Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 141
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2020 год. Вариант №7

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Весьма любопытны озёра, которые словно играют в прятки, то исчезая с лица земли, то снова появляясь: весной <...> обилию талых вод они разливаются, а летом начинают мелеть и вдруг совсем исчезают. (2)Находятся эти водоёмы в районе карстовых пещер, представляющих собой воронкообразные ямы, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода. (3)Иногда на месте воронок случается обвал, и тогда «слив» закупоривается, водоём может существовать в течение нескольких лет, но в конце концов вода всё же растворяет известняковые породы и промывает себе новый путь в подземелье.

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Причина исчезновения или появления озер, существующих в районе карстовых пещер, — известняковые породы, которые могут растворяться и вымываться водой.

2) Озёра весной в районе карстовых пещер, существующих в течение нескольких лет, появляются, а летом исчезают, потому что карстовые породы размываются водой.

3) Свойство воды растворять известняковые породы и промывать себе новый путь является одной из причин появления и исчезновения озёр в районе карстовых пещер.

4) Озёра в карстовых пещерах весной благодаря обилию талых вод разливаются, а летом начинают мелеть и вдруг совсем исчезают из-за воронкообразных ям, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода.

5) Карстовые пещеры представляют собой воронкообразные ямы, в которые, закручиваясь спиралью, уходит вода из озёр.



2Самостоятельно подберите предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это слово.



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПОРОДА,-ы; ж.

1) Целостная устойчивая группа сельскохозяйственных или некоторых других животных одного вида, обладающая определёнными признаками и особенностями, передающимися по наследству. Мясная, молочная п. скота. Породы собак. Лошади орловской породы.

2)обычно мн.: Вид растения (применительно к древесным и кустарниковым растениям). Лиственные, хвойные породы. Ценные породы дерева.

3) Категория людей, отличающихся от других какими-л. признаками. Он не из породы болтунов. Человек новой, особой породы.

4) Устар. Принадлежность по рождению к какому-л. роду, сословию, определённой социальной группе. Чиновная, купеческая п. Высшая, низшая, подлая п.

5) Разг. Род, семья, родня. В отцовской породе все у нас голубоглазые. Младший сын пошёл в материнскую породу.

6) Минерал, обладающий более или менее постоянным составом и являющийся составной частью земной коры. Вулканическая п. Горная п. Отбивать породу.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

закУпорить

началсЯ

лыжнЯ

прозорлИва

черпАть



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Новый фотоаппарат по своим ТЕХНИЧЕСКИМ характеристикам превзошёл все Катины ожидания.

Вратарь хоккейной команды НАДЕВАЕТ экипировку, защищающую его от ударов шайбы.

Едва мальчики вышли на улицу, как им ПРЕДСТАВИЛАСЬ необычайная картина.

ИСКУСНЫЕ кружевницы Вологодчины издавна славились своим мастерством.

Постоянное чувство усталости, бессонница, РАЗДРАЖЕНИЕ являются симптомами этого заболевания.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Капитан также пристально смотрел на этот маленький серебристый круг, медленно поворачивая штурвал руля.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

золотые КУПОЛА

из ПОЛУТОРАСТА метров материи

череда БУДНЕЙ

действовать наиболее РЕШИТЕЛЬНЕЕ

в ОБЕИХ руках



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  2. нарушение в построении сложноподчинённого предложения
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  5. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Предложения
  1. По завершении первого столкновения Генка прыгнул на лестницу, чтобы выиграть время.
  2. Продолжая движение, он достал длинную, тонкую, крепкую цепь с грузом на конце и размахивает ею во все стороны.
  3. Моряки распевали песни, восхваляющие морские волны, отвагу капитанов и прелести русалок.
  4. Обычно происходит так, что те, кто встречается с непонятным и необъяснимым явлением, старается убежать от него прочь.
  5. Впервые оперу «Хованщину» я слушал вместе с родителями.
  6. Многие из тех, кто побывал на международном кинофестивале в Москве, увидели лучшие отечественные и зарубежные картины года.
  7. Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского.
  8. Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его «Историческую грамматику русского языка».
  9. В одной из комнат, разграбленный бандитами, стоял запылённый стол, за которым ведьмак начал готовиться к предстоящей ночи.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) пон..мание, накл..нить, подр..внять (кусты)

2) бл..гословить, р..сток, отп..реть (ворота)

3) предпол..гать, выск..чить, м..ролюбивый

4) заг..релый, прик..снуться, оз..рённый

5) поб..режье, возг..рдиться (богатством), прил..жение



10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..шелец, пр..успеть, пр..плясывать

2) о..данный, на..пись, по..солнух

3) ни..падать во..хождение, бе..культурье

4) по..грать, с..гравший, меж..гровой

5) чере..чур, бе..кровно, не..гибаемый



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) наде..ться, масл..це

2) расстра..ваться, жемчуж..нка

3) фасол..вый, выпил..вать

4) сырь..вой, канатоход..ц

5) лиш..нный, (детская) распаш..нка



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) независ..мый, заскоч..шь

2) задерж..нный, тревож..щийся (напрасно)

3) (флаги) колыш..тся, скач..щий (всадник)

4) выдерж..шь, оберега..мый

5) (тайга) обезлес..ла, завис..вший (от погоды)



13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мальчики (НЕ)ШЕЛОХНУЛИСЬ, притворились спящими.

Ещё (НЕ)УСПЕВШАЯ остыть от дневного зноя земля излучала тепло, и от этого было немного душно.

(НЕ)ОТРЫВАЯСЬ, все смотрели, как два самолета набирали высоту.

Кот оказался (НЕ)ТОЛЬКО платежеспособным, но и дисциплинированным зверем.

Степан оживлялся на людях, Маруся была по-прежнему молчалива и (НЕ)ОБЩИТЕЛЬНА.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Алёнка ничего не замечала, она шла (НА)ПРЯМИК (В)ГЛУБЬ леса.

Мы отъехали с (ПОЛ)КИЛОМЕТРА и КАК(РАЗ) нашли рухнувшее на землю дерево.

Пятёрка - редкий гость в Ванином дневнике, и (ПО)ЭТОМУ от похвалы учителя (В)ДВОЙНЕ было приятно.

(В)ОТЛИЧИЕ от брата, он не увлекался огородом, предоставив это занятие жене, но (ЗА)ТО держал пчёл…

Оля смело, (ПО)ОЗОРНОМУ вбежала в воду и ТАК(ЖЕ) смело бросилась головой вперёд.



15Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

В широком дворе с двумя флигелями и многочисле(1)ыми дровя(2)ыми сараями по-прежнему стояла – и, наверное, всегда будет стоять – стра(3)ая смесь запахов: вкусный, сладковатый запах печенья из пекарни и кислый – кваше(4)ой капусты из овощной лавки.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Отец и Елисеев сошли на берег и стали рядом с Катей и Ледневым.

2) Забарабанил Васька кулаком по раме да мать прикрикнула.

3) Узор не напоминал ни растения ни людей ни животных.

4) Мы сидим молча слушаем мягкий шёпот бора редкий переклик сорок где-то в глубине леса.

5) Мороз проникал во все щели окон и дверей автобуса и холод сковал всё тело.



17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Передав (1) лошадей казакам (2) и (3) приказав им идти долиной (4) мы втроем начали подниматься (5) по заросшему (6) откосу к границе леса и луга.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Решение руководства (1) может быть (2) совершенно непредвзятым, но (3) разумеется (4) к мнению рабочего коллектива следует прислушиваться.


19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На площади (1) куда упиралась улица (2) и (3) где (4) обрывался строй голых, иззябших саженцев (5) приятели остановились.


20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я знал (1) что (2) когда (3) ничего не ждёшь (4) время катится очень быстро (5) а (6) если (7) чего-нибудь ждёшь (8) то оно ползёт, как улитка.


21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Василий Иванович Суриков - русский живописец, мастер масштабных исторических полотен - родился в январе 1848 года в Красноярске. (2)Рисовать начал рано, а в возрасте шести лет скопировал с гравюры изображение Петра Великого, раскрасив его мундир синькой, а отвороты — брусникой. (3)В 1858 году Василий Суриков поступил в уездное училище, где познакомился со своим первым учителем рисования Николаем Гребневым. (4)По окончании училища продолжать свое обучение он не мог — после смерти отца у семьи не хватало денег. (5)Юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». (6)Помог случай: его рисунки увидел енисейский губернатор Павел Замятин, он захотел поддержать юношу. (7)Замятин нашёл ему мецената — золотопромышленника Петра Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Академии художеств. (8)В августе 1869 года Сурикова приняли в Академию вольнослушателем, а через год зачислили в класс к Павлу Чистякову. (9)В Академии Сурикова прозвали «композитором»: в своих работах он считал главным композицию.


Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.

(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.

(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.

(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.

(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!

(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.

(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.

(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

(По В. А. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Автор никогда раньше не видел такого разлива реки в родных местах.

2) В ямке, сделанной коровьим копытом, автор увидел мышат.

3) Увидев человека, выхухоль уплыла на другой берег реки и спряталась в ольховых зарослях.

4) Выхухоль – осторожное и пугливое животное.

5) Автор видит, как выхухоль героически заботится о своих детёнышах, и соотносит судьбу звериной семьи с судьбой собственных детей.



23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 5–7 представлено рассуждение.

2) Предложения 10–11 включают элементы описания.

3) Предложение 12 содержит элемент описания.

4) Предложение 16 поясняет содержание предложения 15.

5) Предложения 26–28 содержат описание.



24Из предложения 10 выпишите антонимы (антонимическую пару).



25Среди предложений 16–21 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Изображая маленьких зверьков, попавших в беду, и их мать, Владимир Солоухин использует лексическое средство – (А)__________ («мокреньких шубок» в предложении 12, «клубочком», «слабеньких» в предложении 13), такой троп, как (Б)__________ («глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль» в предложении 15), и приём – (В)__________ («крайне» в предложении 19). Показывая, что всё в мире относительно, писатель выбирает лексическое средство – (Г)__________ («мельче», «микроскопичнее» в предложении 30)».

Список терминов:

1) синонимы

2) эпитет

3) диалектизм

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

7) антонимы

8) лексический повтор

9) метафора



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.