Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 125
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №5

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "1"

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Гейзеры – это горячие источники, которые время от времени начинают бить из земли, выбрасывая пар и кипящую воду. (2) Вода заполняет глубокий разлом в земле, чаще всего рядом с вулканом. (3) Раскалённые горные породы подогревают воду, находящуюся глубоко под землёй, но вес вышележащей воды не позволяет горячей воде закипеть, пока она не нагреется ещё больше. (4) <...> она превращается в пар, который выталкивает воду наверх, на поверхность, отчего разлом опорожняется. (5) В следующий раз гейзер начинает бить тогда, когда разлом снова переполняется водой.

1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Гейзеры - это горячие источники, которые могут быть использованы для отопления зданий, теплиц и работы энергетических установок.

2) Появление гейзеров тесно связано с вулканической деятельностью.

3) Гейзеры образуются под действием раскалённых горных пород, которые подогревают воду до кипения в разломе земли, превращают её в пар, а пар выталкивает воду на поверхность.

4) Мощные струи очень горячей воды обычно имеют высоту около 20-40 м и больше.

5) Гейзер бьёт некоторое время, затем вода исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает состояние покоя.



2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста? Выпишите это слово.

Вероятно

Сначала

Иначе говоря

Тогда

Очевидно



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИКИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ИСТОЧНИК, -а; м.

1) Естественный выход подземных вод на поверхность земли; родник, ключ. Минеральный, целебный и. Брать воду из источника.

2) То, что даёт начало чему-л., служит основой для чего-л. И. повышения доходов. Источники сырья. И. света. И. жизни.

3) Тот, кто (то, что) даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л.И. всех сплетен и слухов. И. информации. Ненадёжный и. Сведения из верного источника.

4) Письменный памятник, документ, используемый при научном исследовании. Опираться на источники. Использовать все доступные источники.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть

плодоносИть

зАперта

добелА

оптОвый



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Толпа, опоясавшая раскат горы, была так далеко, что лиц нельзя было РАЗЛИЧИТЬ.

Вместе с пани Гролинской мы прошли в комнату, обставленную ДОБРОТНОЙ старинной мебелью.

Чёрный прелестный веер и ЖИВИТЕЛЬНЫЕ белые розы довершают туалет Нади.

ЛИЧНОСТНОЕ начало пишущего неярко выражено в сочинении.

Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.



6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОХРИПШИЙ

около СЕМИДЕСЯТИ лет

САМОЕ ЛЕГЧАЙШЕЕ задание

иду к НЕЙ

спелых АБРИКОСОВ



7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

Предложения
  1. Ниже гудела проволока на телеграфных столбах, уходящими вперёд длинной вереницей.
  2. Действие романа «Двенадцати стульев» развёртывается в том же 1927 году, в котором был написан роман.
  3. Можно было прекрасно разглядеть не только выражение лиц, а мельчайшие детали одежды, шитье на кафтанах.
  4. Как-то рано утром руководитель объявил ребятам, что сегодня я пойду с вами в ельник, на склоны ущелья реки.
  5. По окончанию еды нож и вилку (выпуклостью вниз) кладут на тарелку параллельно друг другу.
Грамматические ошибки
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. ошибка в построении предложения с однородными членами
  5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  7. неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д

8Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..стовщик

к..лорит

разн..мать

насл..ждение

прик..сновение



9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..тензия, пр..творяться

пр..оритет, пр..вет

кур..ёзный, об..ективный

чере..чур, бе..вкусный

не..деланный, ни..вергнуть



10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

юрод..вый

усил..вается

масл..це

затм..вать

устойч..вый



11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

раскол..шь

завис..мый

наде..вшийся

побор..мся

подстрел..нный



12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В пассажирском зале было пусто, (не)прибрано и стоял сильный запах керосина

Запинаясь, дрожа, (не)заканчивая фраз, я рассказал обо всем, что мы видели в окне.

Мой приход прервал разговор старых друзей, наверное, давно (не)видевшихся.

На самом дне гнезда были даже два яйца. Птенцы сидели на них и высиживали (не)хуже любой наседки.

Баргамот, продолжая (не)доумевать, начинает чувствовать, что случилось что-то нехорошее.



13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ТЕ(ЖЕ) серые угловатые утёсы громоздились по склонам, ТОТ(ЖЕ) безотрадно-белый снег лежал в расщелинах и впадинах.

ИЗ(ПОД) маленького белого цилиндра, надетого (НА)БЕКРЕНЬ, торчал рыжий клок пакли.

Мне приходилось читать, БУД(ТО) рыбы издают разные звуки в воде, КАК(БЫ) переговариваются друг с другом.

Единственное, что требовалось от дежурного, это при малейшей тревоге будить жильцов, ЧТО(БЫ) опасность не захватила их (В)РАСПЛОХ.

Родное село было (ОТ)СЮДА совсем близко - рукой подать. ХОТЯ(БЫ) на часок попасть туда...



14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Запинаясь и спеша, играл аккордеон, и около стари(1)ого собора с пузатыми витыми колонками и кова(2)ыми решётками на окнах сильно и вкусно пахло только что испечё(3)ым хлебом со двора хлебозавода.


15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Берёзы и тополя дремотно склонялись над заборами и крышами маленьких одноэтажных домов.

2) Сквозь ольху видна была часть лодки и что-то белело и двигалось в ней.

3) Каждый отпуск они проводили с туристическими группами то на Чёрном море то в Ленинграде то на Волге.

4) Завтра же необходимо поговорить с Лидией Павловной или с инспектором классов обо всём этом.

5) Телеграмма могла принести одинаково как хорошие так и дурные вести.



16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ледокол (1) выкрашенный в голубую краску (2) разрезая острым носом волны (3) искусно сделанные (4) из материи (5) как бы плыл навстречу школьникам.


17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Как ни долга полярная ночь, но (1) к счастью (2) и ей приходит конец; солнце появляется (3) примерно (4) в начале февраля.


18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы были в широком коридоре (1) вдоль (2) которого (3) посередине зачем-то (4) тянулись точёные перила.


19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пол был ниже земли (1) и (2) когда (3) я прыгнул внутрь (4) подоконник оказался выше моей головы.


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.

- (2)А где вас ранило? - спрашивали ребята.

- (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.

(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой - почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.

(7)Какое это было счастье - полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.

(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель - и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой — работать. (24)Да и сами они только этого и желали.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.

(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других - юность, у третьих - жизнь.

(По Л. Улицкой)*

* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) — современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.

20Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Учитель подробно рассказывал своим ученикам о войне.

2) Учитель понял, что в тяжёлых условиях послевоенной жизни главным для деревенских ребят было не образование, а выживание.

3) Учитель был против того, чтобы его отправили работать в северную деревню, а не оставили преподавать в Москве.

4) Кроме литературы, учителю ещё приходилось преподавать географию и историю.

5) Учителю казалось, что деревенские люди были не лучше городских.



21Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложения 20-24 представлено рассуждение.

2) Предложение 3 содержит ответ на вопрос, заданный в предложении 2.

3) Предложения 26-27 содержат описание.

4) Предложения 6, 8-9 содержат повествование.

5) В предложении 13 содержится рассуждение.



22Из предложений 25-26 выпишите антонимы (антонимическую пару).



23Среди предложений 16-20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

24«Рассказывая историю учителя, Л. Улицкая использует синтаксическое средство - (А)______(предложения 4, 8, 9, 11, 12). Другое синтаксическое средство - (Б)______ (предложения 16, 17, 20-22) – помогает передать мысли учителя о жизни, об учениках, о работе. В описании природы и быта северной деревни, где трудится учитель после войны, важную роль играют тропы:_______ (В) («нетронутая робкая природа» в предложении 13, «тяжёлую работу» в предложении 16 ) и (Г)_______ («деревня … жила» в предложении 28)

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) вопросительные предложения

3) односоставные предложения

4) профессиональная лексика

5) метонимия

6) лексический повтор

7) фразеологизм

8) эпитет

9) ряд однородных членов предложения



Ваше имя: