Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 19
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2017 год. Вариант №2

Часть "1"

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Суждения о прошлом языка, уходящем далеко в глубь веков, всегда предположительны. (2) По определённым фрагментам учёные-лингвисты постепенно восстанавливают целый мир, давно затерявшийся в прошлом. (3)<...> настоящие открытия в историческом языкознании совершаются только тогда, когда удаётся соединить кропотливый поиск фактов и смелость мышления, рождающую яркие, захватывающие гипотезы.

1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Настоящие открытия в историческом языкознании, касающиеся прошлого языка, возможны тогда, когда удаётся соединить кропотливый поиск фактов и смелость мышления.

2) Довольно часто суждения о прошлом языка позволяют восстановить целый мир, давно затерявшийся в прошлом.

3) Только кропотливый поиск фактов и смелость мышления учёных-лингвистов позволяют совершать настоящие открытия в области прошлого языка.

4) Только смелость мышления позволяет учёным-лингвистам по крупинкам восстанавливать знания о прошлом языка, совершать настоящие открытия в историческом языкознании.

5) Суждения о прошлом языка, которые носят предположительный характер, возможно подтверждать, если кропотливо и целенаправленно собирать исторические факты.



2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Но

Например,

Тем не менее

Именно

Так как



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЯЗЫК, -а, мн. -и, -ов, м.

1) ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе. Я. Пушкина. Я. писателей. Я. художественной литературы.

2) Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский я. Славянские языки. Литературный я.

3) ед. Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

4) перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка.

5) Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Я. животных. Я. жестов.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кровоточАщий

отдАв

пОручни

закУпорив

дОнельзя



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Перед ребятами выступил ПРИЗНАННЫЙ в обществе художник, картины которого стали известны после нескольких выставок.

Дефицит кальция в организме помогут ПОПОЛНИТЬ прежде всего такие продукты, как молоко, творог, сыр.

ОТБОРОЧНЫЕ соревнования назначены на март.

Российские дипломаты должны принимать ДЕЙСТВЕННЫЕ меры по защите интересов наших соотечественников за рубежом.

Участнику деловой поездки в США для оформления визы необходимо ПРЕДОСТАВИТЬ пакет соответствующих документов.



6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДЕВЯТЬЮСТАМИ окнами

ЗАЕДЬ завтра

СТРОЖАЙШЕ запрещено

две пары БОТИНОК

несколько ГРАММОВ



7Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

Грамматические ошибки
  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. неправильное построение предложения с косвенной речью
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Предложения
  1. Все, кто посмотрел новый фильм известного режиссёра, высказывали весьма противоречивые суждения.
  2. О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К. Паустовского «Оресте Кипренском».
  3. Альпинизм закаляет не только физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
  4. Те, кто ни разу не любовался величественной панорамой столицы с вершины колокольни Ивана Великого, не имеет представления о Москве.
  5. В стихотворении «Поэт» М. Ю. Лермонтова аллегорически изображается кризис современной поэзии, объясняемый социальной апатией.
  6. Язык - не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.
  7. В. Г. Белинский написал около 20 статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н. В. Гоголя.
  8. Русский хирург и анатом Н. И. Пирогов завещал нам, что «учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное».
  9. Приезжий (видимо, турист) спросил у прохожего, есть ли поблизости от вокзала почтовое отделение.
А
Б
В
Г
Д

8Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обн...влённый

бл...городство

обог...щение

выж...гать

л...рический



9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе...скровный, во...петь

с...лгавший, пр...язык

пр...вычка, пр...рвать

интерв...ю, с...ехал

пр...возмочь, пр...шёл



10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

француж...нка

бо...вой

ноздр...ватый

доверч...вый

обур...вать



11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

(они) хлопоч...т

леч...щий (врач)

крош...щийся (мел)

дыш...щий (человек)

(дети) тащ...т



12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Никогда (НЕ)СТРАДАВШАЯ душа не сможет постичь счастья.

Софья Павловна (НЕ)ТАК виновата в случившемся с нами, как кажется.

