Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 321
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №4

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "1"

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Смерч – это восходящий вихрь, который имеет колоссальную разрушительную силу. (2)Он визуально похож на тёмный, серо-синий столб воздуха. (3)Иногда этот столб прямой, в иных случаях изогнутый, движется по определенной траектории, довольно быстро. (4)Высота смерча достигает более 1000 метров, горизонтальная скорость 30-40 км/час. (5)Встреча со смерчем опасна: обладая большой разрушительной силой и вращаясь по спирали, он может поднять вверх всё, что оказывается на его пути. (6) <...> при виде смерча нужно определить направление его перемещения и немедленно уходить в сторону.

1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Смерч – мощнейшая стихия, которая по своим разрушительным свойствам может сравниться с землетрясением.

2) Смерч – это восходящий вихрь, похожий на серо-синий столб воздуха, имеющий колоссальную разрушительную силу.

3) Встреча со смерчем опасна, но спастись от него можно, если верно определить направление перемещения вихря и отойти в сторону.

4) Скорость смерча достигает 30-40 км/час.

5) Смерч вращается по спирали и может поднять вверх всё, что встретится ему на пути.



2Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении? Выберите это слово и запишите его с заглавной буквы.

Однако

Поэтому

В результате

Потому что

В конце концов



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТОЛБ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СТОЛБ, -а; м.

1) Бревно, толстый брус, креплённые вертикально, стоймя. Фонарный с. Верстовой с. Пограничный с. Стоять как с., столбом (грубо; неподвижно, бесчувственно, непонимающе, тупо).

2) чего. Масса чего-л., принявшая удлинённую форму и поднимающаяся, простирающаяся вверх. Водяной с. С. света, пыли. С. огня. С. мошкары. Виться, подниматься столбом.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опОшлят

бАнты

чЕлюстей

столЯр

пОнявший



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Необычно крупные зерна этого колоса стали родоначальниками нового сорта, выведенного после ещё пяти лет упорной селекции и жестокого ОТБОРА.

И прохожие испуганно шарахались, оглядывались, СТРЯХИВАЛИ забрызганные грязью пальто.

Утром после чая мы строились во дворе в пары, когда в воротах показалась ВЕЛИЧЕСТВЕННАЯ фигура Василия Петровича.

Работа профессора Яковкина в целом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой крупное научное достижение.

Денег, которые он получал как член-корреспондент Академии наук, едва хватило бы на ОПЛАТУ счетов за квартиру, дачу, коммунальные расходы.



6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

золотые КУПОЛА

из ПОЛУТОРА метров материи

череда БУДНЕЙ

действовать наиболее РЕШИТЕЛЬНЕЕ

в ОБЕИХ руках



7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

Предложения
  1. Все, кто сидели, быстро поднялись.
  2. На залитых улицах солнцем уже не было так безжизненно и пустынно, как вчера вечером.
  3. Выбегая вместе с матерью из ресторана на лестницу, Леньке захотелось выглянуть в окно.
  4. Ведь Сергей Павлович поступил вопреки здравого смысла.
  5. В журнале «Юном натуралисте» публиковали свои статьи В. В. Бианки, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев, В. А. Солоухин, И. И. Акимушкин, В. В. Чаплина и другие писатели.
Грамматические ошибки
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. ошибка в построении предложения с однородными членами
  5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  7. неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д

8Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обм..кнуть

г..ниальный

отр..сль

д..легат

выск..чка



9Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..цвет, бе..билетный

беспр..рывно, пр..клонный

о..биваться, по..тачивать

вз..браться, р..зыграть

и..подлобья, в..будоражить



10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расклан..ваться

придирч..во

имень..це

гел..вый

ялт..нский



11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

омыва..мый

слож..нный

неузнава..мый

прикле..нный

прикле..шь



12Определите предложение, в котором НЕ/НИ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Я окончательно убедился в том, что рукописи были не (не)забыты в балке на побережье, а оставлены.

Лектор, (не)попрощавшись, вышел.

Время от времени на шоссе попадались (не)подвижные, накрененные машины.

Никто (не)отваживался заняться промыслом в такую погоду.

Металл желтоватый, но совсем (не)похож на золото, лёгкий, тусклый.



13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ИЗ(ПОД) высокой ратуши-каланчи, что стояла (ПО)СРЕДИ центральной площади, донёсся звон разбитого стекла.

Мне было приказано во ЧТО(БЫ) то ни стало сомкнуть на морской карте берега залива, изображенные (В)ВИДЕ двух разорванных кривых линий.

Я подошёл и просмотрел (НА)УГАД несколько страниц. Это был ЧЕЙ(ТО) архив.

Лёнька ТО(ЖЕ) стаскивает с головы свою ушастую шапку и (ИС)КОСА смотрит на отца.

Ещё днем таяло, совсем (ПО)ВЕСЕННЕМУ грело солнце, а к вечеру (С)НОВА подморозило.



14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Главный корпус представлял собой казарме(1)ого вида особняк из жжё(2)ого кирпича. Опояса(3)ый растительностью, он казался вечно сырым и затравле(4)ым.


15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Раздавались только тихий шелест раздвигаемых кустов за забором да осторожные шаги двух человек.

2) Копыта лошадей глубоко уходили в разбухшие листья мох и молодую траву.

3) Теперь то одна лошадь то другая забегала вперед и всякий раз отставшей приходилось нагонять свою соседку.

4) Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря.

5) Высокая скала преградила нам путь и лодке пришлось объехать её.



16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Забравшись (1) на широкую отцовскую постель (2) и (3) уткнувшись (4) подбородком в плечо отца (5) Васёк (6)взволнованный (7) событиями вечера (8) не мог уснуть.


17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

К счастью (1) выйдя из салона, он прошёл несколько шагов до перекрёстка и обнаружил за углом мост через Шельду. С той стороны шли (2) очевидно (3) очень респектабельные кварталы, виднелся серый бульвар и небольшой рыбный базарчик прямо на причале.


18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тринадцать лет я провел в ожидании произведения (1) в основу (2) которого (3) должны были лечь эти записки.


19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вовка с каждым днём становился всё чернее (1) и (2) когда (3) его загар достиг предела (4) стал больше времени проводить в курятнике.


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Мой старый приятель, художник по профессии, недавно подарил мне свою картину с названием «Верба». (2)И сразу так ясно вспомнилось, как давным-давно ненастным весенним днем у себя на родине бродил я в Березовом логу — просторной лощине, заросшей тополем да вербой.

(3)Утро было каким-то беспокойным, я буквально сбежал от всех и одиноко блуждал в Берёзовом логу. (4)Раскосмаченные серые тучи неслись по небу стремительно, низко, касаясь маковок тополей. (5)Словом, ненастье. (6)Я брёл и брёл, уже ругая себя за то, что вспылил и пришёл в этот холод из тепла, из дома.

(7)И вдруг возле ручья, в низине, скорее не увидел я, а почуял что-то необычное — словно солнечный свет, золотистое его сияние. (8)Я подошёл ближе: это цвел невеликий вербовый куст.

(9)В белых серёжках его, через серебряный ворс, пробились жёлтые пыльники цвета. (10)И серёжки стали золотистыми. (11)Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом. (12)Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день. (13)Согрел и меня.

(14)Огромный просторный мир: пустая земля, низкое небо, тополиные, ольховые голые ветки, песчаные бугры, меж них — неезженая дорога, — всё это зябко и сиро. (15)А рядом — малый куст золотой, словно лампада в красном углу. (16)Символ весны и жизни в ненастном дне.

(17)Всё это было давно. (18)Но так хорошо помнится! (19)А теперь ещё и картина висит, тоже светит. (20)Радуется душа...

(21)Когда-то я рассказывал о цветущей вербе, что согрела мою душу, своему приятелю-художнику, и он, видно, запомнил. (22)Через столько лет, но написал картину. (23)Значит, и ему легло на душу. (24)Хотя что тут особенного? (25)Просто хмурый день и золотистая верба. (26)Но помнит сердце…

(27)Сколько в жизни нашей таких вот коротких, но тёплых минут, которые уйдут, а память о них останется с нами надолго, может быть, навсегда, и память эта будет согревать душу. (28)У каждого — свое.

(29)Память детства, один из обычных дней. (30)Какое-нибудь утро ли, поздний вечер, когда склоняется к тебе мать ли, бабушка. (31)Тёплые руки, доброе лицо. (32)Волна любви. (33)Она проходит, но остается. (34)Или — жёлтые листья у тополя, их мягкий ковер. (35)Это — осень. (36)Цветущий вербовый куст по весне. (37)Чей-то светлый лик…

(38)Есть рассказ ли, притча о ночном далёком огне, который впереди. (39)Он зовёт, он скрашивает, сокращает путь, особенно во тьме.

(40)Для меня и, думаю, для всех нас одного лишь огонька впереди, конечно, мало. (41)Их много на нашем пути, добрых знаков, тёплых дней и минут, которые помогают жить, раздвигая порой сумеречные, ненастные дни.

(42)Так и живём, так и плывём: от огня к огню.

(По Б. Екимову)

20Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Картину «Верба» подарил повествователю старинный приятель.

2) Картина напомнила рассказчику о военных событиях.

3) Для рассказчика верба – это символ неразделённой любви.

4) Для рассказчика верба - символ весны и жизни.

5) Однажды в солнечный день в Берёзовом Логу рассказчик увидел удивительный вербовый куст.



21Какие из перечисленных утверждений является ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 9-13 содержится рассуждение.

2) Предложения 27-28 содержат рассуждение.

3) Предложения 3-6 содержат повествование.

4) Предложения 14-15 содержат описание.

5) Предложения 22-24 содержат элементы описания.



22Из предложения 27 выпишите синонимы.



23Среди предложений 4-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите цифры, соответвующие этим буквам последовательно без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

24«Воспоминания рассказчика о прошлом яркие, незабываемые. Именно поэтому Б. Екимов использует такие тропы, как (А)_____, например «куст золотой» (предложение 15), «раскосмаченные серые тучи» (предложение 4) и (Б)_____ («словно солнечный свет» в предложении 7, «словно лампада в красном углу» в предложении 15). Эмоциональность размышлениям придают и синтаксические средства: (В) ____(предложения 24-25) и (Г)_____(предложение 18)».

Список терминов:

1) метафора

2) риторическое восклицание

3) сравнение

4) анафора

5) однородные члены

6) вопросно-ответная форма изложения

7) риторическое обращение

8) эпитеты

9) антонимы



Ваше имя: