Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 23
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №12

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Античные учёные не отделяли географию от истории и философии. (2)Самостоятельной наукой она стала лишь на рубеже новой эры. (3)<...> научные труды древних, которые дошли до наших дней, как бы сказали сейчас, комплексные: они включают сведения из нескольких областей знаний.

1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Античные учёные не отделяли географию от истории и философии, поэтому их научные труды включают сведения из нескольких областей знания.

2) Античные учёные не отделяли географию от истории и философии, самостоятельной наукой география стала только на рубеже новой эры.

3) Научные труды античных учёных, которые дошли до наших дней, носят комплексный характер: они включают сведения из нескольких областей знаний.

4) Научные труды античных учёных содержат сведения из нескольких областей знания, поскольку в древности географию не отделяли от истории и философии.

5) География стала самостоятельной наукой лишь на рубеже новой эры, поэтому географические сведения входили в комплексные научные труды древних.



2Самостоятельно подберите указательное наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.



3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОБЛАСТЬ, -и, мн. -и, -ей, ж.

1) Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.

2) Крупная административно-территориальная единица. Автономная о. Московская о. Начальство из области (из областного центра; разг.).

3) чего или какая. Пределы, в к-рых распространено какое-н. явление, зона, пояс. О. вечнозелёных растений. Озёрная о.

4) перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая о. науки. Отошло в о. преданий (больше не существует; книжн. и ирон.).

5) чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени. B грудной области.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

чЕлюстей

понялА

вклЮчит

закУпорив

дОсуха



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Дата принятия ЦАРСКОГО титула Иваном Васильевичем Грозным (1497 год) нанесена на Андреевскую ленту.

Сейчас в нашей стране издаётся несколько ПОПУЛЯРНЫХ журналов для рыболовов.

Чарский прикидывался страстным охотником до лошадей, хотя никак не мог ОТЛИЧИТЬ горскую породу и арабскую.

Дарья Александровна за несколько дней вперёд обдумала, как ОДЕТЬ всех детей.

Маленькие серые уточки, смирные и ДОВЕРЧИВЫЕ, старались немного отплыть в сторону.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Эту ветхую рухлядь давно уже пора было отправить на чердак, но как-то рука не подымалась на бабушкино наследство.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРИЛЯГТЕ на время

НАИВЫСШИЙ результат

спелых АБРИКОСОВ

между ИМИ

с ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ гектарами



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Грамматические ошибки
  1. ошибка в построении предложения с однородными членами
  2. ошибка в построении сложного предложения
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. неправильное построение предложения с косвенной речью
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Предложения
  1. В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
  2. Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.
  3. Я ещё не решил, буду ли поступать в этом году в университет.
  4. Книги имеют как познавательную ценность, так и большое воспитательное значение.
  5. Одному человеку можно действовать от имени другого только по предъявлении доверенности.
  6. Губернатор области обещал о том, что подача электроэнергии в дома будет восстановлена 31 декабря.
  7. Старик подбросил в костёр свежих щепок и ведёт пальцем по острию топора.
  8. Борясь с засорением речи иноязычными словами, часто впадают в другую крайность.
  9. Заведующий отделением курортологии был очень внимателен и заботливый.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) к..сьба, м..ридиан, б..рлога

2) т..ран, к..скадёр, м..кушка

3) пром..кательная (бумага), прик..сновение, проб..раться

4) сг..ревший, накл..ниться, оз..рение

5) г..рняцкий, пот..рять, ст..листический



10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) н..рекание, пр..ступок, поз..прошлый

2) вып..ют, белич..я (шубка), интер..ер

3) с..змала, вз..мать, под..скать

4) и..тратить, бе..конечный, не..гибаемый

5) пр..уныть, пр..бой, пр..чудливый



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) множ..ство, продл..вая

2) втридорог.., рассыпч..тый

3) раскраш..вать, изменч..вый

4) ослаб..вать, кормил..ца

5) услужл..вый, бус..нка



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (бойцы) услыш..т, (капли) точ..т (камень)

2) гарантиру..мый, завис..вший

3) наполн..нный, омыва..мый

4) (фонтаны) брызж..т, тащ..щий (мешок)

5) (работницы) свяж..т, бормоч..щий (во сне)



13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (НЕ)ПОДГОТОВЛЕН и промок до нитки.

Некоторые туристы утверждают, что Гавана белоснежная, но это (НЕ)ПРАВДА.

Очень хотелось, побывав с полчаса на крыльце, пока (НЕ)СОВСЕМ ещё сгустились сумерки, сесть за ранний ужин.

Только далеко на горизонте небо, (НЕ)РАСКРАШЕННОЕ ещё утренним солнцем, рдело багровыми полосами.

Никогда ещё мерцание звёзд (НЕ)КАЗАЛОСЬ таким золотым и таким чистым.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Как выяснилось (В)ПОСЛЕДСТВИИ, вода просачивалась в подвал (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.

(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ похода нас ожидал сюрприз: я имею (В)ВИДУ озеро с кристально чистой водой.

(НЕ)СМОТРЯ на небольшой дождь мы всё-таки отправились за город (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями.

TAK(KAK) маршрут оказался сложным, нам ТО(ЖЕ) пришлось запастись картой и компасом.

Договорившись (НА)СЧЁТ лодки, туристы двинулись (В)НИЗ по реке.



15Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Стари(1)ая гости(2)ица, расположе(3)ая в Конюше(4)ом переулке всегда поражала постояльцев стра(5)остью планировки: коридоры заканчивались неожида(6)ыми тупиками, а номера комнат были безнадёжно перепута(7)ы.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Осинник затушёван светлой зеленью и на его фоне бело-розовыми пятнами выделяются молодые берёзы.

2) Ввиду регулярного получения податей и в целях организации хозяйства царям и их чиновникам требовалась письменность.

3) В лесу матросы срубили кокосовое дерево и несколько пальм и развели костёр.

4) Русским князьям приходилось иметь дело как с варяжскими торговцами так и с варяжскими воинами.

5) Ольга могла подолгу примерять перед зеркалом блузку или платье.



17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сады красовались на прекрасных горах (1) нависших над Днепром (2) и (3) поднимаясь (4) уступами и (5) расширяясь (6) царствовал в нежных сумерках вечный старый сад.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Где бы мы ни были, всюду пред нами(1)
Родины пламенный лик.
Слава тебе (2) неотступная (3) память(4)
Жизни (5) бесплодный двойник!
Тысячи тысяч — мы сердцем единым(6)
Клад наш (7) сумели сберечь.
Слава высотам твоим и глубинам(8)
Дивная (9) русская речь!
(Волкова М. В.)



19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нас привезли к реке (1) правый берег (2) которой (3) был завален брёвнами (4) и выдали плотницкий инструмент.


20Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Один лектор в доме отдыха говорил (1) что (2) если мальчишка моего возраста влюбится (3) то обязательно таскает за косы девочку (4) в которую он влюблён (5) или даже бьёт её.


21Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)У южного подножия Уральских гор природой создано удивительное по красоте место: внимательный путник оценит живописные пейзажи, таинственные пещеры, взмывающие ввысь крутые скалы, задумается о бренности бытия, увидев древние окаменелости, которым более 650 млн. лет. (2)Эта территория в нижнем течении реки Серга в 1999 году стала природным парком «Оленьи ручьи». (3)В лесах и долинах, на склонах гор встречаются растения, сохранившиеся со времён мамонтов и шерстистых носорогов: полынь Сиверса, пырей отогнутоострый, спирея городчатая, степной ластовень. (4)Под пологом лиственных великанов стелется по земле копытень, сияет скромными белыми звёздочками кислица, выпускает стрелочку с весёлыми колокольчиками наперстянка. (5)На просторах парка свободно проживают разнообразные животные: зайцы, косули, лоси, медведи, даже рыси. (6)На берегах Серги бобры обустраивают свои водно-воздушные хатки, а в степях бегают песочно-рыжие хомяки.


Прочитайте текст и выполните задания 21–26.

(1)Судьбу поколения не случайно сравнивают с белым листом, на котором невидимыми чернилами сделаны особые отметки, да и сама бумага покрыта незаметными для беглого взгляда «водяными знаками». (2)Растут дети, бегают в школу, дерутся и мирятся, ходят в технические кружки и на танцы, влюбляются и строят планы, не подозревая, что Судьба вносит за годом год строчки в их общую биографию. (3)Приходит срок, наступает их час – и внезапно в целом поколении обнаруживаются неведомые силы, способные противостоять любым испытаниям, вынести нечеловеческие нагрузки и победить любого врага.

(4)Жизнь – это путь. (5)Для того, кто хочет пройти его в угоду себе, он тёмен и неведом, ненадёжен, как игрушка в руках безрассудной фортуны. (6)Но для того, кто жизнь видит в служении своей Отчизне, этот путь наполнен особенным, непостижимым для прочих смыслом.(7)К общей цели его ведёт сама Россия. (8)Её живая душа станет верной советчицей в сомнениях, надёжной попутчицей в долгих странствиях, нежной утешительницей в горе, трудолюбивой помощницей в деяниях, мужественной соратницей в борьбе и битве.

(9)Судьба великих сынов России всегда была открыта и ясна, потому что она кровно связана с судьбой народа, и биография каждого героя всегда совпадает с биографией его страны. (10)Самой жизнью уготовано им жить одной судьбой, разделять со страной её радость и скорбь.(11)Вместе победить и, если потребуется, не торгуясь, отдать за её победу свою жизнь.

(12)«Я патриот, а к патриотам грязь не пристанет», – повторял Николай Кузнецов, легендарный разведчик, герой Советского Союза, сын «раскулаченных», с лихвой хлебнувший «от перегибов» в политике партии. (13)Русский герой не припоминал нанесённых обид и не предъявлял счетов. (14)Жизнь свою он положил для служения своей стране, защищая страну от фашистов, и его «Подвиг разведчика» останется с нами навсегда.

(15)Русская земля сама рождает и закаляет своих защитников, наделяя их особой совестливостью и честью, чтобы предстояли они всему народу, пронеся через века образец служения Родине.

(16)Необученные и необстрелянные мальчишки лета 1941 года будут совершать подвиги и являть чудеса героизма не ради карьеры и наград, не ради высокопарных лозунгов и политических доктрин. (17)Они будут стоять насмерть за свои детские дворы, где гоняли в футбол, за чердаки домов, на которых жались друг к другу голубятни, за берег речки и летние каникулы, проведённые в пионерском лагере, за свою школу, в которой день за днём постигали, «что такое хорошо и что такое плохо», за девчонок, с которыми целовались в скверах после выпускного бала… (18)Поэтому они окажутся сильнее любых вражеских «мёртвых голов» и станут непобедимыми. (19)Так дети Гражданской войны станут героями Великой Отечественной… (20)Война не сломит их, только закалит характер. (21)Много испытавшие в жизни, они как никто будут ценить и понимать чужие чувства, при этом не скрывая своих. (22)Война воспитает в них человечность, научит принимать ответственность на себя, не бояться тяжёлых трудов, не сомневаться в правоте выбранного дела. (23)Сделает из обычных людей Поколение победителей.

(По М.С. Строганову*)

* Михаил Сергеевич Строганов – современный писатель, публицист.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Жизненный путь тех, кто думает о Родине, наполнен особым смыслом.

2) Николай Кузнецов, легендарный разведчик, называл себя патриотом.

3) В годы Гражданской войны Николай Кузнецов совершил подвиг, увековечивший его имя.

4) В годы войны закаляется характер человека, к тому же человек приобретает способность лучше понимать чувства других.

5) Судьба великих сынов России не может быть открытой и ясной.



23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4–6 содержится рассуждение.

2) В предложениях 10, 11 представлено описание.

3) В предложениях 13, 14 представлено повествование.

4) Предложение 17 содержит причину того, о чём говорится в предложении 18.

5) В предложениях 19–23 представлено рассуждение.



24 Из предложений 9–11 выпишите антонимы (антонимическую пару).



25Среди предложений 4–10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Речь автора образна и эмоциональна. Для выражения своих мыслей М.С. Строганов использует разнообразные средства выразительности, среди которых троп – (А)__________ (предложения 7, 23), приёмы: (Б)__________ (в предложении 12) и (В)__________ ( предложения 5–6), а также троп – (Г)__________ («нечеловеческие нагрузки» в предложении 3)».

Список терминов:

1) фразеологизм

2) метафора

3) цитирование

4) вопросительные предложения

5) восклицательные предложения

6) эпитет

7) обращение

8) вводные конструкции

9) противопоставление



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.