Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 107
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №3

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "1"

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В Мировом океане заключены огромные, поистине неисчерпаемые ресурсы механической и тепловой энергии, к тому же постоянно возобновляющейся. (2)<...>, как правило, концентрация такой энергии в водных массах очень невелика, что затрудняет ее эффективное производственное использование. (3)Тем не менее в качестве потенциального резерва энергетические ресурсы Мирового океана имеют большое значение.(4)Из энергетических ресурсов океана более всего используется энергия приливов и отливов. (5)В перспективе предполагается использование энергии океанических течений, морского прибоя, разности температур поверхностных и глубинных вод.

1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Мировой океан – сокровищница энергетических ресурсов, пока недоступных человеку, поскольку не разработаны современные технологии их добычи.

2) Ресурсы Мирового океана в целом делятся на биологические, минеральные, энергетические.

3) Механическая и тепловая энергия Мирового океана образует водные возобновляемые энергетические ресурсы, которые могут быть использованы человеком, но современные технологии позволили освоить пока только энергию приливов.

4) Растворённые в океанской и морской воде органические и неорганические элементы образуют возобновляемые энергетические ресурсы, которые могут быть использованы человеком и способны обеспечить потребности человечества на многие сотни лет.

5) Кроме энергии приливов и отливов, в перспективе в производственной деятельности людей будет использоваться энергия водных течений, морского прибоя, разности температур.



2Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении? Выпишите это слово.

Наконец

Однако

Поэтому

Например

Лишь



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕСУРСЫ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. РЕСУРС, -а; м.

1) Обычно мн.: ресурсы, -ов. Запасы, средства, которые используются при необходимости. Природные, производственные ресурсы. Доступные, дешёвые ресурсы. Денежные ресурсы.

2) Техн. предполагаемая продолжительность эксплуатации машины, механизма или отдельной детали. Р. двигателя. Повышение ресурса станка. Продлить р. установки.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

созданА

кремЕнь

молЯщий

щемИт

обеспечЕние



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

На южном склоне горы раздался ОТРЫВИСТЫЙ, лающий крик.

Только очень подвижным и грустно-весёлым лицом он напоминал пожилого КОМИЧЕСКОГО актёра.

В лесу уже нельзя было РАЗЛИЧИТЬ ямы от камня.

Василий Львович моргал и посапывал, как всегда бывало с ним в ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫХ обстоятельствах.

Деревья качались и подымали всю КОРНЕВУЮ систему.



6В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пять КАСТРЮЛЬ

шире ПЛЕЧ

свыше СТА пятидесяти метров

НАКОРМИВ супом

в ТЫСЯЧУ девятисотом году



7Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

Предложения
  1. Вдали забелели оснащённые баржи парусами.
  2. А.Н. Островский создаёт в пьесах не только типичные, а также глубоко индивидуальные образы.
  3. Многие из тех, кто посетили выставку картин Поленова в Третьяковской галерее, были приезжими.
  4. Немало критических статей и литературоведческих исследований посвящено комедии «Горю от ума».
  5. Статистически обработав данные о многих языках, для лингвистов многое осталось не вполне ясным.
Грамматические ошибки
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. ошибка в построении предложения с однородными членами
  5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  7. неправильное построение предложения с косвенной речью
А
Б
В
Г
Д

8Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

бл..стательный

эт..кетка

отр..жение

хр..нитель

приг..ревший



9Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

дез..нформация, пред..юльский

бе..пощадный, и..точить

об..явление, под..ячий

пр..оритет, пр..забавный

по..тащить, о..бавить



10Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

диков..нка

тюл..вый

расстра..ваться

неряшл..вый

запасл..вый



11Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

законч..нный

наде..шься

добыва..мый

крикн..шь

незнач..мый



12Определите предложение, в котором НЕ/НИ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В довершение всего оказалось, что баки (НЕ)ПРИСПОСОБЛЕНЫ для полётов вверх колёсами.

Я знаю водительские способности Юрия, а яхта его (НЕ)ПОДВЕДЁТ.

В отдалении курсируют моторные катера, шлюпки, байдарки, (НЕ)УЧАСТВУЮЩИЕ в гонке яхты.

Море, по которому бежали хлопотливые (НЕ)КРУПНЫЕ волны, было пепельного, серого тона.

На улыбчивом лице была уже (НЕ)УСМЕШКА, а застывший оскал.



13Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ВСЕМУ было видно, что энергичный моряк решился так или иначе, морем или сухопутьем, выполнить поручение во ЧТО(БЫ) то ни стало.

Круглая печурка превратилась в раскалённую тумбу, ТОЛЬКО(ЧТО) вынутую из горна: нажми металлическим стержнем - проткнёшь (НА)СКВОЗЬ.

В одном месте (ОТ)КУДА-ТО ИЗ(ПОД) земли появляется лейтенант с артиллерийскими эмблемами на петлицах.

(ЗА)ТЕМ полмесяца он [Шатров] пролежал в госпитале и вот (С)НОВА на фронте.

С тяжёлым, надсадным кряканьем рвутся снаряды, окантовывая (ЖЁЛТО)КРАСНЫМ поясом выступ (ПОЛУ)ОСТРОВА.



14Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Посреди двора, огороже(1)ого от улицы плетё(2)ым ивовым забором, завис на четырёх деревя(3)ых столбиках и печной трубе, увенча(4)ой старым, без дна, ведром, покатый навес летней кухни.


15Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) На тренировках и соревнованиях он не нервничал и не кричал.

2) Неприятельские корабли окутались дымом и глухой гром непрерывно катился по морю.

3) Распоряжения компании не только срывали широкие планы Невельского но угрожали голодной смертью всем участникам экспедиции.

4) Он [Леонид] мог быстро плыть баттерфляем и двести и четыреста и даже пятьсот метров.

5) В комнату доносились гулкие гудки автомобилей басовитые сирены троллейбусов и автобусов шум толпы и далёкая музыка.



16Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Внизу стояли модели самолетов, моторных лодок. Ледокол (1) выкрашенный (2) в голубую краску (3) разрезая (4) острым носом волны (5) искусно сделанные (6) из материи (7) как бы плыл навстречу школьникам.


17Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Изготовлять такие спиральки мне (1) казалось (2) недосягаемым мастерством. Кочегарам (3) видимо (4) приказали угля не жалеть.


18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Полк майора Волошина (1) в составе (2) которого находился батальон (3) был сформирован только в конце лета.


19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собака резко подняла голову (1) и (2) когда (3) послышался грозный рык (4) беглец понял (5) что ему не уйти.


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Двухгодовалый малый пудель коричневого окраса Томми проснулся утром на своей подстилке и вскочил, вздыбив на загривке шерсть.

(2)Окультуренный, изнеженный человеком донельзя, почти утративший инстинкты дикой собаки, он вдруг почувствовал смерть. (3)Она присутствовала рядом, здесь - в этой комнате.

(4)Томми вытянул морду, обрамленную коричневыми кудряшками и, дрожа всем телом, подался вперёд. (5)Посредине кровати лежала его хозяйка. (6)Её большое рыхлое тело, как-то странно согнутое, медленно выпрямлялось, трепеща. (7)Из-за стиснутых зубов доносился хрип.

(8)Никогда хозяйка не вела себя так. (9)Томми сильно перепугался и рванулся к двери, куда они с хозяйкой утром и вечером выходили гулять и откуда возвращались усталые и счастливые. (10)Но дверь оказалась заперта.

(11)Томми забежал на кухню, запрятался под стол и замер, положив морду на лапы. (12)Так он пролежал некоторое время, но никто за ним не гнался, да и хрипы прекратились.

(13)Томми, с поджатым хвостом, осторожно прокрался в комнату, косясь на кровать. (14)Тело хозяйки застыло в неподвижности. (15)Томми, неслышно ступая по паласу и опустив вздыбленную шерсть, подошёл, тоненько гавкнул:

(16)- Гав! - лай был испуганным.

(17)Хозяйка чуть приоткрыла глаза, слезящиеся от боли, и шепнула:

(18)- Томми!

(19)Этого было достаточно для счастья. (20)Томми одним прыжком вскочил на кровать и облизал торопливым, дрожащим от радости языком лицо хозяйки. (21)Они опять вместе! (22)Он и она! (23)Как это здорово!

(24)Но хозяйкино тело вновь напряглось и вновь на Томми повеяло смертью. (25)И он, взвыв от отчаяния и страха, бросился к двери, царапая ее когтями.

(26)Нет, у него не было гибкого человеческого ума и ясного понимания происходящего, что часто приписывают своим питомцам люди. (27)Остатки инстинкта от далекого древнего предка подсказывали, что его единственный любимый человек на всем белом свете - хозяйка - находится между жизнью и смертью и ей необходимо помочь.

(28)Один раз так уже случалось, но тогда в комнате находились ещё и люди в белых халатах, остро и дурно пахнущие. (29)Сейчас, кроме Томми, никого не было. (30)Хотя, несмотря на раннее утро, со двора доносились человеческие звуки. (31)И поэтому Томми рвал когтями дерматин двери, чтобы открыть ее, выскочить во двор, звонким лаем привлечь внимание, позвать на помощь. (32)Дверь не поддавалась. (33)Тогда Томми подбежал к окну, вскочил на подоконник, сминая штору.

(34)Томми ударился грудью о стекло, оно выдержало, стояло хотя и прозрачно, но несокрушимо. (35)Томми взвыл от отчаяния.

(36)Томми соскочил с подоконника и подбежал к кровати. (37)Хозяйка не шевелилась, но дышала. (38)Сердце её работало трудно, с перебоями. (39)И в унисон ему маленькое собачье сердце то замирало от ужаса, то начинало биться в бешеном ритме.

(40)- Гав?! - Томми просил у хозяйки подсказки, помощи в создавшейся ситуации, хотя в помощи как раз нуждалась она сама. (41)- Гав?!

(42)Он снова заскочил на кровать, снова торопливо и жарко облизал любимое лицо. (43)Молчание и неподвижность хозяйки пугали. (44)Смерть ещё не забрала хозяйку, но была рядом.

(45)Опять не поддающаяся когтям дверь, на которой дерматин уже повис клочьями. (46)Опять подоконник...

(47)Во дворе людей прибавилось, они спешили на работу. (48)Наверное, поэтому вой Томми никого не остановил, никто не поднял голову, чтобы взглянуть на окно шестого этажа, где бился о стекло и выл малый пудель коричневого окраса. (49)Люди безучастно шли мимо. (50)Мало ли кто воет, мало ли что взбредёт в собачью башку.

(51)Хозяйка застонала, и Томми сорвался с подоконника, зацепившись лапой за тюль занавески. (52)С грохотом упал карниз. (53)Томми испугался и забился под стол, ожидая хозяйского окрика. (54)Нет, она ни разу не ударила его за два года. (55)Журила - да. (56) Покрикивала иной раз... (57) Пусть ругает его хозяйка. (58)Только бы встала с кровати и перестала стонать.

(59)Сколько просидел Томми под столом, неизвестно, если бы не телефон. (60)Телефонный звонок тренькнул и зазвенел требовательно, громко. (61)Этот звук пронзил маленькое тело Томми. (62)Он выскочил из-под стола и подбежал к тумбочке, на которой стоял телефонный аппарат.

(63)Именно через его трубку хозяйка поддерживала связь со своими знакомыми и друзьями. (64) Не раз и не два подносила она трубку к уху Томми, и он, косясь глазом от непонимания, слышал знакомые голоса тех людей, что бывали у них в гостях, громко разговаривали и смеялись здесь, вот в этой комнате.

(65) «Дзинь! Дзинь! Дзинь!» - надрывался телефон.

(66)И Томми не выдержал, рыча, подбежал к тумбочке и рванул скрученный спиралью чёрный провод вниз. (67)Трубка соскочила с аппарата и повисла, чуть касаясь пола. (68)И из трубки вдруг донесся знакомый голос подруги хозяйки:

- (69)Надя! Надя! Это я... Алло! Алло!

(70)Томми так обрадовался, что залаял звонко, но тут же заскулил жалобно.

(71)- Томми! Томми! Малышка, это я... (72)Ты мой славный, хороший... - донеслось из трубки.

(73)Томми втянул сильно воздух носом, уселся на пол, задрал морду к потолку и завыл. (74)Завыл горько, отчаянно...

(75)Глухо стукнул ключ в дверном замке, повернулся со скрежетом, и Томми кинулся навстречу входящему с громким лаем. (76)Да, это была подруга хозяйки. (77)Она открыла дверь своим ключом, мгновенно оценила обстановку и бросилась к телефону. (78)А Томми вдруг потерял быстроту движений, стал вялым. (79)Сердце его не привыкло к таким перегрузкам. (80)Медленно он взобрался на кровать, обнюхал хозяйку ещё живую, тяжело вздохнул и улегся рядом, широко разевая пасть в нервной зевоте. (81)Маленькое сердце Томми теперь работало точно так же, как больное сердце хозяйки, - трудно, с перебоями. (82)И если, не дай Бог, сердце хозяйки сейчас бы замерло, замерло бы навеки сердце Томми.

(по Свинцову В.)

Свинцов Владимир Борисович (1938-2008) – алтайский писатель, лауреат премий им. В. М. Шукшина, Демидовского фонда, автор книг «Несостоявшаяся охота», «Лопоухий бес», «Разрешение на подлость» и др. Данный текст составлен по рассказу «Верное сердце Томми».

20Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Маленький пудель любил свою хозяйку, несмотря на то что она иногда ругала его.

2) Звонкий лай пуделя привлёк внимание соседей, и они вызвали скорую помощь.

3) Томми отчаянно провыл в трубку телефона, и звонившая подруга поняла, что с Надей случилась беда.

4) Томми не нашёл способа сообщить людям о случившемся с его хозяйкой.

5) Маленький пудель обладал гибким человеческим умом, поэтому он сразу почувствовал, что хозяйка находится между жизнью и смертью.



21Какие из перечисленных утверждений является ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 1-4 содержат рассуждение.

2) Ведущий тип речи в этом тексте – описание.

3) Предложения 1-4 содержат элементы описания.

4) В предложениях 33-36 описаны последовательные действия персонажа.

5) В предложениях 54-58 описываются мысли человека.



22Из предложений 73-75 выпишите синонимы.



23Среди предложений 75-82 укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите цифры, соответвующие этим буквам последовательно без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

24«Спокойно, доступно, ненавязчиво автор повествует о трагедии маленького пуделя Томми, который пытается спасти свою хозяйку. Передавая душевное состояние собаки, физические усилия маленького пуделя, автор прибегает к таким синтаксическим средствам, как (А) ____ (предложения 21-23), (Б) ____ (предложения 31, 33, 66, 73, 74 и др.), (В) ____ (например, «Томми...» в предложениях 34-36 и «Опять...» в предложениях 45-46). Разговорный фразеологизм «взбрело в ... башку» и (Г)____ «мало ли» в предложении 50 помогают передать внутренние мысли Томми, делают его похожим на человека».

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) диалог

3) риторический вопрос

4) эпитеты

5) сравнение

6) синонимы

7) восклицательные предложения

8) лексический повтор

9) анафора



Ваше имя: