Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ по русскому языку. 2022 год. Тренировочный вариант №5

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Акционерное общество обладает начальным капиталом, разделённым на определённое число равных долей — акций. Акционерами могут стать как отдельные люди, так и предприятия, организации. Учреждение акционерного общества обязательно должно быть оформлено договором. Акции открытых акционерных обществ находятся в свободной продаже, их можно купить на фондовых биржах. В закрытом акционерном обществе порядок их распространения <...> — преимущественное право покупки акций выходящего из состава общества акционера получают остальные акционеры. В современном мире именно акционерные общества являются ведущей формой предприятия.

Все перечисленные виды предприятий объединяет одно: они сориентированы на получение прибыли, и их экономическую основу составляет частная собственность.

1Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Цель автора текста заключается в том, чтобы сообщить информацию о понятии «акционерное общество», назвать его отличительные признаки.

2) Текст отличается стандартизированностью изложения, долженствующе-предписывающим характером, сжатостью, официальностью, безэмоциональностью, что свойственно текстам официально-делового стиля.

3) Текст содержит социальную оценку описываемого явления, отличается призывностью и формирует общественное мнение.

4) Текст относится к научному стилю, в нём используются обществоведческие и экономические термины (акционерное общество, акция, фондовые биржи, частная собственность, виды предприятий и др.)

5) Жанр этого текста - научная рецензия.

2Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста. Запишите это местоимение.

3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОСНОВА. Определите значение, в котором это слово употреблено в седьмом (7) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. Основа, -ы; ж.

1) Опорная часть предмета; остов. Железобетонная о. конструкции.

2) мн. Исходные, главные положения чего-н. Основы экономических знаний. Основы нравственности.

3) В грамматике: вся часть слова до окончания. Непроизводная о. (равная корню). Производная о. (корень вместе с суффиксами).

4) Источник, главное, на чём строится что-н., что является сущностью чего-н. Экономическая о. общества.

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опОшлят

бАнты

чЕлюстей

столЯр

пОнявший

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Приезжим неинтересен этот БЕДНЫЙ городок, в котором ничего нельзя ни купить, ни увидеть.

Мне бы ещё длинные волосы, да не успела ВЫРАСТИТЬ.

Утром после чая мы строились во дворе в пары, когда в воротах показалась ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ фигура Василия Петровича.

Работа профессора Яковкина в целом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой крупное научное достижение.

Денег, которые он получал как член-корреспондент Академии наук, едва хватило бы на ОПЛАТУ счетов за квартиру, дачу, коммунальные расходы.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Температура воздуха в феврале месяце была выше нормы, поэтому первоцветы распустились раньше обычного.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

золотые КУПОЛА

из ПОЛУТОРА метров материи

череда БУДНЕЙ

действовать наиболее РЕШИТЕЛЬНЕЕ

в ОБЕИХ руках

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Грамматические ошибки
  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  5. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предложения
  1. Химическая реакция показывает состав вещества и помогает разобраться в нём.
  2. Автор «Слова о полку Игореве» призывал русских князей к единению.
  3. Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
  4. Все, кто сидели, быстро поднялись.
  5. На залитых улицах солнцем уже не было так безжизненно и пустынно, как вчера вечером.
  6. Ведь Сергей Павлович поступил вопреки здравого смысла.
  7. В журнале «Юном натуралисте» публиковали свои статьи В. Бианки, М. Пришвин, К. Паустовский, В. Астафьев, В. Солоухин, И. Акимушкин, В. Чаплина и другие писатели.
  8. Оплата проезда в автобусах производится у кондуктора.
  9. Выбегая вместе с матерью из ресторана на лестницу, Леньке захотелось выглянуть в окно.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) макушка, горчица, помириться (с другом)

2) обмакнуть, возгорание, разжимать

3) отрасль, неприкасаемый, приращение

4) постелить, преклоняться, кассир

5) выскочка, отложить, персонал

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..цвет, бе..билетный, ра..пущенный

2) беспр..рывно, непр..клонный (характер), пр..кратиться

3) о..биваться, по..тачивать, пре..положение

4) вз..браться, р..зыграть, пр..язык

5) под..тоженный, воз..меть, с..змальства

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) расклан..ваться, почу..ли

2) придирч..во, возненавид..в

3) имень..це, огорош..вший

4) гел..вый, замш..вый

5) ялт..нский, досто..нство

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) омыва..мый, подстрел..нный

2) (он) обид..т, слож..нный

3) неузнава..мый, (он) пыш..т (здоровьем)

4) (они) прикле..т, прикле..нный

5) (они) обналич..т, (родители) тревож..тся

13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я окончательно убедился в том, что рукописи были (НЕ)ЗАБЫТЫ в балке на побережье, а оставлены.

Лектор, (НЕ)ПОПРОЩАВШИСЬ, вышел.

Время от времени на шоссе попадались (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ, накрененные машины.

Никто (НЕ)ОТВАЖИВАЛСЯ заняться промыслом в такую погоду.

Металл желтоватый, но совсем (НЕ)ПОХОЖ на золото, лёгкий, тусклый.

14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ИЗ(ПОД) высокой ратуши-каланчи, что стояла (ПО)СРЕДИ центральной площади, донёсся звон разбитого стекла.

Мне было приказано во ЧТО(БЫ) то ни стало сомкнуть на морской карте берега залива, изображённые (В)ВИДЕ двух разорванных кривых линий.

Я подошёл и просмотрел (НА)УГАД несколько страниц. Это был ЧЕЙ(ТО) архив.

Лёнька ТО(ЖЕ) стаскивает с головы свою ушастую шапку и (ИС)КОСА смотрит на отца.

Ещё днем таяло, совсем (ПО)ВЕСЕННЕМУ грело солнце, а к вечеру (С)НОВА подморозило.

15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На месте был весь нехитрый скарб рыбачьего жилища: железная печка с прикруче(1)ой проволокой дверкой, закопчё(2)ый чайник, кусок зеркала, в котором угадывался ещё более таинстве(3)ый мир полуосвещё(4)ой избушки и старые растопта(5)ые валенки – самая жела(6)ая обувь для натруже(7)ых ног.

16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Николай был щупл и приземист но зато проворен и бесшабашен.

2) Копыта лошадей глубоко уходили в разбухшие листья мох и молодую траву.

3) Теперь то одна лошадь то другая забегала вперед и всякий раз отставшей приходилось нагонять свою соседку.

4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.

5) Высокая скала преградила нам путь и лодке пришлось объехать её.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Забравшись (1) на широкую отцовскую постель (2) и (3) уткнувшись (4) подбородком в плечо отца (5) Васёк (6) взволнованный (7) событиями вечера (8) не мог уснуть.

18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Бессмертное счастие наше (1)
Россией зовётся в веках.
Мы края не видели краше,
А были во многих краях.
Но где бы (2) стезя (3) ни бежала,
Нам русская снилась (4) земля.
Изгнание (5) где твоё жало,
Чужбина (6) где сила твоя?

(В.В. Набоков)

19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Оттуда (1) Сильвестр Петрович верхом рысцою поехал к Таисье (2) чтобы посмотреть крестника (3) которого (4) давно не видел (5) и спросить (6) нет ли какой (7) неотложной нужды.

20Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вовка с каждым днём становился всё чернее (1) и (2) когда (3) его загар достиг предела (4) стал больше времени проводить в курятнике.

21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений .

(1)Баскунча́к — солёное озеро в Ахтубинском районе Астраханской области. (2)С 8 века (ещё при хазарах) в этой местности начали добывать соль, отправляя её по одной из караванных троп Шелкового пути – на восток и на запад. (3)Площадь озера — около 106 км². (4)Минеральные соли, сульфидноиловая грязь, природные глины – именно эти вещества делают воду уникального озера лечебной. (5)Эффект от полезных свойств сопоставим с пользой от лечения в Мёртвом море. (6)«Воздух в этой местности, содержащий бром и фитонциды, также очень полезен для здоровья», - утверждают учёные. (7)Будете купаться в озере – вода не даст вам утонуть. (8)Она насыщена солью, поэтому вытолкнет вас на поверхность.
Прочитайте текст и выполните задания 21–26.

(1)Мой старый приятель, художник по профессии, недавно подарил мне свою картину с названием «Верба». (2)И сразу так ясно вспомнилось, как давным-давно ненастным весенним днём у себя на родине бродил я в Берёзовом логу — просторной лощине, заросшей тополем да вербой.

(3)Утро было каким-то беспокойным, я буквально сбежал от всех и одиноко блуждал в Берёзовом логу. (4)Раскосмаченные серые тучи неслись по небу стремительно, низко, касаясь маковок тополей. (5)Словом, ненастье. (6)Я брёл и брёл, уже ругая себя за то, что вспылил и пришёл в этот холод из тепла, из дома.

(7)И вдруг возле ручья, в низине, скорее не увидел я, а почуял что-то необычное — словно солнечный свет, золотистое его сияние. (8)Я подошёл ближе: это цвёл невеликий вербовый куст.

(9)В белых серёжках его, через серебряный ворс, пробились жёлтые пыльники цвета. (10)И серёжки стали золотистыми. (11)Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом. (12)Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день. (13)Согрел и меня.

(14)Огромный просторный мир: пустая земля, низкое небо, тополиные, ольховые голые ветки, песчаные бугры, меж них — неезженая дорога, — всё это зябко и сиро. (15)А рядом — малый куст золотой, словно лампада в красном углу. (16)Символ весны и жизни в ненастном дне.

(17)Всё это было давно. (18)Но так хорошо помнится! (19)А теперь ещё и картина висит, тоже светит. (20)Радуется душа...

(21)Когда-то я рассказывал о цветущей вербе, что согрела мою душу, своему приятелю-художнику, и он, видно, запомнил. (22)Через столько лет, но написал картину. (23)Значит, и ему легло на душу. (24)Хотя что тут особенного? (25)Просто хмурый день и золотистая верба. (26)Но помнит сердце…

(27)Сколько в жизни нашей таких вот коротких, но тёплых минут, которые уйдут, а память о них останется с нами надолго, может быть, навсегда, и память эта будет согревать душу. (28)У каждого — своё.

(29)Память детства, один из обычных дней. (30)Какое-нибудь утро ли, поздний вечер, когда склоняется к тебе мать ли, бабушка. (31)Тёплые руки, доброе лицо. (32)Волна любви. (33)Она проходит, но остаётся. (34)Или — жёлтые листья у тополя, их мягкий ковер. (35)Это — осень. (36)Цветущий вербовый куст по весне. (37)Чей-то светлый лик…

(38)Есть рассказ ли, притча о ночном далёком огне, который впереди. (39)Он зовёт, он скрашивает, сокращает путь, особенно во тьме.

(40)Для меня и, думаю, для всех нас одного лишь огонька впереди, конечно, мало. (41)Их много на нашем пути, добрых знаков, тёплых дней и минут, которые помогают жить, раздвигая порой сумеречные, ненастные дни.

(42)Так и живём, так и плывём: от огня к огню.

(По Б. Екимову*)

* Борис Петрович Екимов (род. в 1938г.) — русский прозаик и публицист, лауреат Государственной премии РФ (1998), лауреат премии Александра Солженицына (2008). Бориса Екимова нередко называют проводником литературных традиций Донского края. Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека. Широкую известность получили сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда», роман «Родительский дом».

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Картину «Верба» подарил повествователю старинный приятель.

2) Картина напомнила рассказчику о военных событиях.

3) Для рассказчика верба – это символ неразделённой любви.

4) Для рассказчика верба - символ весны и жизни.

5) Однажды в солнечный день в Берёзовом Логу рассказчик увидел удивительный вербовый куст.

23Какие из перечисленных утверждений является ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 9-13 представлено рассуждение.

2) В предложениях 27-28 представлено рассуждение.

3) В предложениях 3-5 представлено повествование.

4) В предложениях 14-15 представлено описание.

5) Предложения 22-24 содержат элементы описания.

24Из предложения 27 выпишите синонимы.

25Среди предложений 4-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Воспоминания рассказчика о прошлом яркие, незабываемые. Именно поэтому Б. Екимов использует такие тропы, как (А)_____, например «куст золотой» (предложение 15), «раскосмаченные серые тучи» (предложение 4) и (Б)_____ («словно солнечный свет» в предложении 7, «словно лампада в красном углу» в предложении 15). Эмоциональность размышлениям придают и стилистические приёмы: (В) ____(предложения 24-25) и (Г)_____(предложение 18)».

Список терминов:

1) метафора

2) риторическое восклицание

3) сравнение

4) анафора

5) однородные члены

6) вопросно-ответная форма изложения

7) риторическое обращение

8) эпитеты

9) антонимы

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.