Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 142
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №13

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Смерч – это восходящий вихрь, который имеет колоссальную разрушительную силу. (2)Он визуально похож на тёмный, серо-синий столб воздуха. (3)Иногда этот столб прямой, в иных случаях изогнутый, движется по определенной траектории, довольно быстро. (4)Высота смерча достигает более 1000 метров, горизонтальная скорость 30-40 км/час. (5)Встреча со смерчем опасна: обладая большой разрушительной силой и вращаясь по спирали, он может поднять вверх всё, что оказывается на его пути. (6)<...> при виде смерча нужно определить направление его перемещения и немедленно уходить в сторону.

1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Смерч – мощнейшая стихия, которая по своим разрушительным свойствам может сравниться с землетрясением.

2) Встречи со смерчем - восходящим вихрем, похожим на серо-синий столб воздуха, - можно избежать, правильно определив направление его перемещения.

3) Встреча со смерчем - атмосферным явлением разрушительной силы - опасна, но спастись от этого вихря можно, если верно определить направление перемещения вихря и отойти в сторону.

4) Скорость смерча достигает 30-40 км/час.

5) Смерч вращается по спирали и может поднять вверх всё, что встретится ему на пути.



2Самостоятельно подберите указательное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста. Запишите это наречие.



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТОЛБ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СТОЛБ, -а; м.

1) Бревно, толстый брус, креплённые вертикально, стоймя. Фонарный с. Верстовой с. Пограничный с. Стоять как с., столбом (грубо; неподвижно, бесчувственно, непонимающе, тупо).

2) чего. Масса чего-л., принявшая удлинённую форму и поднимающаяся, простирающаяся вверх. Водяной с. С. света, пыли. С. огня. С. мошкары. Виться, подниматься столбом.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опОшлят

бАнты

чЕлюстей

столЯр

пОнявший



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Читая это письмо, нельзя было не отметить, что АДРЕСАНТ отличается незаурядным красноречием.

Я подумал, это мне кажется так, слух мой сам ПОПОЛНИЛ к шелесту умирающей природы два бодрых человеческих слова.

Утром после чая мы строились во дворе в пары, когда в воротах показалась ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ фигура Василия Петровича.

Работа профессора Яковкина в целом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой крупное научное достижение.

Денег, которые он получал как член-корреспондент Академии наук, едва хватило бы на ОПЛАТУ счетов за квартиру, дачу, коммунальные расходы.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура воздуха в феврале месяце была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

золотые КУПОЛА

из ПОЛУТОРА метров материи

череда БУДНЕЙ

действовать наиболее РЕШИТЕЛЬНЕЕ

в ОБЕИХ руках



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Грамматические ошибки
  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  5. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предложения
  1. Химическая реакция показывает состав вещества и помогает разобраться в нём.
  2. Автор «Слова о полку Игореве» призывал русских князей к единению.
  3. Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
  4. Все, кто сидели, быстро поднялись.
  5. На залитых улицах солнцем уже не было так безжизненно и пустынно, как вчера вечером.
  6. Ведь Сергей Павлович поступил вопреки здравого смысла.
  7. В журнале «Юном натуралисте» публиковали свои статьи В. Бианки, М. Пришвин, К. Паустовский, В. Астафьев, В. Солоухин, И. Акимушкин, В. Чаплина и другие писатели.
  8. Оплата проезда в автобусах производится у кондуктора.
  9. Выбегая вместе с матерью из ресторана на лестницу, Леньке захотелось выглянуть в окно.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) г..ниальный, т..нденция, мед..ана

2) обм..кнуть, возг..рание, разж..мать

3) отр..сль, неприк..саемый, прир..щение

4) д..легат, р..нтабельный, пс..вдоним

5) выск..чка, отл..жить, п..рсонал



10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..цвет, бе..билетный, ра..пущенный

2) беспр..рывно, непр..клонный, пр..кратиться

3) о..биваться, по..тачивать, пре..положение

4) вз..браться, р..зыграть, пр..язык

5) под..тоженный, воз..меть, с..змальства



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) расклан..ваться, почу..ли

2) придирч..во, возненавид..в

3) имень..це, огорош..вший

4) гел..вый, замш..вый

5) ялт..нский, досто..нство



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) омыва..мый, подстрел..нный

2) (он) обид..т, слож..нный

3) неузнава..мый, (он) пыш..т (здоровьем)

4) (они) прикле..т, прикле..нный

5) (они) обналич..т, (родители) тревож..тся



13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я окончательно убедился в том, что рукописи были (НЕ)ЗАБЫТЫ в балке на побережье, а оставлены.

Лектор, (НЕ)ПОПРОЩАВШИСЬ, вышел.

Время от времени на шоссе попадались (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ, накрененные машины.

Никто (НЕ)ОТВАЖИВАЛСЯ заняться промыслом в такую погоду.

Металл желтоватый, но совсем (НЕ)ПОХОЖ на золото, лёгкий, тусклый.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ИЗ(ПОД) высокой ратуши-каланчи, что стояла (ПО)СРЕДИ центральной площади, донёсся звон разбитого стекла.

Мне было приказано во ЧТО(БЫ) то ни стало сомкнуть на морской карте берега залива, изображённые (В)ВИДЕ двух разорванных кривых линий.

Я подошёл и просмотрел (НА)УГАД несколько страниц. Это был ЧЕЙ(ТО) архив.

Лёнька ТО(ЖЕ) стаскивает с головы свою ушастую шапку и (ИС)КОСА смотрит на отца.

Ещё днем таяло, совсем (ПО)ВЕСЕННЕМУ грело солнце, а к вечеру (С)НОВА подморозило.



15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Главный корпус представлял собой казарме(1)ого вида особняк из жжё(2)ого кирпича. Опояса(3)ый растительностью, он казался вечно сырым и затравле(4)ым.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Раздавались только тихий шелест раздвигаемых кустов за забором да осторожные шаги двух человек.

2) Копыта лошадей глубоко уходили в разбухшие листья мох и молодую траву.

3) Теперь то одна лошадь то другая забегала вперед и всякий раз отставшей приходилось нагонять свою соседку.

4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.

5) Высокая скала преградила нам путь и лодке пришлось объехать её.



17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Забравшись (1) на широкую отцовскую постель (2) и (3) уткнувшись (4) подбородком в плечо отца (5) Васёк (6) взволнованный (7) событиями вечера (8) не мог уснуть.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Бессмертное счастие наше (1)
Россией зовётся в веках.
Мы края не видели краше,
А были во многих краях.
Но где бы (2) стезя (3) ни бежала,
Нам русская снилась (4) земля.
Изгнание (5) где твоё жало,
Чужбина (6) где сила твоя?
(В.В. Набоков)



19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Тринадцать лет я провёл в ожидании произведения (1) в основу (2) которого (3) должны были лечь эти записки.


20Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вовка с каждым днём становился всё чернее (1) и (2) когда (3) его загар достиг предела (4) стал больше времени проводить в курятнике.


21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ.

(1)Баскунча́к — солёное озеро в Ахтубинском районе Астраханской области. (2)С 8 века (ещё при хазарах) в этой местности начали добывать соль, отправляя ее по одной из караванных троп Шелкового пути – на восток и на запад. (3)Площадь озера — около 106 км². (4)Минеральные соли, сульфидноиловая грязь, природные глины – именно эти вещества делают воду уникального озера лечебной. (5)Эффект от полезных свойств сопоставим с пользой от лечения в Мёртвом море. (6)«Воздух в этой местности, содержащий бром и фитонциды, также очень полезен для здоровья», - утверждают учёные. (7)Будете купаться в озере – вода не даст вам утонуть. (8)Она насыщена солью – вытолкнет вас на поверхность.


Прочитайте текст и выполните задания 21–26.

(1)Мой старый приятель, художник по профессии, недавно подарил мне свою картину с названием «Верба». (2)И сразу так ясно вспомнилось, как давным-давно ненастным весенним днём у себя на родине бродил я в Берёзовом логу — просторной лощине, заросшей тополем да вербой.

(3)Утро было каким-то беспокойным, я буквально сбежал от всех и одиноко блуждал в Берёзовом логу. (4)Раскосмаченные серые тучи неслись по небу стремительно, низко, касаясь маковок тополей. (5)Словом, ненастье. (6)Я брёл и брёл, уже ругая себя за то, что вспылил и пришёл в этот холод из тепла, из дома.

(7)И вдруг возле ручья, в низине, скорее не увидел я, а почуял что-то необычное — словно солнечный свет, золотистое его сияние. (8)Я подошёл ближе: это цвёл невеликий вербовый куст.

(9)В белых серёжках его, через серебряный ворс, пробились жёлтые пыльники цвета. (10)И серёжки стали золотистыми. (11)Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом. (12)Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день. (13)Согрел и меня.

(14)Огромный просторный мир: пустая земля, низкое небо, тополиные, ольховые голые ветки, песчаные бугры, меж них — неезженая дорога, — всё это зябко и сиро. (15)А рядом — малый куст золотой, словно лампада в красном углу. (16)Символ весны и жизни в ненастном дне.

(17)Всё это было давно. (18)Но так хорошо помнится! (19)А теперь ещё и картина висит, тоже светит. (20)Радуется душа...

(21)Когда-то я рассказывал о цветущей вербе, что согрела мою душу, своему приятелю-художнику, и он, видно, запомнил. (22)Через столько лет, но написал картину. (23)Значит, и ему легло на душу. (24)Хотя что тут особенного? (25)Просто хмурый день и золотистая верба. (26)Но помнит сердце…

(27)Сколько в жизни нашей таких вот коротких, но тёплых минут, которые уйдут, а память о них останется с нами надолго, может быть, навсегда, и память эта будет согревать душу. (28)У каждого — своё.

(29)Память детства, один из обычных дней. (30)Какое-нибудь утро ли, поздний вечер, когда склоняется к тебе мать ли, бабушка. (31)Тёплые руки, доброе лицо. (32)Волна любви. (33)Она проходит, но остаётся. (34)Или — жёлтые листья у тополя, их мягкий ковер. (35)Это — осень. (36)Цветущий вербовый куст по весне. (37)Чей-то светлый лик…

(38)Есть рассказ ли, притча о ночном далёком огне, который впереди. (39)Он зовёт, он скрашивает, сокращает путь, особенно во тьме.

(40)Для меня и, думаю, для всех нас одного лишь огонька впереди, конечно, мало. (41)Их много на нашем пути, добрых знаков, тёплых дней и минут, которые помогают жить, раздвигая порой сумеречные, ненастные дни.

(42)Так и живём, так и плывём: от огня к огню.

(По Б. Екимову*)

* Борис Петрович Екимов (род. в 1938г.) — русский прозаик и публицист, лауреат Государственной премии РФ (1998), лауреат премии Александра Солженицына (2008). Бориса Екимова нередко называют проводником литературных традиций Донского края. Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека. Широкую известность получили сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда», роман «Родительский дом».

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Картину «Верба» подарил повествователю старинный приятель.

2) Картина напомнила рассказчику о военных событиях.

3) Для рассказчика верба – это символ неразделённой любви.

4) Для рассказчика верба - символ весны и жизни.

5) Однажды в солнечный день в Берёзовом Логу рассказчик увидел удивительный вербовый куст.



23Какие из перечисленных утверждений является ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 9-13 содержится рассуждение.

2) Предложения 27-28 содержат рассуждение.

3) Предложения 3-5 содержат повествование.

4) Предложения 14-15 содержат описание.

5) Предложения 22-24 содержат элементы описания.



24Из предложения 27 выпишите синонимы.



25Среди предложений 4-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Воспоминания рассказчика о прошлом яркие, незабываемые. Именно поэтому Б. Екимов использует такие тропы, как (А)_____, например «куст золотой» (предложение 15), «раскосмаченные серые тучи» (предложение 4) и (Б)_____ («словно солнечный свет» в предложении 7, «словно лампада в красном углу» в предложении 15). Эмоциональность размышлениям придают и синтаксические средства: (В) ____(предложения 24-25) и (Г)_____(предложение 18)».

Список терминов:

1) метафора

2) риторическое восклицание

3) сравнение

4) анафора

5) однородные члены

6) вопросно-ответная форма изложения

7) риторическое обращение

8) эпитеты

9) антонимы



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.