Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 36
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №5

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Гейзеры – это горячие источники, которые время от времени начинают бить из земли, выбрасывая пар и кипящую воду. (2) Вода заполняет глубокий разлом в земле, чаще всего рядом с вулканом. (3) Раскалённые горные породы подогревают воду, находящуюся глубоко под землёй, но вес вышележащей воды не позволяет горячей воде закипеть, пока она не нагреется ещё больше. (4) <...> она превращается в пар, который выталкивает воду наверх, на поверхность, отчего разлом опорожняется. (5) В следующий раз гейзер начинает бить тогда, когда разлом снова переполняется водой.

1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Гейзеры - это горячие источники, которые могут быть использованы для отопления зданий, теплиц и работы энергетических установок.

2) Появление гейзеров тесно связано с вулканической деятельностью.

3) Гейзеры образуются под действием раскалённых горных пород, которые подогревают воду до кипения в разломе земли, превращают её в пар, а пар выталкивает воду на поверхность.

4) Мощные струи очень горячей воды обычно имеют высоту около 20-40 м и больше.

5) Гейзер бьёт некоторое время, затем вода исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает состояние покоя.



2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста? Выпишите это слово.

Вероятно

Сначала

Иначе говоря

Тогда

Очевидно



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИКИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ИСТОЧНИК, -а; м.

1) Естественный выход подземных вод на поверхность земли; родник, ключ. Минеральный, целебный и. Брать воду из источника.

2) То, что даёт начало чему-л., служит основой для чего-л. И. повышения доходов. Источники сырья. И. света. И. жизни.

3) Тот, кто (то, что) даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л.И. всех сплетен и слухов. И. информации. Ненадёжный и. Сведения из верного источника.

4) Письменный памятник, документ, используемый при научном исследовании. Опираться на источники. Использовать все доступные источники.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть

плодоносИть

зАперта

добелА

оптОвый



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Толпа, опоясавшая раскат горы, была так далеко, что лиц нельзя было РАЗЛИЧИТЬ.

Вместе с пани Гролинской мы прошли в комнату, обставленную ДОБРОТНОЙ старинной мебелью.

Чёрный прелестный веер и ЖИВИТЕЛЬНЫЕ белые розы довершают туалет Нади.

ЛИЧНОСТНОЕ начало пишущего неярко выражено в сочинении.

Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.



6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОХРИПШИЙ

около СЕМИДЕСЯТИ лет

САМОЕ ЛЕГЧАЙШЕЕ задание

иду к НЕЙ

спелых АБРИКОСОВ



7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

Предложения
  1. Ниже гудела проволока на телеграфных столбах, уходящими вперёд длинной вереницей.
  2. Действие романа «Двенадцати стульев» развёртывается в том же 1927 году, в котором был написан роман.
  3. Можно было прекрасно разглядеть не только выражение лиц, а мельчайшие детали одежды, шитье на кафтанах.
  4. Как-то рано утром руководитель объявил ребятам, что сегодня я пойду с вами в ельник, на склоны ущелья реки.
  5. По окончанию еды нож и вилку (выпуклостью вниз) кладут на тарелку параллельно друг другу.
Грамматические ошибки
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. ошибка в построении предложения с однородными членами
  5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  7. неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д

8Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

р..стовщик

к..лорит

разн..мать

насл..ждение

прик..сновение



9Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..тензия, пр..творяться

пр..оритет, пр..вет

кур..ёзный, об..ективный

чере..чур, бе..вкусный

не..деланный, ни..вергнуть



10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

юрод..вый

усил..вается

масл..це

затм..вать

устойч..вый



11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

раскол..шь

завис..мый

наде..вшийся

побор..мся

подстрел..нный



12Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В пассажирском зале было пусто, (не)прибрано и стоял сильный запах керосина

Запинаясь, дрожа, (не)заканчивая фраз, я рассказал обо всем, что мы видели в окне.

Мой приход прервал разговор старых друзей, наверное, давно (не)видевшихся.

На самом дне гнезда были даже два яйца. Птенцы сидели на них и высиживали (не)хуже любой наседки.

Баргамот, продолжая (не)доумевать, начинает чувствовать, что случилось что-то нехорошее.



13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ТЕ(ЖЕ) серые угловатые утёсы громоздились по склонам, ТОТ(ЖЕ) безотрадно-белый снег лежал в расщелинах и впадинах.

ИЗ(ПОД) маленького белого цилиндра, надетого (НА)БЕКРЕНЬ, торчал рыжий клок пакли.

Мне приходилось читать, БУД(ТО) рыбы издают разные звуки в воде, КАК(БЫ) переговариваются друг с другом.

Единственное, что требовалось от дежурного, это при малейшей тревоге будить жильцов, ЧТО(БЫ) опасность не захватила их (В)РАСПЛОХ.

Родное село было (ОТ)СЮДА совсем близко - рукой подать. ХОТЯ(БЫ) на часок попасть туда...



14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Запинаясь и спеша, играл аккордеон, и около стари(1)ого собора с пузатыми витыми колонками и кова(2)ыми решётками на окнах сильно и вкусно пахло только что испечё(3)ым хлебом со двора хлебозавода.


15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Берёзы и тополя дремотно склонялись над заборами и крышами маленьких одноэтажных домов.

2) Сквозь ольху видна была часть лодки и что-то белело и двигалось в ней.

3) Каждый отпуск они проводили с туристическими группами то на Чёрном море то в Ленинграде то на Волге.

4) Завтра же необходимо поговорить с Лидией Павловной или с инспектором классов обо всём этом.

5) Телеграмма могла принести одинаково как хорошие так и дурные вести.



16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ледокол (1) выкрашенный в голубую краску (2) разрезая острым носом волны (3) искусно сделанные (4) из материи (5) как бы плыл навстречу школьникам.


17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Как ни долга полярная ночь, но (1) к счастью (2) и ей приходит конец; солнце появляется (3) примерно (4) в начале февраля.


18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы были в широком коридоре (1) вдоль (2) которого (3) посередине зачем-то (4) тянулись точёные перила.


19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пол был ниже земли (1) и (2) когда (3) я прыгнул внутрь (4) подоконник оказался выше моей головы.


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.

- (2)А где вас ранило? - спрашивали ребята.

- (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.

(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой - почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.

(7)Какое это было счастье - полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.

(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель - и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой — работать. (24)Да и сами они только этого и желали.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.

(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других - юность, у третьих - жизнь.

(По Л. Улицкой)*

* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) — современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.

20Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Учитель подробно рассказывал своим ученикам о войне.

2) Учитель понял, что в тяжёлых условиях послевоенной жизни главным для деревенских ребят было не образование, а выживание.

3) Учитель был против того, чтобы его отправили работать в северную деревню, а не оставили преподавать в Москве.

4) Кроме литературы, учителю ещё приходилось преподавать географию и историю.

5) Учителю казалось, что деревенские люди были не лучше городских.



21Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложения 20-24 представлено рассуждение.

2) Предложение 3 содержит ответ на вопрос, заданный в предложении 2.

3) Предложения 26-27 содержат описание.

4) Предложения 6, 8-9 содержат повествование.

5) В предложении 13 содержится рассуждение.



22Из предложений 25-26 выпишите антонимы (антонимическую пару).



23Среди предложений 16-20 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

24«Рассказывая историю учителя, Л. Улицкая использует синтаксическое средство - (А)______(предложения 4, 8, 9, 11, 12). Другое синтаксическое средство - (Б)______ (предложения 16, 17, 20-22) – помогает передать мысли учителя о жизни, об учениках, о работе. В описании природы и быта северной деревни, где трудится учитель после войны, важную роль играют тропы:_______ (В) («нетронутая робкая природа» в предложении 13, «тяжёлую работу» в предложении 16 ) и (Г)_______ («деревня … жила» в предложении 28)

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) вопросительные предложения

3) односоставные предложения

4) профессиональная лексика

5) метонимия

6) лексический повтор

7) фразеологизм

8) эпитет

9) ряд однородных членов предложения



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.