Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 149
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №18

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Помимо вкуса на наше представление о том, что мы едим, влияют наши зрительные впечатления, которые сообщают нам информацию о внешнем виде того или иного блюда, и мы не раз возвращаемся к нему в памяти. (2)Эксперименты показывают, что, пробуя сок с завязанными глазами, человек не может отличить апельсиновый сок от грейпфрутового, не видя их и не представляя заранее их вкуса. (3)<...>, любой хороший повар знает, что красиво оформленное блюдо усиливает аппетит человека.

1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Зрительные впечатления помогают нам отличить апельсиновый сок от грейпфрутового, о чём знает любой хороший повар.

2) Определяя вкус пищи, мы всё же больше привыкли полагаться на обоняние, чем на зрение, потому что, по данным экспериментов, пробуя сок с завязанными глазами, человек не может отличить апельсиновый сок от грейпфрутового.

3) Зрительные впечатления, сохраняющие в памяти внешний вид блюда и позволяющие заранее представить его на вкус, очень влияют на аппетит, именно поэтому повара для усиления аппетита красиво оформляют блюдо.

4) Кроме вкуса на наше представление о пище влияют зрительные впечатления, которые сохраняют в памяти внешний вид блюда, и мы заранее представляем себе его вкус, поэтому повара для усиления аппетита красиво оформляют блюдо.

5) Любой хороший повар знает, что красиво оформленное блюдо усиливает аппетит человека.



2Самостоятельно подберите вводное сочетание слов, выраженное местоимением с предлогом, которое имеет значение «порядок мыслей и их связь» и должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это сочетание слов.



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВКУС. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВКУС, -а (-у); м.

1) Способность человека к эстетическому восприятию и оценке; развитое чувство прекрасного. Музыкальный, художественный в.

2) Склонность, интерес, пристрастие к чему-л. Выбрать занятие по вкусу. Почувствовать в. к учёбе.

3) Ощущение, возникающее в результате раздражения рецепторов, расположенных на языке, мягком нёбе и задней стенке глотки различными веществами; способность ощущать такие воздействия - одно из пяти внешних чувств. Горький, кислый, сладкий, солёный в. во рту. Пробовать на в. что-л.

4) чего. Качество, свойство пищи, ощущаемое при еде. В. ветчины, киселя. В. у рыбы отвратительный! Ел и не чувствовал вкуса. Яблоко кисло-сладкого вкуса. Вода, неприятная на в. Добавить пряностей для вкуса (улучшения качества). Кофе потерял свой в. (утратил прежние качества).

5) мн. Аппетит, удовольствие, получаемое от еды. Поужинать со вкусом. Пироги пришлись по вкусу кому-л. (понравились).



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

занЯв

воспринялА

сливОвый

озлОбить

экспЕрт



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Одним из докладчиков был Александр Андреевич Колли, профессор ОРГАНИЧЕСКОЙ химии.

Люди спрашивали у контролеров, как правильно ЗАПОЛНИТЬ бланк.

С прадедом у Степки сложились особенно ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.

Поколебавшись, командующий ничего не сказал о ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ мотивах своего упрямства.

Конечно, Борису Сергеевичу важно знать, что здесь появился БЫВАЛЫЙ хозяин усадьбы.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Свою музыкальную пьесу композитор решил закончить в весёлом мажоре, чтобы у публики сохранилось приподнятое настроение.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

килограмм МАНДАРИНОВ

ТРЁМСТАМ жителям

насквозь ПРОМОКНУЛ

иностранные ПАСПОРТА

ЛЯГТЕ набок



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Грамматические ошибки
  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Предложения
  1. Галя, подпрыгивая на одной ноге, направилась к садовой скамейке, стоявшей в тени под большой берёзой.
  2. Тропа привела в скалистое ущелье, поросшее колючим кустарником.
  3. Спикер поблагодарил всех присутствующих, а также тех, кто организовал конференцию.
  4. Вопреки первому впечатлению, магазин оказался достаточно большим.
  5. Отправляясь за грибами в лес, одежда должна быть подобрана в соответствии со временем года.
  6. Болотная сова охотится как ночью, но и по утрам и вечерам.
  7. Все, кто посетили День открытых дверей, смогли по достоинству оценить новое здание университета.
  8. В спектакле «Колобке», разыгранном перед родителями и друзьями на новогоднем утреннике, Мише досталась роль волка.
  9. Местами на берегу попадались принесенные доски морем.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) пор..сль, п..ровать, к..стрюля

2) вым..кнуть, г..рнист, к..рнавал

3) заг..релые, пл..вец, напом..нали

4) выт..рал, тв..рить, вск..чить

5) поч..тать (старших), покл..нение, наст..лать



10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..голосый, чере..чур, во..пламенеть

2) д..ячок, кар..ера, медвеж..и (лапы)

3) не..писуемый, поз..прошлый, п..рядок

4) непр..миримый, пр..близить, пр..звание

5) от..мстить, перер..спределение, р..сстрел



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) узорч..тый, замеш..нное (тесто)

2) ковш..вый, занов..

3) слыш..вший, обур..ваемый

4) гигант..кий, кавказ..кий

5) опрометч..во, луж..ца



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) мерещ..тся (шорохи), пыш..щий (здоровьем)

2) брезж..щий (рассвет, (они) клянч..т

3) ве..щий (ветер), (собаки) ла..т

4) выкач..нная (нефть), (огни) маяч..т

5) колебл..мый, ищ..шь



13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Снег вокруг лежал чистый-чистый, никем (НЕ)ТОПТАННЫЙ.

Спиридон Лукич (НЕ)СПЕША, по-хозяйски навесил замок на ворота кузницы.

Борисов был (НЕ)ВЫСОК, но плечист.

На крыльце, (НЕ)ДВИГАЯСЬ, сидел старик и в упор смотрел на пришедшего.

А Стёпка сказал, что Пинкертон живёт в их доме, и это (НЕ)КТО иной, как тётка Авдотья - квартирная хозяйка.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Товар наш, (НЕ)СМОТРЯ на немалую цену, (В)ТЕЧЕНИЕ ярмарки раскупили полностью.

Уже в сумерках мальчики (С)НОВА выбились на берёзовую поляну и СРАЗУ(ЖЕ) попадали на траву - устали.

Ленка показала в сторону Пожарницы, а (ЗА)ТЕМ раскинула во всю ширину руки. Точно ТАК(ЖЕ), как это делал только что Витька.

День у Василия Александровича (ПО)НАЧАЛУ складывался самым обычным образом, ТО(ЕСТЬ) ужасно хлопотно.

Наши аэросани ТО(ЖЕ) были (ЗА)НОВО выкрашены цинковыми белилами.



15Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Ухоже(1)ая, обставле(2)ая стари(3)ой мебелью квартира напоминала барский дом, с единожды навеки заведё(4)ыми порядками и обычаями, при которых каждой вещи - своё место, а времени - дело.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Анна держала в руках вязанье но не вязала а смотрела на гостя странным и недружелюбным взглядом.

2) Инсаров прочёл ему свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.

3) Всякую попытку заговорить с ним он обрывал или желчной любезностью или дерзостью.

4) В замысле Игнатьева не было ни удальства ни опрометчивости.

5) У причалов грузились и разгружались пришедшие с моря пароходы и теплоходы.



17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Иван (1) сгорбившись (2) стоял с (3) ничего не выражающим (4) лицом и всё время держал трясущуюся руку у козырька фуражки.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Снег (1) забился мне за воротник,
И вода (2) затекает за шею.
Снег мне (3) кажется (4) в душу проник,
И от холода я молодею.
Что мы смотрим на снежную гладь?
Мы её (5) чего доброго (6) сглазим.
Не могу своих мыслей собрать.
Ты (7) снежком сбила их наземь.
(Пастернак Б.)



19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перед тем как подойти к дереву (1) в тени (2) которого (3) пряталась Натка (4) они, по-видимому, о чём-то поспорили и несколько шагов прошли молча.


20Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Библиотека открывалась в восемь утра (1) и (2) хотя в такие ранние часы посетителей никогда не было (3) Нина Ивановна никогда не позволяла себе опаздывать (4) и приходила даже чуть раньше.


21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений в ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ.

(1)Ханка — самый крупный пресноводный водоём на Дальнем Востоке. (2)Это озеро расположено на границе Приморского края в центре Приханкайской низменности и китайской провинции. (3)Равнину окружают сопки — невысокие холмы, на которых растут дубы, берёзы, липа, боярышник и другие широколиственные деревья. (4)Длина озера — около 90 км. (5)Наибольшая ширина — 67 км. (6)Характерны для Ханки так называемые плавни — растительные сообщества, образованные различными видами осок и злаковых. (7)В озеро Ханка впадает 24 реки, вытекает Сунгача - река, которая соединяет его с Уссури, а та в свою очередь с Амуром. (8)На озере организован международный российско-китайский Ханкайский заповедник.


Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

(3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего – кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

(7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье.(9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» – думала она. (10)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

(12)Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

(19)И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения. (20)Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

(21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, – подумала Катя, – сейчас конец». (26)Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни… (27)Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот… (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились – было девять часов двадцать минут.

(29)Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага – командиром танка.

(по В. П. Ерашову*)

*Валентин Петрович Ерашов (1927−1999) – русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Катя не стала писать письма родным и близким, потому что перед боем ей нужно было сосредоточиться.

2) Задача Кати была подавать снаряды, но её беспокоило то, как можно наводить прицел и стрелять в такой тряске.

3) Катя в бою верно оценивала обстановку и ясно понимала, что происходит вокруг.

4) Катя, когда танк попал в воронку и вокруг появились немцы, очень испугалась за свою жизнь.

5) В сорок четвёртом году Катя стала командиром танка.



23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 5–6 представлено рассуждение.

2) В предложении 11 присутствует описание.

3) В предложениях 19-20 представлено повествование.

4) Предложение 22 объясняет содержание предложения 23.

5) Предложение 17 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 16.



24Из предложений 20–24 выпишите слово со значением: «Команда, состав специалистов, обслуживающих движущийся механизм».



25Среди предложений 7–13 такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного наречия и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26 «Стиль Валентина Ерашова в представленном фрагменте текста предельно лаконичен и строг. И это вполне закономерно, ведь речь идёт о войне. Одним из ведущих приёмов в смысловом построении текста является ________(А) («хрупкая и маленькая девушка» – «огромная машина» в предложении 16, а также предложение 31), что помогает автору выразить своё отношение к проблеме. В синтаксисе текста, изобилующем однородными членами, можно выделить также ________(Б) («напоминали, твердили, требовали» в предложении 22) и ________(В) (предложения 30 – 31). В лексике особенности стиля проявились прежде всего в употреблении ________(Г) («ухнулся» в предложении 21, «лупили» в предложении 14, «несусветная» в предложении 11)».

Список терминов:

1) метафора

2) метонимия

3) антитеза

4) контекстные синонимы

5) олицетворение

6) разговорные слова

7) градация

8) эпифора

9) гипербола



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.