Выбирай друга (НЕ)ТОРОПЯСЬ, ещё меньше спеши променять его.

Грибок (НЕ)ВЫСОК, да крепок.

Уже конец сентября, а нивы до сих пор (НЕ)скошены, зерно начинает сыпаться с колосьев.



13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В окружном центре Иван появлялся редко, (ЗА)ТО в город уезжал при каждом удобном случае и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов пропадал там, забыв о службе.

(ПО)ЧЕМУ я узнал её: по взгляду ли, по очертанию её рук - не знаю, но я узнал её, и (ПО)ЭТОМУ сердце моё бешено заколотилось.

Робко и надеясь, что КТО(ТО) захочет принять незваных гостей, мы постучали в дверь, но хозяева нас приняли (ПО)СВОЙСКИ.

И(ТАК), младший сын ТАК(ЖЕ) любил книги, как и все в нашей семье.

Эксперимент был проведён удачно, ПРИ(ЧЁМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.



14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Сдержа(1)о поздоровавшись с вое(2)ыми, старик с каме(3)ым выражением лица протянул им кожа(4)ую пастушью сумку с жестя(5)ыми застёжками.


15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

3) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

4) Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.

5) Лесные ягоды лучше всего собирать утром или вечером и каждый хороший ягодник должен это знать.



16Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Забравшись (1) на широкую отцовскую постель (2) и (3) уткнувшись (4) подбородком в плечо отца (5) Ванятка (6) взволнованный (7) событиями вечера (8) долго не мог уснуть.


17Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вечер мглистый и ненастный...
Чу (1), не жаворонка ль глас?..
Ты ли (2) утра (3) гость прекрасный (4)
В этот поздний, мёртвый час?..

Гибкий, резвый, звучно-ясный,
В этот мёртвый, поздний час...
Как безумья (5) смех ужасный (6)
Он всю душу мне потряс!..

(Ф. И. Тютчев)



18Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) практически не восстанавливаются (4) в ближайшее время могут исчезнуть с лица нашей планеты.


19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1) В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон.

(2)Хотя времена иные, но и нынче хорошо в Крыму. (3)Вдоль набережной — сплошные магазины-скворечники с яркой пестрядью этикеток и оберток, кафе, шашлычные, закусочные. (4)Но остались главное — море, небо, горы, степь; их молчание, ропот волн, шелест травы — словом, главное.

(5)А вечерами — шумная набережная, от затенённой диким виноградом веранды до музея Волошина. (6)Прогулки, разговоры, толкотня. (7)Занятные безделушки на парапете и лотках. (8)Что-то рассмотришь, что-то купишь — себе или родным и друзьям в подарок.

(9)Всё славно. (10)И лишь пожилая женщина с букетами полыни тревожила меня. (11)Она была так ни к месту и своим видом — потёртое пальто, тёмный платок, старость — и своими жалкими, никому не нужными букетами. (12)Вечерами она, сгорбившись, одиноко сидела на скамейке на самом краю набережной. (13)Она была лишней на этом осеннем, но всё же празднике на берегу моря.

(14)В первый же день я, конечно, купил у неё букетик полыни, выслушав: «Повесите на стенку и так хорошо будет пахнуть!» (15)Купил, словно долг отдал. (16)Но от этого не стало легче! (17)Конечно же, не от хорошей жизни прибрела она сюда. (18)Сидит, потом медленно бредёт во тьме домой. (19) Старая мать моя обычно, ещё солнце не сядет, уже ложится в постель. (20)Говорит, что устала. (21)Ведь и в самом деле устала: такая долгая жизнь. (22)И такой долгий летний день — для старого человека.

(23)Старые люди... (24)Сколько их ныне с протянутой рукой!

(25)И эта одинокая пожилая женщина на набережной! (26)Просить милостыню, видно, не хочет. (27)Хотя подали бы ей много больше, чем выручит за свои жалкие сухие веточки. (28)Но просить не хочет. (29)Сидит...

(30) Прошёл день, другой, третий. (31)Ещё радовали солнечные дни, тёплое море, голубое небо, яркие клумбы оранжевых бархоток и пахучих петуний, зелень деревьев. (32)В Москве слякотно, холодно и даже снег прошёл, а здесь ласковое лето. (33)Днем — хорошо, вечером приятно погулять по набережной, постоять на причале возле рыбаков.

(34)И всякий же вечер была старая женщина, одиноко сидящая возле букетов сухой полыни.

(35)Но однажды, выйдя на набережную, увидел я, что возле старой женщины, на её скамейке, сидит пара: бородатый мужчина — на краешке скамьи, на отлете, мирно покуривает, а супруга его живо беседует со старушкой. (36)Сухой букетик — в руке, какие-то слова о пользе полыни и всяких других растений. (37)А разговоры «о пользе» весьма притягательны.

(38)Вот возле старой женщины, у её букетиков, заслышав что-то «о пользе», стали останавливаться. (39)День на исходе, забот никаких. (40)Самое время побеседовать «о пользе». (41)Беседуют и, гляжу, покупают. (42)Дело-то копеечное.

(43)Поглядел я, порадовался, побрёл потихоньку своей дорогой.

(44)А на душе как-то спокойно стало. (45)Ведь так тревожно было видеть её одиночество, словно заноза вонзалась в сердце.

(46)Следующим вечером — та же картина: женщины беседуют, бородатый мужчина спокойно покуривает рядом. (47)Слышу, старушку уже по имени-отчеству величают. (48)Значит, познакомились. (49)Это и вовсе хорошо.

(50) В один из последних вечеров видел я и старую женщину с сухими цветами, и её новых друзей. (51)Последние, видимо, уезжали. (52)Мужчина что-то записывал на бумажке. (53)Наверное, адрес.

(54)На следующий день — гроза, ливень, потом моросило. (55)Вышел я вечером — никого. (56)И старушки тоже, конечно, нет.

(57)Но тогда, в тот последний мой крымский вечер, и теперь, от Коктебеля вдали, я вспоминаю о старой женщине без горечи и печали. (58)Нашлись люди добрые, посидели возле неё, поговорили. (59)А что ещё нужно старому человеку? (60)Теперь она зимует и ждёт весны. (61)Как и все мы, грешные, ждём тепла, небесного ли, земного. (62)Любое — в помощь.

(по Б. П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — российский прозаик и публицист.

20Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик купил у пожилой женщины букетик полыни, чтобы использовать эту траву в лечебных целях.

2) Пожилая женщина, сидевшая на набережной, просила у людей милостыню.

3) Супружеская пара завязала знакомство с пожилой женщиной, продающей на набережной букетики полыни.

4) Когда рассказчик увидел, что пожилая женщина, у которой он купил полынь, проводит вечер в обществе супружеской пары, у него стало спокойно на душе.

5) Полынь, по мнению героев, обладает полезными свойствами.



21Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2–4 представлено повествование.

2) Предложения 11-13 объясняют содержание предложения 10

3) Предложения 38 и 39 противопоставлены по содержанию.

4) В предложениях 57-59 содержится рассуждение.

5) Предложения 31,32 содержат описание.



22Из предложений 43–46 выпишите антонимы (антонимическую пару).



23Среди предложений 2–11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

24 «Автор создаёт представление о природе и мягком климате Крыма, используя синтаксическое средство - (А)________ (в предложениях 4,31), а также приём - (Б)________ (в предложении 32). Ещё одно синтаксическое средство - (В) ________ (предложения 15-16, 23-25), а также троп - (Г)________ (в предложениях 15, 45) - передают испытываемые рассказчиком чувства, помогают понять его отношение к одинокой пожилой женщине, продававшей букетики полыни на набережной, к жизненной ситуации, в которой она оказалась».

Список терминов:

1) парцелляция

2) эпитет

3) восклицательные предложения

4) олицетворение

5) риторический вопрос

6) противопоставление

7) сравнение

8) синонимы

9) ряды однородных членов предложения



Ваше имя: