Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 8
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2014 год. Вариант №5

Часть "A"

При выполнении заданий этой части (A1–A30) выберите один правильный ответ.

A1В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?






A2В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?






A3Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.






A4Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выполняя чертежи,





A5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).






A6В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?






Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.

(1)… (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)… кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других искусств, что свидетельствует о синтетичности этого вида искусства. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное. (6)В нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

A7Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?






A8Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?






A9Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?






A10Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.






A11Укажите предложение, в котором есть действительное причастие прошедшего времени.






A12Укажите значение слова ЕСТЕСТВЕННЫЙ (предложение 6).






A13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьются волны, вдали на рейде стоят корабли с убра(2)ыми парусами, а на тёмном небосклоне мерцает серебря(3)ый диск луны.





A14В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?






A15В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?






A16В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?






A17В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква И?

А. удва..вался Б. черешн..вый В. преодол..вать Г. назойл..вый





A18В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?






A19В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?






A20Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в приведённом ниже предложении.

Желанный миг настал ( ) и наш корабль под звуки салюта отошёл от берега.





A21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Путешествие и чтение – занятия родственные: как (1) путешествуя (2) мы узнаём новое, видим, как вновь и вновь открывается (3) манящая нас (4) даль, так и от книги к книге мы идём, как путник от горизонта к горизонту.





A22В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

«Звук – это одно, а буква – это другое» – такой (1) кажется (2) безобидный языковедческий закон вызывает у людей немало огорчений. Можно сказать твёрдо, что «написание по слуху», а не по правилам орфографии (3) конечно (4) не облегчило бы труд пишущего.





A23Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)






A24Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я долго самонадеянно полагал, что знаю Пушкина: я же читал его в детстве и юности, прочёл о нём немалое количество книг и статей.





A25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Насекомые своим твёрдым покровом (1) обязаны меди (2) под воздействием (3) которой (4) в организме усиливается образование необходимого количества меланина, идущего на постройку панциря.





A26В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1) и (2) если ты приедешь (3) я охотно расскажу о том (4) что меня теперь волнует.





Прочитайте текст.

В начале XIX века Французская академия вынесла постановление не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба: учёным казалось, что все описания метеоритов – «небесных камней» – плод фантазии, поскольку камням неоткуда падать. Это очень опасный путь – отрицать всё, что ещё не нашло объяснения. Отрицание существования непонятного не раз тормозило развитие науки.

A27В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?






Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 – B8.

Эта заметка предназначалась для газеты, которую в 1924 году Союз писателей решил выпустить к 125-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Опубликована лишь в 1962 году.

(1)Сто двадцать пять лет очень немного на весах истинного искусства. (2)За такое короткое время можно, однако, успеть повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак.

(3)Мы призваны – согласились – и я в том числе – писать о гении. (4)Писать – значит судить. (5)Подлежит ли гений суду? (6)Возможна ли канцелярская бумага, посланная Александру Сергеевичу Пушкину с требованием немедленно пересмотреть «Бориса Годунова» и выкинуть из этой книги всё, что я не понимаю или с чем не согласен?

(7)Ответ ясен. (8)Итак, можно написать только, что дал он тебе и что ты взял от него и, пожалуй, ещё: сохранил ли до сего дня?

(9)Да, сохранил.

(10)Почему этот гений не страшен? (11)Без молний и громов, без режущего глаза блеска? (12)Когда я думаю о Пушкине, немедленно и отчётливо представляется мне та Россия, которую я люблю и знаю. (13)Я знаю его с той поры, как начал читать. (14)Лет семи, в гостях, я уединился с книгой Пушкина, прочёл «Руслана и Людмилу», и у меня до сего времени, несмотря на тот бессильный читательский возраст, остаётся ясное сознание, что я очень хорошо понимал всё, что читал у Пушкина в первый раз. (15)Путь воплощения строк в образы, а образов в подлинную действительность был краток, мгновенен и оставил сознание не чтения, а переживания.

(16)Так было и дальше. (17)Входя в книги Пушкина, я переживал всё, что было написано в них, с простотой летнего дня и со всей сложностью человеческой души. (18)Так полно переложить в свои книги самого себя, так лукаво, с такой подкупающей, прелестной улыбкой заставить книгу обернуться Александром Сергеевичем мог только он один. (19)Я слышал, что где-то в воздухе одиноко бродит картинный вопрос: «Современен ли Пушкин?» (20)То есть: «Современна ли природа? (21)Страсть? (22)Чувства? (23)Любовь? (24)Современны ли люди вообще?» (25)Пусть ответят те, кто заведует отделом любопытных вопросов. (26)Теперь, когда «искусство» приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью, Пушкин представляется мне таким, как он стоит на памятнике и взглядом настоящего, большого, а потому и доброго человека смотрит на русский мир, задумывая поэтическое создание с трепетом и тоской при мысли, какой гигантский труд предстоит совершить ему, потому что нужно работать, работать и работать для того, чтобы хаотическая пыль непосредственного видения слеглась в ясный и великий пейзаж.

(27)А.С. Пушкин знал, что такое искусство.

(По А.С. Грину*)

* Александр Степанович Грин (1880–1932 гг.) – русский писатель, автор философско-психологических произведений с элементами фантастики. В числе самых известных его книг – «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».

A28Какое высказывание соответствует содержанию текста?






A29Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?






A30Какое из выделенных слов употреблено в тексте со значением отрицательной оценки предмета или явления?






Часть "B"

Ответом к заданиям этой части (В1–В8)является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ БЕЗ ПРОБЕЛОВ, ЗАПЯТЫХ И ДРУГИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ.

B1Укажите способ образования слова ОТЧЁТЛИВО ( предложение 12).



B2Из предложений 14-17 выпишите причастие.



B3Из предложения 12 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.



Ответы к заданиям B4 – B7 запишите цифрами.

B4Среди предложений 1-8 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.



B5Среди предложений 10-16 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



B6Среди предложений 12-19 найдите сложное предложение с параллельным соединением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.



B7Среди предложений 1-8 укажите предложение, которое связано с предыдущим при помощи однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B8«Статья А.С. Грина меньше всего похожа на дежурную юбилейную речь. А.С. Грин говорит о «наболевшем» и в полемике с неназванными, но реальными противниками блестяще использует троп – (А)_________ («прелестная улыбка» в предложении 18, «гигантский труд» и «великий пейзаж» в предложении 26). Он не записывает заранее заготовленные, «отглаженные» фразы, а ищет непосредственно в процессе письма способы точно выразить мысль. Поэтому здесь использован троп – (Б)_________ (например, «повернуться спиной к своему собственному восторгу и поставить над вчерашним днём подлинного искусства вопросительный знак» в предложении 2; «„искусство” приняло форму футбольных мячей, перебрасываемых с задней мыслью» в предложении 26) – и лексическое средство выразительности – (В)_________ («краток, мгновенен» в предложении 15). Синтаксический приём – _________ (предложения 20-23) – помогает автору ярче передать свои мысли».

Список терминов:

1) фразеологизмы

2) гипербола

3) синонимы

4) развёрнутые метафоры

5) вопросно-ответная форма изложения

6) эпитеты

7) анафора

8) диалектизм

9) парцелляция



Ваше имя: