Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 77
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №7

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "1"

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Значительных высот достигли древние индийские живописцы, об утонченном мастерстве которых слагали легенды по всему Востоку. (2)В Древней Индии занятия живописью считались необходимыми для каждого человека, <...> детям прививались определённые навыки живописного мастерства. (3)В одном из древнейших трактатов по теории живописного искусства были сформулированы следующие задачи живописца: художник должен соблюдать масштаб и пропорции предметов внешнего мира, достигать выразительности в изображении психологических переживаний и эмоций, передавать красоту окружающей природы, но главное – воспитывать в людях возвышенные чувства и лучшие качества характера.

1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Занятия живописью в Древней Индии считались необходимыми для каждого человека, здесь ставились серьёзные задачи перед художником-живописцем, главная из которых заключалась в том, чтобы воспитывать в людях возвышенные чувства и лучшие качества характера.

2) Значительных высот достигли художники Древней Индии, и по всему Востоку слагали легенды об утонченном мастерстве древних индийских живописцев, потому что в Древней Индии был написан первый трактат по теории живописного искусства.

3) Не случайно по всему Востоку слагали легенды о выдающемся мастерстве художников Древней Индии: здесь обучали живописи уже с детства, создавали трактаты по теории живописного искусства, где определялись важные задачи художника.

4) Одними из важных умений художника в Древней Индии считались умения достигать выразительности в изображении психологических переживаний и эмоций, передавать красоту и грацию окружающей природы.

5) Уже в древности в Индии писались трактаты по теории живописи, где определялось, что должен уметь художник.



2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска втором (2) текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

безусловно,

хотя

таким образом

поэтому

потому что



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫСОТА. Определите значение, в котором это слово употреблено употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВЫСОТА, -ы, ж.

1) Величина, протяжённость чего-л. от нижней точки до верхней, снизу вверх. В. дома, дерева, горы. В. волны. Плотина высотой в сто пятьдесят метров.

2) Расстояние от какой-л. поверхности до чего-л. (по вертикали). В. потолка. В. полёта. Прыгнуть с высоты второго этажа. Самолёт летел на небольшой высоте.

3) Возвышенное место, холм; возвышенность. Занять высоту.

4) чего. Высокий уровень развития, совершенствования и т.п. чего-л.; вершина. Овладеть высотами мастерства. Достичь высот подлинного искусства.

5) Величина, сила чего-л., выражаемая числовыми показателями. В. давления. В. температуры. В. напряжения (тока).

6) Матем. Перпендикуляр, опущенный из вершины геометрической фигуры на её основание; длина этого перпендикуляра. В. треугольника.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

вероисповЕдание

мозаИчный

дозвонЯтся

откупОрил

нАчатый



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Важно, кто лучше работает, у кого больше ОТДАЧА.

Началась защита. Учёный секретарь огласил документацию, после чего слово было ПРЕДСТАВЛЕНО диссертанту.

ЖИЗНЕННЫЕ перспективы Германа Ермакова были неопределёнными, но он привлекал своей серьёзностью.

Все дети НАДЕЛИ заранее сшитые маскарадные костюмы.

На международном конгрессе я не мог из ЭТИЧЕСКИХ соображений назвать работу, сделанную в моей стране, выдающейся.



6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

молодые БУХГАЛТЕРЫ

ИХНЕЙ работой

в течение ТРИДЦАТИ ПЯТИ минут

дамских ТУФЕЛЬ

совсем ОЗЯБ



7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

Предложения
  1. Бывшие ловцы на шхуне окружили ныряльщика.
  2. Недалеко от скалы резвились на поверхности океана стадо дельфинов.
  3. Вода была очень тёплая и прозрачна.
  4. Если по истечению шести месяцев экзамен всё ещё не будет сдан, мы расторгаем наше соглашение.
  5. В новелле «Этрусской вазе» Мериме раскрывает бездушие и чёрствость светского общества.
Грамматические ошибки
  1. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  5. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  6. неправильное построение предложения с косвенной речью
  7. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
А
Б
В
Г
Д

8Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..мпонент

проб..раться

сл..гаемое

ф..милия

согл..шение



9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пост..мпрессионизм, роз..грыш

пр..небрежение, пр..скорбный

н..кинутый, пр..родина

обез..яний, транс..европейский

и..царапать, бе..вкусный



10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

привередл..вый

успока..ваться

алюмини..вый

понаде..вшись

разборч..вый



11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

стел..щий

грешники ка..тся

постро..вший

кле..щий

внемл..щий



12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Для больницы (НЕ)ДОСТАВАЛО специфического запаха медикаментов.

