотой (3) которого (4) померкла старая столица.


20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Снег засыпал следы уставших путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) обратную дорогу искать будет очень трудно.


21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Мамаев курган – самый большой комплекс в мире, посвящённый Великой Отечественной Войне. (2)Возвышенность находится в центре Волгограда, на правом берегу Волги. (3)На Мамаевом Кургане установлен памятник «Героям Сталинградской битвы». (4)Его расположение неслучайно – в период войны тут велись жесточайшие сражения. (5)Тот, кто занимал курган, мог контролировать почти весь город. (6)Скульптура «Родина-мать зовет!» - композиционный центр памятника. (7) Высота статуи, изображающей женщину с мечом в руке, - 85 метров. (8)На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более 35 000 воинов - защитников Сталинграда.


Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)С глазами, полными слез, Иван глядел в снег под собою: подступал конец его сказки. (2)Правда, добрая половина Облога стояла еще нетронутой, но в сознанье мальчика бор перестал существовать одновременно с гибелью той могучей хвойной старухи, что осеняла Калинову кровлю. (3)Оставлять её было немыслимо: в первую же пургу, при падении, она раздавила бы Калинову сторожку, как гнилой орех.

– (4)Теперь раздайсь маленько, – тусклым голосом сказал Кнышев. –(5) Дакось и мне погреться чуток!

(6)Неожиданно для всех он сбросил с себя поддевку и остался в белой рубахе, опоясанной кавказским ремешком с серебряным набором. (7)Десяток рук протянули ему пилы; он выбрал топор у ближайшего, прикинул на вес, одобрительно, на пробу, тронул ногтем лезвие, прозвеневшее, как струна, и притоптал снежок, где мешал, – прислушался к верховому шелесту леса и неторопливо, как на эшафоте, с маковки до пяты оглядел свою жертву. (8)Она была неслыханно хороша сейчас, старая мать Облога, в своей древней красе, прямая, как луч, и без единого изъяна; снег, как розовый сон, покоился на ее отяжелевших ветвях. (9)Пока ещё не в полную силу, Кнышев размахнулся и с оттяжкой на себя, как бы дразня, ударил в самый низ, по смолистому затеку у комля, где, подобно жилам, корни взбегали на ствол, а мальчик Иван чуть не ахнул от удивления, что кровка не забрызгала ему рук.

– (10)Вот как её надоть, – наставительно промолвил Золотухин. – (11)Учитеся!

(12)И хотя Кнышев действовал без передышки, все понимали: он несколько подзатягивает свое удовольствие, чего простые люди никогда не прощали и заправским палачам...

–(13)Пошла-а... – придушенно шепнул кто-то над головой Ивана.

(14)Еле заметное движение родилось в ветвях, что-то деловито хрустнуло внизу и мелкой дрожью отозвалось в вершине. (15)Нет ничего медленней и томительней на земле, чем падение дерева, под чьей сенью посещали тебя смутные грёзы детства!

(16)Не дождавшись конца, весь содрогаясь, Иван отправился побродить по оголённому пространству. (17)Он вернулся, когда миновал приступ отчаяния.

(18)Непонятно по прошествии стольких лет, откуда у тихого крестьянского отрока взялась такая ярость, но следует допустить одно для понимания всего дальнейшего: призвание смолоду ведёт человека по искусно подобранным зрелищам бытия, чтобы воспитать в нём сноровку и волю на осуществление его исторических целей. (19)Можно только гадать, каким чудом оказалась у Ивана рогатка, кто вложил ему камень в руку посреди зимы.

(20)Кнышев успел выпустить первое облачко дыма, когда в щёку ему угодил Иванов гостинец. (21)Произошло замешательство, скверная брань вспыхнула. (22)Подоспевший помощник Кнышева Титка псом бросился на обидчика, пустившегося к лесу по снежной целине. (23)Молодому было легче перескакивать завалы, зато на одном из них у Ивана соскочил валенок, и он со всего маху распорол себе ногу о сук, спрятанный под сугробом. (24)Уже не больше десятка шагов разделяло их, и ходить бы Ивану – будущему профессору Вихрову - век с надорванным ухом, если бы не подвернулась та спасительная, под отлогим углом наклонённая берёза. (25)Мальчик с ходу взбежал до развилины и сидел там, как в седле, обнажив зубы, страшный в своем недетском озлоблении, а Титка похаживал внизу, длинным языком лизал снег с ладошки, перстом грозился, пока во всем снаряжении не подоспел сам Кнышев.

– (26)Слазь, волчонок, – глухо сказал большой, еле переводя дух.

– (27)Гнилой барин! – повторил маленький, словно знал, что для Кнышева, гордившегося своим здоровьем и плебейским происхождением, нет клички обидней.

(28)Тут за дело взялся Титка:

– (29)Покарауль его, сейчас мы его жердиной оттеда сковырнём!

(30)Кнышев щурко смотрел на мальчонку, на его под рваным треушком сверкающие глаза, на босую, в крови, слегка посиневшую ступню. (31)Что-то изменилось в его намерениях: вряд ли пожалел человеческого зверька в лохмотьях, но подивился, наверное, что за целое десятилетие его злодейской деятельности лишь один этот, во всей России, крестьянский паренёк с кулаками вступился за русские леса.

–(32) Ступай отсюда, дурак! – приказал Кнышев Титке. –(33) Нет, погоди... валенок ему сперва отыщешь...

(По Л. М. Леонову*)

*Леонид Максимович Леонов (1899-1994) – русский советский писатель, в центре внимания которого философская и нравственная проблематика.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Иван со слезами смотрел, как рубили его любимую могучую сосну на Облоге.

2) Кнышеву жалко было рубить сосну.

3) Кнышев отпустил Ивана, потому что оценил, что тот вступился за лес.

4) Крестьянский паренёк Иван в будущем стал профессором.

5) Кнышеву, выполнившему трудную и важную работу, Иван передал гостинец.



23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 7 содержит повествование.

2) В предложении 8 представлено описание.

3) В предложении 18 содержится рассуждение.

4) Предложения 21-22 противопоставлены по содержанию.

5) В предложении 25 представлено рассуждение.



24Из предложений 22–25 выпишите фразеологизм.



25Среди предложений 26–31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26 «Л. М. Леонов - мастер психологической прозы. Образ старой сосны показан глазами мальчика Ивана. Красота и величие дерева переданы с помощью таких тропов, как (А) ________ («как луч», «как розовый сон» в предложении 8), (Б)________ («могучей хвойной старухи» в предложении 2) и (В)________ («без единого изъяна» в предложении 8, «лишь один этот, во всей России, крестьянский паренёк с кулаками вступился за русские леса» в предложении 31). Особенности речи персонажей писатель передаёт с помощью такого лексического средства, как (Г)________ («маленько» в предложении 4, «чуток» в предложении 5, «жердиной» в предложении 29)».

Список терминов:

1) литота

2) сравнение

3) восклицательные предложения

4) метафора

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) разговорная и просторечная лексика

8) гипербола

9) ряд однородных членов предложения



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.