Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 368
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №22

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<...> состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний — жидком, твёрдом или газообразном — и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

3) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние — жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

4) Своё агрегатное состояние — жидкое, твёрдое или газообразное — многие вещества меняют в процессе охлаждения или нагревания, в результате чего приобретают совсем другие свойства.

5) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.



2Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено во первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -а, мн. -ы, -ов, муж.

1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2) Отдельная область Вселенной, планета. Звёздные миры.

3) ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

4) Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

5) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

6) ед. (пред. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

7) (пред. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.).



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кУхонный

докумЕнт

обОстрить

тОрты

жалюзИ



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Сложнейшая сценическая конфигурация нового спектакля должна быть ГАРМОНИЧНОЙ.

Это комнатное растение отличается ЭФФЕКТНОЙ окраской листьев.

На курортном побережье весь месяц стоит НЕСТЕРПИМАЯ жара.

Чемпионы страны последние два матча отыграли на самом ВЫСОТНОМ уровне.

Выставка известного фотохудожника даёт возможность лучше понять, какие ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ и экономические реформы произошли в стране за короткий период времени.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась чёрной.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ПЯТИСОТ человек

опытные ИНЖЕНЕРА

НАИСЛОЖНЕЙШИЙ

свыше ста семидесяти КИЛОМЕТРОВ

НАДЕТЬ наушники



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. ошибка в построении предложения с однородными членами
  2. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  3. ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
  4. неправильное построение предложения с косвенной речью
  5. ошибка в употреблении имени числительного
Предложения
  1. Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.
  2. Как известно, понятие «художник» происходит от древнерусского слова «худое», имевшего прежде значение чудесности, колдовства, волшебства.
  3. Геофизики завершили и познакомили со своим исследованием научную общественность.
  4. Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин, у меня сложились замечательные отношения со всеми учёными.
  5. Провалявшись часов до семи на кушетке, Крюков встал и начал думать, куда идти искать работу.
  6. Овраги наносят огромный вред сельскому хозяйству, поэтому их в народе называют «болезнью земли».
  7. Обе маленьких, беззащитных котёнка, сидели, дрожа всеми своими крохотными тельцами, несмотря на то, что их поместили в самое тёплое место в квартире.
  8. Ломоносов столько сделал для русской науки, сколько не сделал ни один учёный за двести с лишним лет.
  9. Отец геометрии Евклид произносил, когда заканчивал каждый свой математический вывод о том «Что и требовалось доказать».
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

2) вл..стелин, пок..рать, укр..титель

3) пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать

4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

5) рел..гиозный, св..дание, экз..менатор



10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пред..явитель, неот..емлемый, трех..язычный

2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний

3) пр..уныл, пр..пугнуть, гостепр..имный

4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

5) пост..мпериализм, спорт..гра, меж..рригационный



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) претерп..вать, привередл..вый

2) гречн..вый, успока..ваться

3) сызнов.., узорч..тый

4) кандидат..кая (диссертация), комендант..кий (час)

5) посовет..вать, девч..нка



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) догон..шь, озадач..вший

2) дви́ж..мый, отуч..шься

3) (туманы) стел..тся, дел..щий (поровну)

4) во..щий (на луну), (линии) соприкаса..тся

5) подстрел..нный, присоединя..мый



13Определите предложение, в котором НЕ/НИ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Бунин рисует в рассказе (НЕ)ОПРЕДЕЛЁННУЮ личность, а устоявшийся социальный тип.

В Мещёрском крае можно встретить никогда (НЕ)КОШЕННЫЕ луга.

Прекрасен лебедь, когда (НЕ)ВОЗМУТИМО плывёт он по зеркальной глади воды.

Трава, ещё (НЕ)УСПЕВШАЯ вытянуться, окружала почерневшие пни.

(НЕ)ЗАДЕРЖИВАЯСЬ на поляне, мы поспешили к воде.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова

Мысль о (ЗА)ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Обломова, (В)ОТЛИЧИЕ от его друга Штольца, в состояние, близкое к паническому.

Княгиня вела странный образ жизни: она как внезапно уезжала (ЗА)ГРАНИЦУ, ТАК(ЖЕ) внезапно и возвращалась в Россию.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего романа Л. Толстой не ограничивается анализом душевной жизни своих героев, с большим вниманием он относится ТАК(ЖЕ) к описанию их внешности.

(НИ)КТО не мог повторить рекорд легкоатлета Роберта Бимона (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет.

Было тихо и нестерпимо жарко; лишь (ИЗ)ДАЛИ, (ОТ)ТУДА, где серебристой змейкой пригрелась на солнце река, долетали крики.



15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.

2) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.

3) Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.

4) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

5) Всё внизу уже тонуло в сумерках и только верх кургана освещался красными лучами солнца.



17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У низенькой полуоткрытой двери дремал (1) опираясь (2) на ружьё (3) солдат (4) одетый в мундир Преображенского полка и треуголку.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ветры (1) ветры (2) о снежные (3) ветры (4)
Заметите мою прошлую жизнь.
Я хочу быть отроком светлым
Иль цветком с луговой межи.
<...>
Я (5) хотел бы (6) под конские храпы
Обниматься с соседним кустом.
Подымайте ж (7) вы (8) лунные лапы (9)
Мою грусть в небеса ведром.
(С. Есенин)



19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.


20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.


21Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ.

(1)С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. (2)Так вырастает его лицейская лирика — первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. (3) Так создаётся ранний раздел его творчества — юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова. (4)Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина. (5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради — всё это доносит до нас его первые творческие помыслы. (6)Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» - широкая картина необычайного роста поэта. (7)За несколько лет он гигантским шагом прошёл все подготовительные фазы поэтического развития и достиг всеобщего признания.


Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Нас увозили из Ленинграда через Ладожское озеро, когда машины уже не ехали по льду, а плыли по воде. (2)Приближалась весна, и лёд на озере быстро таял.

(3)Машины плывут по воде — дороги не видно, а что-то вроде реки, по которой не то едут, не то плывут машины. (4)Я сижу, прижавшись к маме, на каких-то мягких узлах. (5)Мы едем в машине с открытым кузовом у заднего борта. (6)Холодно, сыро, ветрено. (7)Нет сил даже плакать, наверное, всем страшно. (8)Лёд уже тонкий и в любую минуту может провалиться под тяжёлой машиной. (9)А в небе в любую минуту могут появиться немецкие самолёты и начать бомбить дорогу и лёд. (10)Страх сковывает и без того беспомощное тело. (11)Помню, что от этого жуткого страха хотелось вскочить и убежать всё равно куда, только бы не сидеть в этой безвыходной обречённости.

(12)Люди в машине ведут себя по-разному, и это бросается в глаза.

(13)3а свою короткую детскую жизнь я видела и перечувствовала тогда уже так много, что перестала быть ребёнком и стала малолетнею старухой... (14)Иногда мысли проваливаются словно в пропасть. (15)Я то ли засыпаю, то ли теряю сознание. (16)Потом сознание возвращается, и снова мысли идут по кругу: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!» (17)Так невыносимо хочется есть.

(18)Сколько мы так страшно ехали, не знаю — казалось, бесконечно. (19)Когда меня сняли с машины и попытались поставить на ноги, это не получилось. (20)Ноги, видимо, затекли, коленки подкашивались, и я валилась на снег. (21)На руках меня отнесли в какое-то помещение. (22)Там было тепло. (23)Но хотелось только одного — есть, есть и есть, потому что сытость не наступала. (24)И сытость не наступит ещё очень и очень долго. (25)Всё же чувство забытого тепла навалилось на меня, и я спала, спала, спала... (26)Конечно, теперь, когда мне уже 16 лет и я пишу эти строки, я могу всё это осознать и найти нужные слова, чтобы выразить то своё состояние. (27)А тогда... (28)Моя детская Память хранит на своих полках очень многое, что невозможно забыть, невозможно не помнить. (29)Но не всё это будет востребовано жизнью, и потускнеют воспоминания и восприятия прошлого.

(30)Но всё будет лежать до востребования и когда-нибудь пригодится. (31)Главное, какие ценности востребуются в моей взрослой жизни. (32)И пока помню, пока болею блокадой и военной памятью, сделаю эти наброски о страшном периоде моей маленькой жизни и жизни большой Страны, наброски о гибельной голодной жизни в моём Ленинграде, о страшной дороге по Ладожскому озеру, о том, что было после того, как нас посадили в поезд и мы с мамой поехали сначала в Горький, а потом навстречу Сталинградской битве... (33)Наброски о том, как калечили людей нравственно и психически голод и война...

(34)Зачем я всё это пишу через пять лет после Победы? (35)Пишу для себя, для Памяти, пока ещё помню мелочи и детали событий.

(36)Пишу, чтобы выплеснуть на бумагу мою непроходящую боль от того, что нас, несмышлёнышей, бросили под откосом, раненых и больных, взрослые люди, когда нас отправляли обратно в Ленинград после кошмара Демянска и Лычкова, что в одиночестве пришлось осиливать мучительный голод зимы 1941 — 1942 гг., потому что мама была на казарменном положении, что в моей маленькой жизни был Сталинград и госпиталь с огромными человеческими страданиями.

(37)У меня много причин, и может быть, когда я поделюсь своей болью с бумагой, мне станет легче. (38)А ещё и потому, что, когда у нас собираются сослуживцы отца и вспоминают войну, мне так хочется выкрикнуть: (39)«А знаете ли вы, что выпало на долю ваших семей, ваших детей в Ленинграде? (40)В Сталинграде? (41)В других местах, где шла война, где были бои?» (42)Но с нашей Памятью не считаются. (43)Вот и пусть эта моя горькая Память тихонечко лежит среди моих книг и тетрадей. (44)Пусть лежит, и может быть, кто-нибудь когда-нибудь найдёт в выброшенном хламе эту тетрадь и узнает, как мы жили и выжили в войну, и пусть это будет неравнодушный человек. (45)Мои беды и страдания — это мои, до которых никому нет дела. (46)У кого-то, может, было куда хуже. (47)Да и наверняка хуже, иначе люди бы не умирали. (48)Но и мне с лихвой хватило этого и хватит на всю оставшуюся жизнь. (49)Забудутся какие-то мелочи, но тот страх голода, бомбёжек, обстрелов, страдания раненых в госпитале, смерть Даниловны и её помощь и тёти Ксении не забудутся никогда.

(По Л. Пожедаевой *)

* Людмила Васильевна Пожедаева (род. в 1934 г.), будучи школьницей, в 16 лет написала мемуары о том, как в 7 лет оказалась в адском хаосе Великой Отечественной войны — в ужасе, голоде, холоде блокады Ленинграда. Её книга «Война, блокада, я и другие... Мемуары ребёнка войны» о том, как 900 дней и ночей город и люди, живые и мёртвые, вопреки всему противостояли голоду, разрушению, смерти.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Девочка вела дневник и записывала свои впечатления в блокадные дни в Ленинграде.

2) Людей вывозили из Ленинграда по Дороге жизни на машинах, и они вели себя по-разному.

3) Автор надеется, что со временем сотрутся в памяти все её детские страшные воспоминания.

4) Ребёнок блокады пишет через пять лет после Победы мемуары, чтобы поделиться своей непроходящей болью и облегчить её.

5) На долю тех, кто был в тылу во время войны, особенно в Ленинграде и Сталинграде, выпало горя и бед не меньше, чем фронтовикам.



23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 3—11 включают повествование.

2) Предложение 30 противопоставлено по содержанию предложению 29.

3) В предложениях 30—33 содержится рассуждение.

4) В предложении 42 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 41.

5) В предложениях 43-47 заключено повествование.



24Из предложений 13-17 выпишите антонимы.



25Среди предложений 18-26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связаны с предыдущим при помощи союза и лексических повторов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Автор текста — ребёнок блокады Ленинграда в Великую Отечественную - оставил свои воспоминания для потомков, для нас, живущих в сытое мирное время. Со страниц книги Людмилы Пожедаевой громкой болью кричат три обострённых и обнажённых чувства — голод, холод, страх. И они многократно усиливаются такими средствами выразительности, как (А) ____ (в предложениях 16, 25), (Б) ____ (в предложениях 35—36), (В) _____ (предложения 32—33, 39—40). Несмотря на то, что мемуары писала шестнадцатилетняя девочка, в тексте много таких тропов, как (Г) ____ («страх сковывает» в предложении 10, «мысли проваливаются» в предложении 14, «чувство навалилось» в предложении 25)».

1) противопоставление

2) парцелляция

3) риторические восклицания

4) оксюморон

5) лексический повтор

6) градация

7) метафоры

8) разговорная лексика

9) анафора



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.