Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 44
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №8

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Русь была единым государством не всегда. (2)Некоторое время она состояла из отдельных княжеств, управляемых князьями, которые соперничали друг с другом, воевали, отнимая друг у друга земли и богатства. (3)<...> шло время, и постепенно разрозненные княжества объединились в одно могучее государство.

1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) После объединения отдельных княжеств, раньше соперничавших друг с другом, Русь стала могучим государством.

2) Могучим государством Русь стала лишь после объединения прежде разрозненных княжеств, которые соперничали друг с другом.

3) Долгое время отдельные русские княжества враждовали между собой.

4) Русское государство возникло в результате длительных войн между князьями, каждый из которых защищал свои земли.

5) Объединение русских земель произошло быстро.



2Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении. Запишите этот союз.



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЗЕМЛЯ, -и, вин. землю, мн. земли, земель, землям, ж.

1) Третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси. 3. – планета людей.

2) Суша в противоположность водному или воздушному пространству. На корабле увидели землю. Большая з. (материк или берег материка в речи мореплавателей, жителей острова).

3) Почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Обработка земли. Сесть на землю. Из-под земли добыть (достать) что-н. (также перен.: с большим трудом). Как сквозь землю провалиться (исчезнуть неизвестно куда; разг.).

4) Рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты. 3. с песком и глиной.

5) Страна, государство, а также вообще какая-н. территория с угодьями, находящаяся в чьём-н. владении. Чужие земли.

6) В Австрии и Германии: административно-территориальная (федеративная) единица.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прИнял

каталОг

откупОрил

зАпертый

дОсуха



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В этой ГОРИСТОЙ местности прячутся глубокие тёмные пропасти.

Опера Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» – это два с половиной часа непрерывной музыки, почти НЕСТЕРПИМОЙ в своём драматизме.

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ миссия завершилась успешно благодаря профессионализму представителей страны.

В театре состоялся БЛАГОТВОРНЫЙ концерт, в котором приняли участие известные актёры.

Участники песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

По мимике лица мы судим о характере, особенностях и настроении человека.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ДВУХСОТЛЕТИЮ со дня рождения

у ОБЕИХ сестер

наиболее ВКУСНЫЙ

ДОКТОРЫ наук

голосистых ПЕВУНИЙ



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом>
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. ошибка в построении предложения с однородными членами
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Предложения
  1. Часть слушателей подготовительных курсов, заинтересованные в получении знаний, посещают кинолекторий.
  2. Те, кто обращался к поэзии Б. Пастернака, ошеломлен неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов.
  3. Плохо выраженная мысль - это не только леность речевых усилий, а также леность мысли, неумение мыслить.
  4. И.В. Гёте считал, что «лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой».
  5. Поднявшись на смотровую площадку, можно увидеть весь город.
  6. Проток между озерами образовался благодаря большому лесистому острову.
  7. Когда я прихожу домой, пёс встретил меня дружеским лаем.
  8. В «Капитанской дочке» многие эпизоды Пугачевского бунта отражены исторически достоверно.
  9. Отправитель просит ответить сразу по получению письма.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) развл..чение, пооч..рёдно, д..летант

2) благосл..вить, согл..шение, угн..тённый

3) сов..стливый, ухв..титься, хл..поча

4) проб..раться, в..рховье, сув..ренитет

5) уст..ревший, осл..пленный, ш..птаться



10Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..брасывать, во..местить, не..добровать

2) по..пустить, о..бросить, на..треснутый

3) непр..годный, пр..тязания, пр..ветлив

4) про..грыш, из..мать, пред..юньский

5) нес..едобный, меж..ярусный, пред..явленный



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) продл..вая, догматич..ский

2) доверит..льный, застенч..вый

3) сначал.. (подумай), веснушч..тый

4) покашл..вать расчётл..вый

5) грош..вая цена, мыш..нок



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (швы) распор..тся, завис..щий (от нас)

2) (они) полощ..т (бельё), реде..щий (туман)

3) барабан..вший, укороч..нный

4) предъявля..шь, воссоздава..мый

5) маж..щий (воск), (они) топч..тся



13Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Николай Ильич, (НЕ)ЛЮБИВШИЙ говорить о материальном, сказал, что деньги заканчиваются.

Невозможно овладеть высшей математикой, (НЕ)ЗНАЯ элементарных математических понятий.

На мокрую землю падали далеко (НЕ)МЕЛКИЕ капли дождя.

Героине (НЕ)СУЖДЕНО было связать свою жизнь с жизнью любимого человека.

Глубина идеи в романе (НЕ)РАЗРЫВНО сочетается с художественностью.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Гуров не спал (В)ТЕЧЕНИЕ целой ночи и ЗА(ТЕМ) весь день провёл с головной болью.

«Я здесь, ЧТО(БЫ) остановить тебя (НА)КРАЮ бездны и удержать от преступления», - сказал Николай.

Поезд (В)СКОРЕ тронулся, и всё (НА)ДОЛГО потонуло в перестуке колёс.

В мае пришло письмо из редакции, и не успел я ответить, как (В)СЛЕД ЗА(ТЕМ) первым письмом пришло второе.

Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.



15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Пыль и пепел разносятся ветром на сотни и тысячи километров.

2) Дорога отвернула от озера и опять сильно запахло вянущей скошенной травой.

3) О древних поселениях говорят и названия улиц и старые здания и археологические раскопки.

4) В воздушной оболочке Земли находится как кислород так и углекислый газ.

5) Шашку можно передвигать только вперёд и только на одну клетку по диагонали.



17Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Река (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса (2) пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно катилась мимо.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О (1) весна (2) без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю (3) тебя (4) жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю (5) тебя (6) неудача,
И удача (7) тебе (8) мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха - позорного нет!
(А. Блок)



19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Через сто лет (1) Петербург стал пышным городом (2) перед красотой (3) которого (4) померкла старая столица.


20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.


21Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ.

(1)Урочище Аккурум на Алтае и его каменные грибы - одно из удивительных природных мест России. (2)Каменные грибы - это необычные скальные формы, которые были созданы природой в результате долгого процесса выветривания. (3)Они расположены в долине реки Карасук — одного из притоков могучего Чулышмана. (4)Причудливые каменные грибы, живописно возвышающиеся над склонами долины, состоят из неоднородных по составу горных пород. (5)К сожалению, время берёт своё, и необычные природные образования продолжают разрушаться. (6)Некоторые из «шляпок» обвалились во время сильного землетрясения, произошедшего в Алтайских горах в 2003 году. (7) Чтобы добраться до «грибов», нужно перейти реку и подняться вверх по тропе.


Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (3)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить...

(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.

(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.

(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты...

(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад...

(29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждёт, когда начнёт клевать.

(По С. Мизерову*)

* Сергей Викторович Мизеров (род. в 1958 г.) — российский писатель, публицист.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Колька Велин с юных лет мечтал стать лётчиком.

2) Отец Кольки обрадовался, узнав, что сын мечтает стать лётчиком.

3) Все выпускники школы поступили учиться и уехали из села, кроме Кольки.

4) Односельчане не испытывали сочувствие к мальчику, вернувшемуся домой из Оренбурга.

5) Колька спустя время не расстался со своей мечтой о самолётах.



23Какие из перечисленных утверждений является ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 16–17 представлено повествование.

2) Предложение 6 поясняет содержание предложения 5.

3) В предложениях 1–2 содержится описание.

4) Предложение 31 включает описание окружающей природы.

5) В предложении 27 содержится вывод из 26-го.



24Из предложений 4–8 выпишите слово, имеющее значение «жизненный путь, направление деятельности, развития».



25Среди предложений 29–32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«С. Мизеров передаёт с помощью лексических средств внутреннее состояние и настроение героя. В предложении 3 он использует (А)_____ («затаив дыхание»), а в предложениях 31-32 _____(Б) («щемящей боли», «взволнованный взгляд»). Текст насыщен (В)________ («как родниковая вода», «словно серые степные гадюки», «как маляр»). Отношение окружающих к мечте Кольки летать на самолёте выражено с помощью (Г)_____ (предложения 10, 12).

Список терминов:

1) сравнительные обороты

2) олицетворение

3) однородные члены

4) фразеологизм

5) диалектизм

6) восклицательные предложения

7) литота

8) вопросительные предложения

9) эпитеты



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.