Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 220
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №7

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "1"

Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Хочешь узнать, что такое картуз и почему он так называется?(2)Когда-то так называли мешочки с порохом.(3) Солдаты и офицеры в те времена носили кивера – высокие шапки с большой кокардой. (4) Военные в них выглядели очень красиво. (5) <...> работать в киверах было совершенно невозможно. (6) После службы солдаты надевали суконный колпак. (7) Он был точь-в-точь как картуз для пороха, поэтому называли головной убор так же.

1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Картуз как головной убор получил своё название от мешка с порохом.

2) Кивер — военный головной убор цилиндрической формы с плоским верхом, с козырьком, - был распространён во многих европейских армиях начала XIX века.

3) Картуз - это и высокая шапка с большой кокардой, и бумажный пакет для хранения сыпучих веществ.

4) Головной убор в виде суконного колпака назвали картузом, потому что он был похож на мешок, содержащий метательный заряд пороха.

5) Солдаты в европейских армиях отказались от киверов и стали носить картузы.



2Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении. Выпишите это слово.



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫСОКИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ВЫСОКИЙ, -ая, -ое.

1) Значительный по количеству, интенсивности, степени проявления. Высокая активность. Высокая производительность труда. Высокий урожай.

2) Очень хороший; отличный. Высокие оценки. Высокие достоинства.

3)Большой по протяжённости снизу вверх; находящийся далеко вверху; превосходящий обычную, среднюю высоту. Высокая гора. Высокие облака. Высокая трава. Высокий каблук.

4)Выдающийся по значению; почётный, важный. Высокая награда. Высокий пост.

5)Возвышенный, благородный, лишённый корыстных помыслов, чувств. Высокий порыв. Высокое чувство. Высокое искусство.

6) Приподнятый, торжественный (о языке, стиле). Высокий слог.



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

трубопровОд

аэропортЫ

вероисповЕдание

нормировАть

срЕдства



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

А за ЯБЛОНЕВЫМ садом виднелся старинный барский дом и строения усадьбы.

В БУДНИЕ дни учиться тоже небольшое удовольствие, но заниматься в выходной день, когда все отдыхают, – просто одно мучение.

Тут-то в присутствии всех адъютантов и выяснился ФАКТ головокружительной карьеры юнкера Тихонова.

Продовольственный аттестат, КОМАНДИРОВОЧНОЕ предписание и деньги Левину принесли в кабинет.

В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется КОСТЯНАЯ мука.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Для отражения ответных контратак врага Тимофеев приказал занять круговую оборону.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

у ОБЕИХ подруг

ПРОПОЛОСКАЙ бельё

ДЕШЕВЛЕ хлеба

ИХ дача

пара НОСКОВ



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  4. ошибка в построении предложения с однородными членами
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Предложения
  1. Подобно многим другим произведениям Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.
  2. Вопреки прогнозам аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне.
  3. Те, кто не смог понять и оценить новаторство Пушкина, постоянно обвиняли его в простонародности.
  4. Готовясь к зиме, белка действительно бегает «точно в колесе».
  5. Стволы деревьев казались длинной колоннадой, уходивших в глубь леса.
  6. Картину «Берёзовую рощу» Куинджи написал в стиле романтического пейзажа.
  7. Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезду в Москву на него обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень.
  8. Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянется к новаторству.
  9. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) мол..тьба, фант..стический, перекл..каться

2) предл..гать, к..ричневый, ун..чтожить

3) энциклоп..дист, р..скошный, взб..дрить

4) прот..рать, г..ризонт, изл..жение

5) см..треть, н..рмативный, прибл..жение



10Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) во..местить, ра..жигать, бе..вкусный

2) без..дейный, под..нтегральное (число), пред..стория

3) с..еденный, п..еса, суб..ект

4) пр..вышение (полномочий), пр..грозить, пр..страстный

5) зан..весивший, пр..дедушка, поз..вчера



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) каракул..вый, забол..вающий

2) милост..вый, изюм..нка

3) затм..вая, прожорл..вый

4) расслед..вать, налев..

5) нередк.., крупитч..тый



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (сугроб) подта..т, (он) кле..т (обои)

2) раска..вшийся (преступник), ка..щийся (грешник)

3) (они) леле..т мечту, бор..щийся (за идею)

4) (родители) смотр..т, (друзья) не скро..т (правду)

5) (слабо) вид..щий, (полки) стро..тся



13Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Курбеев одним хлебом питался, я тоже (НЕ)ДОЕДАЛ.

Снег, (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ, валил в темноте мокрыми хлопьями.

Из-за пушистого снега на дороге (НЕ)СЛЫШНО было даже своих шагов.

Книга, прочитанная (НЕ)ВОВРЕМЯ, может навсегда отбить вкус к самой себе.

Это отняло у меня всего пять минут, (НЕ)БОЛЬШЕ.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Если (В)НАЧАЛЕ нередко слышались шутки, то с полудня шли молча и всё чаще поглядывали на солнце, КАК(БЫ) поторапливая его к закату.

(НА)ВСТРЕЧУ нам то и дело попадались длинные вереницы возов, нагруженные (ДО)ВЕРХУ холщовыми мешками с сахаром.

В руках у Алексея было ружьё, сошки, (С)БОКУ, над патронташем, туго перехватывавшим живот, висел поварской нож, через плечо перекинут плащ, скатанный (ПО)СОЛДАТСКИ.

Отплыв метров триста, Кирилл ТАК(ЖЕ ) круто повернул лодку и, держа её прямо на нас, стал (В)КОСЬ пересекать Кизир.

Полякову ТО(ЖЕ) пришлось надеть белый халат, который оказался ему велик, (НА)ХОДУ он подворачивал рукава.



15Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Под елями то там, то здесь вздымались бугры муравьи(1)ых куч, похожие на броше(2)ые на землю меховые шапки, давно отжившие свой срок, выгоревшие на солнце, только вместо меха топорщились коричневые хвоинки да мелкие веточки, принесё(3)ые лесными труже(4)иками.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В зале сидела не только заводская молодёжь но и старые производственники со своими жёнами.

2) Цветы тонко и нежно пахнут свежестью реки и сеном.

3) Всё пространство от края села до озера было заставлено палатками прилавками возами и автомобилями.

4) Порывистый ветер раскачивал и трепал деревья гнал перед собой пыль.

5) По педагогическим вопросам Марина Леопольдовна обычно всегда имела своё мнение и высказывала его прямо и охотно.



17Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нырнув в трещину каменной ограды(1) и (2) пробравшись через чащу бурьяна и полыни(3) доходившей им до плеч(4) ребята остановились перед сплошной завесой (5) буйно разросшегося одичалого плюща.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не белы снега по-над Доном
Заметали степь (1) синим звоном.
Под крутой горой, что ль под тыном,
Расставалась (2) мать (3) с верным сыном.
«Ты прощай (4) мой сын (5) прощай (6) чадо (7)
Знать (8) пришла пора, ехать надо!
(С. А. Есенин)



19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На круглом невысоком цоколе (1) возвышалась каменная колонна (2) на вершине (3) которой (4) красовалась доска в форме щита с гербами на обеих её сторонах.


20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ещё не растаявшие маленькие льдины плавали по воде(1) и (2) когда (3) волны их сталкивали друг с другом (4) звенели точно хрустальные бокальчики.


21Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Телецкое озеро является одним из красивейших озер Алтая, а местные жители называют его Золотым озером. (2) Расположено в южной части западной Сибири, в Улаганском районе Алтая. (3) Своё название оно получило несколько столетий назад, когда сюда прибыли первые русские исследователи, которые встретили на берегах местных жителей из племени телесов. (4) Озеро, окружённое множеством живописных горных хребтов, находится на высоте в 436 метров над уровнем моря. (5) По своей глубине это четвертое самое глубокое озеро России, входящее в список 30 самых глубоких озёр мира. (6) В длину озеро вытянулось на целых 77 километров, а средняя ширина составляет 2-3 километра. (7) Глубина Телецкого озера - 325 метров. (8) Озеро содержит огромные объемы чистейшей пресной воды, по своей чистоте не уступающей воде озера Байкал. (9) Около семи десятков рек впадает в озеро, не считая нескольких сотен других более мелких периодических источников.


Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1) Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый, больной человек.

(2)Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… (3)Он изнемогал.

(4)Он присел на придорожный камень, наклонился вперёд, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривленные пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль.

(5)Он вспоминал...

(6) Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат – и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... (7) И вот теперь у него нет куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов... (8) Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? (9) И горько ему было на сердце и стыдно.

(10)А слезы всё капали да капали, пестря седую пыль.

(11) Вдруг он услышал, что кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.

(12)Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

(13)– Ты всё своё богатство роздал, – послышался ровный голос... (14) – Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

(15)– Не жалею, – ответил со вздохом старик, – только вот умираю я теперь.

(16)– И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, – продолжал незнакомец, – не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

(17) Старик ничего не ответил – и задумался.

(18)– Так и ты теперь не гордись, бедняк, – заговорил опять незнакомец, – ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

(19)Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

(20)Старик подошёл к нему – и протянул руку. (21)Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

(22)Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.

(23)И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный кусок – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

(По И.С. Тургеневу)

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Просить милостыню унизительно.

2) Старик сожалеет о том, что делал добро людям.

3) Старику горько и стыдно из-за того, что он своё богатство отдал другим людям.

4) Истинное сокровище человека – его добродетельность.

5) Старик почувствовал радость, когда ему подали милостыню.



23Какие из перечисленных утверждений является ошибочными? Укажите номера ответов.

1) Ведущий тип речи в этом тексте – описание.

2) Предложение 6 содержит объяснение того, о чём говорится в 5 (пятом) предложении текста.

3) Предложение 2 содержит элемент описания.

4) В предложениях 6-9 описаны повторяющиеся действия персонажа.

5) В предложениях 13-16 представлен диалог старика со своим другом.



24Из предложений 1-6 выпишите антонимы.



25Среди предложений 5-13 укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Стихотворение в прозе «Милостыня» приглашает к размышлению, передаёт тонкости духовного мира, глубину переживаний человека. Тургенев с помощью таких тропов, как ___(А) («словно чужие» в предложении 2) и ____(Б)(«старый, больной в предложении 1, «глаза не лучистые, а светлые», «взор пронзительный» в предложении 12), рисует портреты старика и незнакомца. Внутреннюю боль старика помогает передать синтаксическое средство - ____(В) (предложение 8). Усиливает эффект от прочитанного ____(Г) (например, «капали» в предложении 10, «и» в предложении 23).»

Список терминов:

1) вопросно-ответная форма изложения

2) диалог

3) риторический вопрос

4) эпитеты

5) сравнение

6) антонимы

7) ряды однородных членов

8) лексический повтор

9) синонимы