Намокшие провода были тяжёлые и скользили, (НЕ)УДЕРЖИВАЯСЬ на ветках.

Стайка ребятишек, (НЕ)ВЗЯТЫХ на пашню из-за малолетства, играла в сыщиков-разбойников.

Этому обстоятельству все спорщики (НЕ)ТОЛЬКО удивлялись, но и восхищались.

В сосновом лесу и в болоте (НЕ)ОДИН раз находили рога лосей.



13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

КТО(ТО) противно, (ПО)ПОРОСЯЧЬИ визжал во дворе.

ВСЁ(ТАКИ) выпускные экзамены я (КОЕ)КАК сдал.

Для того, ЧТО(БЫ) попасть в школу к девяти часам, приходилось выходить из дому (В)НАЧАЛЕ восьмого.

Только в Белом море, когда шторм (НА)КОНЕЦ утих, пассажиры стали появляться (НА)ВЕРХУ.

На грязном куске брезента (ПЕРЕДО)МНОЙ лежала прекрасная золотая ваза высотой примерно в (ПОЛ)МЕТРА.



14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На окошке, за столешницей, виднелась глиня(1)ая миска, деревя(2)ая кружка с отломле(3)ой ручкой, ложка, гребень и отчего-то не замече(4)ый мною сразу шкалик с водой.


15Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Небо почернело треснуло и раскололось молнией и громом.

2) Серый туман повис над городом и окутал своей промозглой пеленой дворцы и дома сады скверы.

3) Не столько для дела сколько для компании и развлечения Чехонин взял на остров сильного и веселого пса Роя.

4) Завтра же необходимо поговорить с Лидией Павловной или с инспектором классов обо всём этом.

5) После дождя в саду и около дома пахло то ли прелой травой то ли осенними цветами то ли поспевшими яблоками.



16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сразу же за рекой (1) поднимаясь вверх (2) виднелись скалистые горы (3) очерченные внизу (4) ломаной линией чернеющих низеньких кустарников.


17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Память о том, как принял его первую книгу В. Г. Белинский, осталась с Ф. М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.


18Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.


19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Капли дождя барабанили по стеклу (1) и (2) как Ольшанский ни старался расслышать за этим мерным стуком шум приближающегося автомобиля (3) чтобы выбежать и первым встретить Верочку (4) он пропустил заветный момент.


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов ХХ века, — первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (3)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.

(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентаций в стране.

(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентиров. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.

(18)Тенденция к самореализации — знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все.

(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них — хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.

(26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие.

(По И. Маслову*)

* Илья Александрович Маслов (1935–2008 гг.) – поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвящённых истории.

20Какие утверждения противоречат содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Современные подростки активны, но не желают отдавать или делать что-либо просто так.

2) Сегодняшнее юное поколение не стремится к самореализации.

3) Подростки спешат побыстрее вырасти, чтобы свободно распоряжаться деньгами.

4) Нынешние подростки хуже своих предшественников.

5) Для современной молодёжи важнее сделать карьеру, чем выйти замуж или жениться.



21Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В Предложение 2 поясняет содержание 1.

2) В предложениях 14-15 представлено рассуждение.

3) В предложении 17 содержится аргумент к тезису, сформулированному в 16.

4) Предложения 21-23 содержат повествование.

5) В предложения 12-14 содержится описание.



22Из предложений 23-26 выпишите антонимы (антонимическую пару).



23Среди предложений 12-17 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

24«Описывая качества, свойственные современным подросткам, автор текста использует такой приём, как __________ (предложения 4–5), и синтаксическое средство выразительности – __________ (предложения 17, 22). Для характеристики молодого поколения используются лексические средства: __________ («просто так» в предложении 4) и __________ («установка», «потребности», «потребление» и др.)».

Список терминов:

1) риторическое обращение

2) общественно-политическая лексика

3) синонимы

4) парцелляция

5) ряды однородных членов

6) гипербола

7) цитирование

8) фразеологизм

9) анафора



Ваше имя: