Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 8
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2014 год. Вариант №4

Часть "A"

При выполнении заданий этой части (A1–A30) выберите один правильный ответ.

A1В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?






A2В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?






A3Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.






A4Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Развив идеи Джотто и Альберти,





A5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).






A6В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?






Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.

(1)… (2)Это рост населения мира, ликвидация социального неравенства, голода, болезней, неграмотности, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (3)В связи с этим международное сотрудничество и взаимопонимание учёных различных стран призваны сыграть свою роль в решении главных проблем, стоящих перед человечеством. (4)Кроме того, говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (5)К сожалению, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки в современной культуре, а иррациональные и мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (6)… вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.

A7Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?






A8Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложение текста?






A9Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?






A10Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.






A11Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРИЗВАНЫ (в предложении 3).






A12Укажите значение слова ЦЕННОСТИ в предложении 6.






A13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Эпическая тема поэмы С. Есенина «Анна Снегина» выдержа(1)а в некрасовских традициях: тут и сосредоточе(2)ость на народных проблемах, и сюжет о народном вожаке, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особе(3)ости речи крестьян.





A14В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?






A15В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?






A16В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?






A17В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. перекра..вающий Б. черешн..вый В. удоста..вая Г. дешёв..нький





A18В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?






A19В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?






A20Укажите правильное объяснение пунктуации в приведённом ниже предложении.

Солнце появилось из-за горизонта ( ) и его лучи ворвались в рощу.





A21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» – первую общественную организацию художников в России.





A22В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

«Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» А.С. Пушкин (1) как известно (2) считал неотъемлемыми свойствами русского характера. Эти свойства (3) конечно (4) отразились в поэзии и прозе Александра Сергеевича.





A23Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)






A24Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Лексика находится в постоянном движении: одни слова уходят из языка, другие закрепляются в нём.





A25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Исследование (1) посвящено жанру торжественной оды (2) поэтика (3) которой (4) приобретает самобытные черты в творчестве Ломоносова.





A26В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Небо совершенно сливалось здесь с землёю (1) и (2) хотя нас окружал густой мрак (3) видно было (4) как тускло светили фонари на улицах.





Прочитайте текст.

Все морские животные прямо или косвенно зависят от растительного планктона, лежащего в основе пищевой цепи, а растительный планктон может существовать лишь там, где в толщу воды проникает достаточное для фотосинтеза количество солнечного света. Ниже этого слоя жизнь быстро скудеет, так как глубоководные организмы всецело зависят от поступающих сверху останков растений и животных. Поэтому достаточно загрязнить только малую часть верхнего слоя, чтобы погибла вся жизнь в океане.

A27В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?






Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 – B8.

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.

(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой – это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной блузкой и туфлями.

(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное – красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.

(По Л.Г. Матрос*)

* Лариса Григорьевна Матрос – юрист по профессии, доктор философии, писатель, литературный критик

A28Какое высказывание соответствует содержанию текста?






A29Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?






A30Какое слово употреблено в тексте в переносном значении?






Часть "B"

Ответом к заданиям этой части (В1–В8)является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ БЕЗ ПРОБЕЛОВ, ЗАПЯТЫХ И ДРУГИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ.

B1Укажите способ образования слова ПЕРЕРЫВ ( предложение 13).



B2Из предложений 8-11 выпишите притяжательное местоимение.



B3Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЧТО-НИБУДЬ ЭДАКОЕ (предложение 9).



Ответы к заданиям B4 – B7 запишите цифрами.

B4Среди предложений 21-28 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.



B5Среди предложений 12-20 найдите все предложения, осложнённые обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.



B6Среди предложений 18-27 найдите сложное предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.



B7Среди предложений 4-9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B8«Чтобы подчеркнуть неоднозначность и злободневность поднимаемой проблемы, её многогранность, Л.Г. Матрос использует приём – (А)_________ (предложения 2-3), а также синтаксическое средство – (Б)___________ (предложения 4, 6). Такой приём, как (В)___________ (предложения 16-20), создаёт впечатление доверительного разговора, которое усиливает другой приём – (Г)________ («потому» в предложениях 19-20)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) парцелляция

3) вопросно-ответная форма изложения

4) профессиональная лексика

5) эпитеты

6) лексический повтор

7) вопросительное предложение

8) сравнение

9) ряды однородных членов предложения



Ваше имя: